p align="left">Среди других важнейших постулатов можно отметить следующие: «Не причинить вреда наследию»; ограничение политики исключительно охраны наследия; выявление экономической ценности объектов наследия; снижение бедности за счет использования объектов наследия; выявление образовательной ценности объектов наследия Сапрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. - М., 2005. - С. 65. Такая стратегия реализуется с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира. В последнее время очень часто специалистами банка термин «материальное культурное наследие» заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом понятий «культурное достояние», культурный потенциал», «культурная собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов. Специальное Руководство, разработанное специалистами Всемирного Банка так определяет основные принципы операционной политики в этом направлении: «Материальные культурные ресурсы имеют большое значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и традиций народа. Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях ее можно избежать. Банк помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития ...» Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособ. - М.: Мастерство, 2005. - С. 71. Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей. В то же время развитие туризма является способом продвижения глобализации в сфере материального и духовного наследия. Как отмечает хорватская исследовательница Д. Елинчич, «поскольку туризм не статический феномен, а динамический процесс, он оказывает влияние на традиции (культурное наследие). В определенных местных сообществах традиция меняется вследствие туризма. Или если традиция не существует, её изобретают или создают» Шаповал Г.Ф. История туризма: Учеб. пособие. - Мн.: Экоперсперктива, 2004. - С. 56. Аналогичная ситуация наблюдается и сфере материального наследия, когда регионы и территории, не обладающие объектами материального наследия, могут создать их, что называется, на «ровном месте», как, например, поступили в ЮАР, создав город развлечений Сан-Сити на основе бытовавших в данной местности легенд и преданий. Таким образом, если СМИ называют формулой глобализации вообще, то туризм вполне можно назвать катализатором глобализации в сфере использования наследия. В то же время, туризм, несомненно, вызывает и обратный процесс поиска национальной, региональной и иной идентичности у «хозяев», а таковая невозможна без наличия материального наследия. Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» -- другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д. действительно является большим событием» Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в области культурного наследия [on-line], [cited 20, October 2003] Метод доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/Nasl/. Она же предложила следующую классификацию культурного туризма: Исторические путешествия, среди которых можно выделить: Там же. -- «путешествия в историю»; -- «путешествия - реконструкции исторических событий» (Французская революция, великие сражения Наполеона и т.д.); -- изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.); -- религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.). К другой группе она отнесла географические путешествия, целью которых является ознакомление туристов с какой-либо зарубежной страной, определенным регионом или городом. Такие путешествия могут быть комплексными (когда объектом ознакомления является какая-нибудь одна страна или ее столица, их культурно-исторические достопримечательности, современная общественно-экономическая жизнь) или же специализированными (когда туристы знакомятся только с определенными достопримечательностями, чаще всего с культурно-историческими памятниками, природой или же определенными отраслями экономики). Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого--либо направления в искусстве, чаще всего в изобразительном (например, «От Истрии до Равенны», «Барочная зима» -- Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия могут быть организованы и для того, чтобы отдать дань признания какому-либо художнику. В Германии в этих целях издан туристический путеводитель «Гете», а во Франции организуется масса туристических маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или же с их произведениями (Париж в произведениях Бальзака или Золя). Кроме этого, в отдельную позицию выделены специфические формы «экологического и «конгрессного» туризма Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в области культурного наследия [on-line], [cited 20, October 2003] Метод доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/Nasl/. К этой достаточно полной классификации можно добавить специфические формы «ностальгического туризма», который связан с ощущением утраты определенной идентичности, связи с определенным наследием. По известным политическим и социальным причинам следует ожидать успешного развития этого вида туризма в Российской Федерации и странах бывшего СССР. Вместе с тем имеется еще один серьезный аспект при организации туризма в сфере наследия, на который стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница К. Перье-Д'Итерен Перье-Д'Итерен К. Туризм и сохранение культурного наследия [on-line], [cited 25, November 2003] Метод доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/Nasl/, в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями». Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того делает эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом. Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом. Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт. Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных. Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта. Понятно, что для точного определения параметров культурного ландшафта требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации - нечего предложить инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет туристов - огромные потери в виде неполученной прибыли. Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи. При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса. Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных связей между наследием и туризмом, в первую очередь с помощью реализации образовательных программ К.Перье-ДИтерен считает, что необходимы целенаправленные усилия, направленные на «достижение справедливого равновесия между потребностями туризма, законными интересами правительств, связанными с их стремлением максимально использовать объекты наследия для получения ощутимой экономической выгоды, прерогативами индустрии туризма и, наконец, задачами сохранения наследия в широком смысле этого слова -другими словами, всех физических и нематериальных объектов, содержащих в себе память прошлого. Реализация концепции устойчивого туризма -- еще один модный термин -- немыслима без активизации соответствующих программ по консервации объектов наследия, поскольку наследие является важным фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой страны» Перье-Д'Итерен К. Туризм и сохранение культурного наследия [on-line], [cited 25, November 2003] Метод доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/Nasl/. Интересен в данном случае опыт Нидерландов, где по решению правительства с 1991 года осуществляется национальная программа охраны музейных коллекций (так называемый план «Дельта»), в основе которой лежит концепция сохранения наследия и идея «профилактической консервации» Но так было далеко не всегда, отчего страдали художественные центры, культурные объекты, здания и собрания выдающихся произведений во всем мире. Безразличие, халатное отношение, катастрофические музеологические условия, недостаток средств, а также, и прежде всего, наплыв туристов, число которых постоянно растет, -- все это как дамоклов меч висело над культурным наследием. Вот почему, даже если сегодня и можно говорить об улучшении ситуации в связи с растущим, хотя и запоздалым, осознанием ценности культурного наследия, еще предстоит осуществить гигантский объем работ на основе скоординированных усилий по изучению и анализу.
Страницы: 1, 2, 3
|