аиболее ха-рактерен объем соревновательных нагрузок 55-60 мин в неделю. За год насчитывается 23 микроцикла с таким объемом нагрузок.В режимах соревновательных воздействий доля скоростно-силовых нагрузок составляет около 35%, а доля упражнений на развитие специаль-ной выносливости - примерно 25%. Такое распределение позволяет дос-тигнуть должного уровня разносторонней физической подготовленности игроков. Методика тренировочного процесса при переходе от начального этапа спортивной подготовки к этапу спортивного совершенствования требует существенных изменений в содержании и направленности трени-ровочных нагрузок. В этот период происходит смещение акцента от нагру-зок общефизического воздействия к значительным объемам сложно-координационных игровых комбинаций.3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатовНа этапе педагогического эксперимента осуществлялась работа по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики н обучения и совершенствования технико-тактических приемов юных волейболистов 13-14 лет на основе использования описанных в предыдущем разделе основных методических принципов построения экспериментальной программы. Данная методика основана на описанной в научно-методической литературе с внесенными в нее изменениями и дополнениями автором данной выпускной квалификационной работы.В экспериментально группе учебно-тренировочный процесс проводился с использованием разработанной нами экспериментальной методики, в контрольной группе по общепринятой.На начальной стадии педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были проведено выявление показателей технической подготовленности. По завершение эксперимента было проведено повторное тестирование. Сравнение изменение динамики этих показателей в контрольной и экспериментальной группах позволило нам судить об эффективности разработанной экспериментальной методике. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2.Таблица 2 Сравнительные данные результатов освоения технических приемов юных волейболисток 13-14 лет в экспериментальной и контрольной группах до и после педагогического эксперимента (Х±m)|
Технические приемы | Эксперимент. гр (n=19) | Прирост % | P | Контрольн. гр. (n=16) | Прирост % | P | | | Результат | | | Результат | | | | | исходн. | конечн. | | | исходн. | конечн. | | | | 1. Подача | 3,1±0,9 | 3,5±0,8 | 12,9 | <0,05 | 3,0±0,6 | 3,2±0,5 | 6,7 | <0,05 | | 2. Прием мяча | 2,8±0,7 | 3,0±0,6 | 7,1 | <0,05 | 2,6±0,5 | 2,7±0,5 | 3,8 | <0,05 | | 3. Передача мяча | 3,1±0,5 | 3,5±0,7 | 12,8 | <0,05 | 2,8±0,8 | 3,0±0,7 | 7,1 | <0,05 | | 4. Нападающий удар | 2,8±0,3 | 3,1±0,5 | 10,7 | <0,05 | 2,8±0,6 | 2,9±0,4 | 3,6 | <0,05 | | 5. Игра в защите | 2,5±0,3 | 3,10,5 | 13,7 | <0,05 | 2,6±0,5 | 2,8±0,7 | 5,3 | <0,05 | | | Анализ результатов исследования в экспериментальной группе показывает, что наиболее эффективно юные волейболистки осваивали такие технические приемы, как подача и передача мяча. Прирост показателей техники их выполнения соответственно составил 12,9% и 12,8%. В контрольной группе прирост этих показателей был менее значителен - 6,7% и 7,1%. В таком техническом приеме, как нападающий в экспериментальной группе прирост составил 10,7%, тогда как в контрольной только 3,6%. Наименьшая разница между экспериментальной и контрольной группой зафиксирована в приросте качества приема мяча. В экспериментальной группе он составил 7,1, в контрольной группе - 3,8%. Но наибольший прирост в экспериментальной группе составил в игре в защите - 13,7%, тогда как в контрольной группе только 5,3%.По результатам тестирования физических качеств были получены следующие результаты (табл.3)Таблица 3Средние значения показателей тестирования специальных физических качеств волейболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (X±m)|
Группа | Количество выпрыгиваний, раз | Прыгучесть, см | Скоростная выносливость, с | | | До эксп. | После эксп. | До эксп. | После эксп. | До эксп. | После эксп. | | Экспериментальная | 68,1±2,6 | 73,4±2,6 | 41,3±2,4 | 45,4±1,9 | 23,6±1,7 | 27,5±1,9 | | Контрольная | 67,8±2,4 | 69,6±2,3 | 41,6±2,2 | 43,8±2,3 | 23,7±1,6 | 26,9±1,7 | | Коэффициент корреляции (P(t)) | 0,05 | 0,05 | 0,05 | | | По результатам практических исследований можно заключить, что прирост физических качеств, в частности прыгучести и прыжковой выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной несколько выше. Динамика прироста представлена в таблице 4.Таблица 4Динамика прироста показателей тестирования специальных физических качеств волейболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (в %)|
Группа | Количество выпрыгиваний, раз | Прыгучесть, см | Скоростная выносливость, с | | | Прирост, % | | Экспериментальная | 7,8 | 9,9 | 16,5 | | Контрольная | 2,7 | 5,3 | 13,5 | | | Так в экспериментальной группе существенно улучшились физической подготовленности в скоростной выносливости (16,5%), тогда как в контрольной группе только - 13,5%. Не столь значительны показатели прироста в количестве выпрыгиваний (экспериментальная группа - 7,8%; контрольная - 2,7%) за матч и в прыгучести (экспериментальная группа - 9,9%; контрольная - 5,3%). Но и здесь динамика прироста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Таким образом, экспериментальная методика существенно позволяет улучшить техническую и специальную физическую подготовленность юных волейболисток в пляжном волейболе.ВЫВОДЫ1. Подготовка игрока в пляжный волейбол должна осуществляться небольшими последовательными шагами; благодаря этому можно будет уделить равное внимание всем элементам игры, и добиться разносторонней подготовки игрока. Поскольку в основной версии игры участвуют команды, состоящие только из двух человек, каждый игрок в пляжный волейбол должен одинаково хорошо выполнять функции подающего, принимающего, разводящего, нападающего, блокирующего и защитника. 2. Классификация форм обучения в пляжном волейболе построена на основе подхода, базирующегося на требовании эффективности обучения и удобства организации тренировок: - тренировка одного игрока с тренером или без тренера; - тренировка двух игроков с тренером или без тренера: - тренировка трех игроков с тренером или без тренера;- тренировка четырех игроков с тренером или без тренера;- тренировка пяти и более игроков с тренером или без тренера.3. Экспериментальная методика предусматривала поэтапное построение тренировочного процесса: сентябрь - ОФП; в октябрьском мезоцикле подготовки большее внимание уделялось технико-тактическим упражнениям с волейбольными мячами, а также специальной тренировочной работе в объемах от 320 до 370 минут в неделю и общей физической подготовке - от 50 до 75 минут; в ноябре - январе специальная тренировочная работа выполнялась в объемах от 190 до 290 минут в неделю, а на общую физическую подготов-ку приходилось от 35 до 50 минут; м марте и апреле в зависимости от участия в соревнованиях специ-альная тренировочная работа в целом была увеличена, наиболее характер-ные объемы для этого периода - 280-300 минут в неделю, тогда как на об-щую физическую подготовку отводилось от 20 до 50 минут. Соревнова-тельные нагрузки составляли 50-100 минут в неделю. За время педагогического эксперимента было выполнено специальной тренировочной работы 11590 мин, сумма общефизических упражнений составила 1955 мин, со-ревновательной деятельности - 2230 мин.4. Анализ результатов исследования в экспериментальной группе показывает, что наиболее эффективно юные волейболистки осваивали такие технические приемы, как подача и передача мяча. Прирост показателей техники их выполнения соответственно составил 12,9% и 12,8%. В контрольной группе прирост этих показателей был менее значителен - 6,7% и 7,1%. В таком техническом приеме, как нападающий в экспериментальной группе прирост составил 10,7%, тогда как в контрольной только 3,6%. Наименьшая разница между экспериментальной и контрольной группой зафиксирована в приросте качества приема мяча. В экспериментальной группе он составил 7,1, в контрольной группе - 3,8%. Но наибольший прирост в экспериментальной группе составил в игре в защите - 13,7%, тогда как в контрольной группе только 5,3%.5. По результатам практических исследований можно заключить, что прирост физических качеств, в частности прыгучести и прыжковой выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной несколько выше. Так в экспериментальной группе существенно улучшились физической подготовленности в скоростной выносливости (16,5%), тогда как в контрольной группе только - 13,5%. Не столь значительны показатели прироста в количестве выпрыгиваний (экспериментальная группа - 7,8%; контрольная - 2,7%) за матч и в прыгучести (экспериментальная группа - 9,9%; контрольная - 5,3%).ЛИТЕРАТУРА1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. - Минск: Полымя, 1985. - 78 с. 2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. - М. : ФиС. - 2007. - 98 с.3. Беляев, А.В. Волейбол. Учеб. для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев , М.В. Савин . - М.: ФОН, 2000. - 131с.4. Беляев, А.В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2005. - №4. - С.14. 5. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. - М., 1986.- 245с.6. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: методическое пособие / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287с.7. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу / А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2004. - №4. - С. 26.8. Вандевеге, Б. Две тренировочные недели профессионального пляжного волейбола / Б. Вандевеге. - (http://lib.sportedu.ru).9. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов-волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2006. - №1. - С. 14. 10. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с. 11. Горчанюк, Ю. Теоретическое обоснование и проверка эффективности моделей перемещений и прыжков спортсменов в пляжном волейболе / Ю. Горчанюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн.тр. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. - №6. - С. 72-87. 12. Горчанюк, Ю.А. Методические особенности технической подготовки спортсменов в пляжном волейболе / Ю.А. Горчанюк. - (http://lib.sportedu.ru). 13. Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с. 14. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. 15. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский / Под редакцией Ю.В. Питерцева. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998 - - 336с. 16. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2001. 17. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 261 с. 18. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие ,Ю.Н.Клещев - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с. 19. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 231 с. 20. Костюков, В.В. Пляжный волейбол: методическое пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. - М., 1997. - 96 с. 21. Костюков, В.В. Методика записи и анализа игровых действий в пляжном волейболе / В.В. Костюков, Т.В. Царевская // Сб. научно-практической конференции. - Краснодар, 1996 - С. 31-33. 22. Костюков, В.В. Современные тенденции развития мирового пляжного волейбола / В.В. Костюков // Тезисы докладов международного конгресса "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". - Москва, 1998. - т. 1. -С. 265-266. 23. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru). 24. Костюков, В.В. Методика балльной оценки уровня игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru). 25. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru). 26. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев . - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с. 27. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. - Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с. 28. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать /Н.Г.Озолин. - М.;ООО "Издательство Астрель" (профессия - тренер), 2003. - 863 с. 29. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с. 30. Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов.- Киев, 1993.- 88с 31. Рудковская, Э.В. Динамика нагрузок в макроцикле подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе / Э.В. Рудковская //Вестник спор-тивной науки. - № 3 - 2007. - С. 3-7. 32. Рудковская Э.В. Оптимизация процесса прыжковой подготовки пляж-ных волейболисток 14-15 лет средствами изменяющейся опоры / Э.В. Рудковская //Методическое письмо. - М.: ВНИИФК, 2007. - 24 с. 33. Современная система спортивной подготовки /под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 1995 - 320с. 34. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.М.Сероштан, . - Киев, 1987. - 19 с. 35. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с. 36. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. - М., 1993. - 213с. 37. Хапко, В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов / В.Е. Хапко, В.Н. Маслов . - Киев: Здоров'я, 1990. - 125 с. 38. Хемберг, С.Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А. Папагеоргиу. - Терра-Спорт, 2004. - 328 с. 39. Хомберг, С. Некоторые советы по технике и тактике пляжного волейбола / С. Хомберг. - (http://lib.sportedu.ru).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|