на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае
p align="left">Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране (национальный), так и к туристскому региону (региональный). При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

— рекреационный;

— лечебный;

— познавательный;

— деловой;

— религиозный;

— этнический;

— транзитный;

— научный;

— экологический и так далее.

Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил.

Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и так далее.

Лечебный (медицинский) туризм, обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и другое).

Познавательный туризм включает в себя, поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа [33, с.56].

Что касается научного туризма, то, как понятие научный туризм включает в себя и экологический, и этнокультурный, и подводный и многие другие виды, но главный его признак - это активное участке туриста в процессе тура, а не просто получение интересной информации и созерцание объектов, что характерно для познавательного туризма. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии, нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетаются с познавательным, научно-познавательным туризмом и так далее.

В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, представляет собой путешествия одного туриста (или группы), по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.

Неорганизованный туризм - это путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и так далее) по мере их приобретения. Разновидностью неорганизованного туризма, является путешествие, так называемым автостопом с использованием в качестве средств передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный туризм, получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около восьмидесяти процентов от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.

По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до пяти-семи дней [16, с.31].

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным - в определенное время года.

Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и тому подобное). Сезонный туризм, в свою очередь, делится на одно - и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков, как летом, так и зимой.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.

Формирование зон для различных видов туризма является комплексной задачей туристского региона, включающей решение следующих вопросов:

— реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры, истории, культуры, восстановление парков и исторического ландшафта;

— реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов;

— создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории;

— развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское;

Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло - наша страна отличается разнообразием и уникальностью природных ландшафтов, великим культурным и духовным наследием, гостеприимством. В то настоящее время эти рекреационные ресурсы не обустроены, для этого необходимы существенные инвестиционные вложения.

Таким образом, туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов

1.4 Научно-познавательный туризм

Согласно приведенной выше классификации, по целям поездки в какую-либо страну, туризм подразделяется на множество видов, которые могут иметь различные объединения.

Учитывая вышеизложенное, научно-познавательный туризм можно классифицировать как вид туризма, который осуществляется:

— с целью профессиональных исследований и представляющий интерес для науки. Например, для изучения исторического и культурного наследия, изучение животного мира и так далее. Обычно исследования проводятся за счет командирующей стороны и представляют собой экспедиции, полевые практики и так далее. При проведении различных конференций и семинаров научно-познавательный туризм совмещается с деловым туризмом:

— с практическими и учебными целями для студентов учебных учреждений. Например, геологические, исторические, археологические практики;

— с целью ознакомления с историей научных исследований, уникальностью природных богатств и историко-культурного наследия для широкого круга людей. Например, путешествие в пещеры, посещение музеев и так далее.

В зависимости от содержательности и эмоциональности экскурсии даже сухой научный текст можно рассказать, таким образом, для того чтобы побудить у простого обывателя интерес к дальнейшему изучению той или иной рассказанной темы.

Научно-познавательный туризм включает поездки с целью ознакомления [4, с.84].

— с природными объектами;

— историко-культурными объектами;

— музеями, театрами и так далее;

— общественным строем той страны, которую посещают;

— жизнью и традициями народов в посещаемой стране и так далее.

В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Научно-познавательные цели сочетаются с целью отдыха (в некоторых турах предлагаются различные услуги по восстановлению здоровья и отдыха участников, например, сплавы, баня и так далее) и развлечений (участие по желанию в различных вечерних программах).

Для развития научно-познавательного туризма имеет большое значение «кустовой» принцип планирования, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристского интереса дополнительных объектов посещения - музейных экспозиций, мастерских народных промыслов, а также организаций культурных акций, зрелищных мероприятий.

Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а, следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры.

Дополнительные объекты посещения должны функционально соответствовать основному объекту туристского интереса, быть доступными для туристов, в тоже время не нарушать характер исторической среды.

В исторических городах - центрах туризма, предусматривается формирование культурно-туристских зон, включающих объекты туристского интереса, предприятия обслуживания, предоставляющие полный комплекс услуг как туристам (проживание, питание, развлечения, справочно-информационное обслуживание и так далее), так и местным жителям.

Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и так далее) тоже могут стать существенными привлекательными элементами культуры и науки на туристском рынке.

Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма [26, с.53]. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка. Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и прочее).

В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом научно-познавательного туризма. К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и так далее. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.

В мировом туризме спросом пользуются, прежде всего, путешествия в дальние, считающиеся экзотическими страны, круизы и отпуск в отелях с полным пансионом, включающим и напитки, а также специализированные поездки, которые организуются, например, для искателей приключений, тех, для кого дикая природа - предмет бесконечною интереса, коллекционеров образцов народного художественного творчества и фольклора.

Россия -- как раз такая страна, где экзотики, нетронутой природы и приключений (в хорошем смысле этого слова) пока еще предостаточно. Все эта ресурсы могут и должны быть задействованы в инновационных туристских проектах -- как федеральных, так и региональных.

Особое место в этих проектах следует отвести научному туризму. Научный туризм - понятие относительно новое, хотя и имеет длительную историю. Новизна заключается в том, что именно сегодня, на наших глазах, научный туризм перестает быть экзотикой и становиться предметом нормального рыночного обращения.

Россия обладает уникальными ресурсами для научного туризма, а именно:

— развитой системой научных исследований в самых широких областях, сосредоточением которых является Российская академия наук (далее по тексту РАН);

— большим количеством разнообразных природных ландшафтных и биосферных заповедных зон;

— большим количеством разнообразных этнографически интересных районов;

— замечательными памятниками светской и церковной архитектуры;

— интереснейшими историческими, мемориальными комплексами различных эпох;

— центрами различных национальных народных промыслов.

Все эти российские ресурсы практически мало освоены туристическим бизнесом Европы, Америки и Азии.

Для их освоения предстоит немало поработать. Требуются и инвестиции, и продуманный план создания конкурентоспособных туристских продуктов. Между тем в настоящее время существует еще немного методик проектирования научных туристских продуктов (при котором приходится учитывать целый рад специфических особенностей, не находящихся в поле зрения проектировщиков традиционных -- рекреационных и познавательных -- туристских продуктов). Существует и проблема кадров, способных организовывать проведение научных туров. Как показывают исследования ВТО, наиболее перспективны комбинированные туристские пакеты, так как в дальних турах клиент хочет ознакомиться с множеством разнообразных объектов. Туры такого рода рассчитаны на сравнительно небольшие труппы при этом комбинация объектов посещения и участия может быть самая разнообразная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.