на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе
p align="left">4) Перемещение из И. П. с ловлей мяча, наброшенного партнером;

5) Закрепление перемещений в играх и игровых приемах:

а) челночный бег с различными способами перемещений и его варианты;

б) «Эстафеты»;

в) игра «Салки» (правила те же, но вместо бега -- перемещение но заданию;

г) игра «Перехвати шар» -- на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить тар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.

д) игра «Светофор» - правила те же, но добавляется перемещение. Ошибки

1) перемещение на прямых ногах;

2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.

Подачи

Подачи подразделяются на нижние (прямые и боковые) и верхние (прямые и боковые).

В технике любой подачи различают:

1 .исходное положение игрока 2.Подбрасывание мяча

3. Замах

4. Ударное движение

Верхняя прямая подача:

1. И.П.- стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч или левая впереди, мяч в левой руке на уровне пояса;

2. Мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;

3. Одновременно с подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колени, туловище отклоняется назад, замах выполняется правой согнутой рукой за голову;

4. При ударе правая рука резко разгибается, туловище подается вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу, удар производится напряженной ладонью сверху - сзади по мячу.

Обучение (для всех видов подач)

1. Многократное подбрасывание мяча из И.П.

2. Подбрасывание мяча и замах

3. Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом

4. Подача мяча на расстоянии 6-10м. в стену, в парах поперек зала, в колоннах

5. Подача через сетку на расстоянии 4-6м(через сетку на меньшей высоте).

6. Подачи с зоны подач

7. Подачи с зоны подач в левую и правую часть площадки

8. Подачи в определенные зоны

9. Выполнение подач на скорость

10. Закрепление подачи в играх и игровых приемах

Классификация приемов и передач мяча сверху

Приемы и передачи:

Сверху:

1. двумя (на месте, после перемещений, в прыжке, назад за голову)

2. одной (кулаком)

Передача мяча двумя руками сверху.

Передача выполняется согласованным, полным изгибанием рук туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

При передачи в высокой стойки-кисти рук находятся у лба.

При переде в низкой стойки - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.

Обучение

1 .Многократная имитация верхней передачи из изучаемой стойки

2. Держание мяча в положении стойки и броски мяча вперед вверх из стойки, удерживая мяч широко разведенными пальцами

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру.

4. Точное набрасывание мяча партнером и обратная передача.

5. Встречная передача в парах или колоннах переходом в конце своей или встречной колонны.

6. Передача мяча после перемещения выпадом, двойным шагом и скачком, после набрасывания партнером на 1-1,5 метра в сторону, вперед или назад или набрасыванием учителем.

7. Передача мяча с изменением траектории полета и расстоянии передачи.

8. Передача мяча с перемещениями различными способами.

9. Передача мяча под углом 45-90 гр. с изменением направления в траектории в тройках, четверках, кругу.

10. Передача через сетку.

11. Передача в различных тактических комбинациях.

12. Передача мяча назад за голову, (особенности: мяч принимается над головой, кисти горизонтально, руки выпрямляются вверх - назад, туловище прогибается, вес тела переносится на сзади-стоящую ногу).

13. Передача мяча в прыжке (в высшей точке прыжка).

- ловля мяча в высшей точке прыжка;

- передача в прыжке после набрасывания над собой;

- встречная передача в прыжке;

- передача в прыжке через сетку.

14. Передача в игре с акцентом на определенную передачу.

Перебивание мяча кулаком через сетку в прыжке.

1. Перебивание мяча кулаком, удерживаемого над сеткой с места, с разбега (с приземлением с места отталкивания).

2. Перебивание мяча наброшенного или переданного партнером через сетку.

Ошибки:

1. Несвоевременный выход под мяч.

2. Неустойчивое И.П. (неправильная стойка).

3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).

4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).

5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).

6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).

7. Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев).

1.3 Теоретическое обоснование развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста по занятиям по волейболу.

Определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационные способности»

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination -- согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).[3]

Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы»

Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, -- исключение избыточных степеней свободы.

К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:

1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.

2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.

3. Упругая податливость мышц .

В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой.[11]

Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» -- прогнозируемого результата. Программа двигательного действия -- это механизм «объединения» прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений.

Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий -- нервную, мышечную и двигательную.

«Нервная координация -- согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация -- это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация -- согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею».[14]

При одной и той же задаче, но разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи. При этом автор замечает, что координация движений -- это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия.

Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) -- зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, об-работке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.[9]

Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и про-исходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов -- зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами -- проприорецептивными и вестибулярными.

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.

Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.

Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированностъ -- есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

Известно, что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их (B.C. Фарфель). Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.

В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатома - физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.[16]

При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:

- иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся,

- содержать элементы новизны, необычности,

- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений.

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления, как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий», от уровня развития которых зависят эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.

Следует отметить, что точность анализа усилий заметно уступает точности анализа длительности движений, а последняя - точности различения их пространственных признаков.

Каждый вид спортивной деятельности представляет различные требования к способностям человека определять те или иные параметры движений. Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.

« Чувство времени», например,- точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности ( времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полётной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе, рывка штанги), очень важно во многих, и если не во всех видах двигательной деятельности.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояние до какого либо объекта, размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения. Это, например, расстояние между боксёрами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полёта волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. К 13-14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель), достигает высокого уровня развития приближаясь к показателям взрослого человека.

Способность управления мышечными напряжениями.

Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определённым образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метание снарядов различного веса, а также упражнения на тренажёрах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия. Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий». Это чувства которое в различных двигательных действиях приобретает довольно специфический характер. Методика развития способностей у управления силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации.

Выводы:

1. При изучении литературы было выявлено, что координационным способностям было уделено мало внимания на уроках по физической культуре, а конкретно на занятиях по волейболу.

2. Учитывая, что продолжается половое созревание и снижаются координационные способности у девочек 13-14 лет, а технический уровень имеет средние показатели, поэтому мы разработали средства и методы, которые будет способствовать повышению этого уровня.

3. Используя разработанные нами средства и методы повысился:

- уровень двигательных анализаторов.

- появилась пространственная точность и координированность в движениях.

4. Эффективность средств и методов будет наблюдаться при следующих закономерностях:

- неравномерный колебательный характер развития способности к управлению двигательными действиям в разные возрастные периоды - наличие благоприятных и неблагоприятных периодов онтогенеза для развития координационных способностей человека

- гетерохронность ускорений и замедлений в индивидуальном развитии двигательных координаций различного типа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ашмарин Б.А., Вилевский М.Я., Грантынь К.Х. Те и МФВ.: Учебное пособие для студентов факультета ФВ педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989, -173 с.

Аникин Г.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по физиологии. Казань: Радуга, 1992. - 150 с.

Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., Урок физической культуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей.- М.: Советский спорт, 2004.-160 с.

Больсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000-275с.

Больсевич В.К.Физиологическая активность человека. М.: Владос 2000-235 с.

Бальсевич В.К. Возрастное развитие физических качеств человека. - Казань.: Радуга, 1992. -180 с.

Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Владос, 2000, -255с.

Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно- двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. М.: Наука, 1991. - 253с.

Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология. М.: Наука, 1989.- 290с.

Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.: Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС, 1991. - 239с.

Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: ФиС, 1988.-116с.

Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: Высшая школа. 1984.- 98с.

Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989.

Загорский И.П., Залетаев Ю.П., Пузырь и др. Физическая культура. М.Высшая школа, 1989.- 143 с.

Ковалев В.Д. Спортивные игры. М.: Просвещение, 1988г.

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт. 2003г.- 464с.

Круцевич Т.Ю. Издательство «Олимпийская литература», 2003.-422с.

Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николаенко Н.Г. Физическое воспитание. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.: Высшая школа. 1984.-124с.

Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. // Журнал «Физическая культура и спорт», 1984 - 124с.

Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: Наука, 1991.-212с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС. 1977.-271с.

Матвеев А.П., Новиков А.Д. Общие основы теории и методики спортсменов. М.: ФиС. 1977.

Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991.

Никитин В.И. Для оценки двигательной подготовленности школьников. // Физическая культура в школе. 1982, №7,с. 19-21.

Рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми среднего школьного возраста. М.: Просвещение. 1989,-14сю

Романенко В.А., Максимович В.А., Круговая тренировка. М.:ФиС, 1986.-142с.

Семкин А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом. Минск.: 1995.-132с.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Издательство Владос-Пресс, 2002.-608с.

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. Учеб.для студентов пед.ВУЗов.М.: Издателький центр «Академия», 2000.-232с.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение. 1987.-24с.

Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. -К.: Здоровье. 1986.-208с.

Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.: ФиС. 1996.-154с.

Фарфель В.С. Двигательные способности //Теория и практика физической культуры. 1977. №12

Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направлением развития двигательных способностей. М.: Просвещение,1991.

Филлипович А.Б. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости. //Теория и практика физической культуры. 1980. №2, с.49-52.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.