на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принципы дзюдо

Принципы дзюдо

16

Содержание

Введение

1.Дзюдо: от создания до наших дней

1.1 Создание и развития дзюдо

1.2 История мирового дзюдо

1.3 Дзюдо в России

2 Подготовка дзюдоиста

3 Принципы дзюдоиста

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.

Дзюдо является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Этот вид боевого искусства имеет глубокие исторические корни, он впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств и культуры народов Востока.

Дзюдо («дзю» - значит мягкий, гибкий, скромный, «до» - путь, познание, манера держаться, точка зрения, склад ума) - одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзю-дзюцу).

Таким образом, актуальность темы объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.

Цель данной работы дать краткую историческую справку создания и развития дзюдо в мире и России; охарактеризовать основные принципы, техники и положения дзюдо.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 28 страниц.

1 Дзюдо: от создания до наших дней

1.1 Создание и развития дзюдо

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, которая в свою очередь уходит корнями в XV в. в китайскую борьбу Кумиуту, что в переводе означает «голыми руками». Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.

Отцом современного дзюдо считается профессор Дзигаро Кано, родившийся в 1860 г. в г.Микагэ на Японских островах. В Параграфе I Правил Международной Федерации Дзюдо ясно зафиксировано: «Она (МФД) считает, что дзюдо - это то, что было создано Дзигоро Кано». Еще в студенческие годы он серьезно задумывался над возможностью достижения гармонии тела и духа. Не отличавшийся идеальными физическими данными, Кано в короткий срок сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу. Выбрав из них наиболее эффективные и исключив опасные захваты и удары, он создал новую систему физического совершенствования тела и духа - дзюдо.

Окончив в 1882 г. университет, Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзюдо - Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»)». Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.

Дошедшая до нас история Кодокана полна драматических перипетий. Первые годы становления дзюдо были заполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой с многочисленными конкурентами. За какие-нибудь пять лет «интеллектуальная» школа доктора Кано завоевала всеобщее признание. Глубина философских идей ее основателя, благородство поставленной цели - воспитания гармонично развитого человека, достойное поведение учеников - все это вызывало симпатии простых людей. Однако по мере утверждения в стране националистической идеологии старые школы дзю-дзюцу стали с удвоенной силой отстаивать свои права. Их лидеры публично обвиняли Кодокан в отсутствии практических навыков, в напыщенной схоластике и резонерстве, называли Кано книжным червем, отбивающим хлеб у истинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на дзюдо школа дзю-дзюцу Рёи синто-рю (в переводе «Истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей»). Глава этой школы Тоцука Хикоскэ не раз поносил Кодокан в печати, провоцировал стычки своих приверженцев с учениками Кано - словом, стремился любыми средствами дискредитировать соперников. Развязка наступила в 1886 г., когда начальник Управления имперской полиции назначил проведение решающего матча между двумя школами. Поражение Кодокана наверняка привело бы к запрету дзюдо, ибо власти приняли решение упорядочить систему преподавания кэмпо в стране и выбрать в качестве эталона единственную, наиболее эффективную школу. В командных состязаниях приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках питомцы Кано одержали победу, две окончились вничью. Блистательный триумф Кодокана раз и навсегда утвердил превосходство дзюдо над старыми школами дзю-дзюцу, доказав нераздельное единство теории и практики. Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.

Над теорией дзюдо, и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Кано продолжал работать еще долгие годы. Базирование техники дзюдо он закончил в 1887 г., а сформированная система была завершена к 1922 г. - 40-летнему юбилею школы Кодокан. К этому времени профессору исполнилось 62 года.

Лозунгами Культурного общества Кодокан (Кодокан бунка кёкай), стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» (Сэйрёку дзэньё) и «Взаимное благоденствие» (Дзита кёэй). Поясняя физические предпосылки своего учения, вытекающие из освященных тысячелетиями законов кэмпо, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзю-дзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо.

Дзюдо - первый из всех видов восточных воинских искусств, вошедший в Олимпийскую программу игр, проводившихся в Токио в 1964 г., и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта. Окончательно олимпийского статуса Дзюдо добилось в 1972 году в Мюнхене. Техника этой изощренной борьбы уже не составляет секрета ни для спортсменов, ни для болельщиков, и, хотя в международных судейских правилах приемы сохранили традиционные японские названия, любой член юношеской сборной России или Голландии может дать их подробное описание и сравнительную характеристику.

1.2 История мирового дзюдо

Начало продвижения Дзюдо на запад было положено самим Дзигаро Кано, когда он отправился в Европу, чтобы ознакомиться с существующей там системой физического воспитания и одновременно поделиться своими идеями относительно Дзюдо.

В Европе, избалованной английским боксом и греко-римской борьбой, трансформированной в цирковое зрелище, в Европе, имеющей в своем арсенале сават, знакомой с дзю-дзюцу, благодаря заезжим инструкторам, покинувшим Японию в поисках заработка, не было дела до еще одной неизвестной «физической забавы». Первоначально Кано со своими учениками натолкнулся на холодное равнодушие публики. Но показательные выступления, проведенные в присутствии нескольких десятков официальных лиц, вызвали огромную заинтересованность, и многие из тех зрителей впоследствии стали активными пропагандистами Дзюдо. В течение 1890 года Дзигаро Кано посетил Лион, Париж, Брюссель, Вену, Берлин, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Гаагу, Роттердам и Лондон. Европейский вояж Дзигаро Кано принес свои плоды. Начался обмен преподавателями и спортсменами, стали открываться филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах старого света, а позднее и в США. Уже после окончания Второй Мировой войны Дзюдо занимались в 120 странах. Иностранные посетители стали в Кодокане привычным явлением, и в 1903 году амермканский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Йосиаки Ямасите обучать Кодокан дзюдо его сына в США. Ямасита был известен в Кодокане как первый студент, попытавшийся в течение года принять участие в 10000 поединков (он лишь немного не дотянул до этого числа, успев сразиться 9617 раз). Ямасита принял предложение Хилла, но, к сожалению, тот не успел предварительно условиться об этом со своей женой, и, когда Ямасита прибыл в США, их договор был сорван из-за непреклонной позиции миссис Хилл: «Дзюдо жестоко и грубо», однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом доме с президентом Рузвельтом. После чтения книги Инадзо Нитобэ «Бусидо: душа Японии» у Рузвельта возник острый интерес к японским боевым искусствам. Президент пожелал увидеть демонстрацию Кодокан Дзюдо, и в результате Ямасита, рост которого составлял пять футов четыре дюйма, а вес 150 фунтов, встретился с американским борцом, едва ли не в двое превышавшим его по этим показателям. Ямасита сделал несколько бросков, и, в конце концов, уложил противника на лопатки. Рузвельт был настолько впечатлен этим, что посодействовал в предоставлении Ямасите должности преподавателя Дзюдо в Военно-морской Академии США с окладом в 5000 долларов, что составляло по тем временам поистине королевскую зарплату. Очаровательная жена Ямаситы, которая тоже неплохо владела дзюдо, обучала этому искусству дам высшего света. Эта супружеская пара провела в США два плодотворных года.

Наиболее активно Дзюдо начали развивать во Франции, где Кано впервые после Японии демонстрировал свою технику. Отдаленные последствия этого ощущаются и по сей день. По массовости и мастерству дзюдоистов Франция занимает ведущие позиции в Европе. Сборная команда Франции - одна из сильнейших в мире. История сохранила имя Гиде Монгрилье, открывшего в 1904 году зал Дзюдо в Париже. Первым французом, прошедшим обучение в Кодокане, был Ле Приер, который впоследствии у себя на родине также возглавил школу Дзюдо. Обладатель 5 дана Кеисиин Исигуро, приехав в столицу Франции в 1924 году, открыл сразу несколько школ и с публичными выступлениями посетил соседние страны. Профессор Ханно Ри познакомил с техникой Дзюдо жителей Германии и Швейцарии.

В Великобритании в начале века преподавал опытный Акитаро. Он - обладатель 4 дана. Но, демонстрируя Дзюдо, он вынужден был выдавать его за дзю-дзюцу, настолько этот реликт самурайства цепко удерживал позиции вдали от отвергнувшей его родины. По этой же причине и первое учебное пособие по Дзюдо, увидевшее свет в Европе, его авторы Ирвин Гонкок и Хацукума Осигаси вынуждены были назвать «Полное руководство по дзю-дзюцу (Метод Кано)». В 1933 году произошли события, которые стимулировали дальнейший рост популярности Дзюдо. Во вновь открытый клуб г-н М. Фелданкрэ приглашает мастера Каваиси, который, будучи не только знатоком техники борьбы, но и тонким психологом, почувствовал тягу европейцев к постоянному соперничеству, их стремление к титулам, знакам отличия, и прочим атрибутам, подчеркивающим различие между людьми. Следовало также дифференцировать уровни подготовленности занимающихся. Профессор Кваиси распределяет приемы Дзюдо на несколько групп различной сложности и вводит систему контроля, благодаря которой успешно сдавший экзамен по демонстрации техники дзюдоист получает право носить пояс определенного цвета.

После смерти отца дело популяризации Дзюдо продолжил Рисеи Кано. Став директором Кодокана в 1946 году, он внес существенный вклад в укрепление международных позиций Дзюдо. Капитуляция Японии во Второй Мировой войне, последующая оккупация американскими войсками, определили сложность обстановки, в которой ему пришлось действовать. Бомбардировками было уничтожено большинство спортивных залов. С ноября 1945 года действовало запрещение штаба американских оккупационных войск заниматься Дзюдо в официальных учреждениях, в том числе и школах. Вызвано это было небезосновательным опасением, что прикладной характер этого боевого единоборства может доставить массу неприятностей властям в случае народных волнений. В ответ был предпринят шаг, приведший к снятию запрета. Японские тренеры развернули секционную работу в американских частях среди военнослужащих, доказывая свою лояльность властям. Начали проводиться турниры, а переломным стал 1948 год, когда была образована Японская федерация Дзюдо и проведено первое послевоенное первенство страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.