p align="left">При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга.Дыхательная система. В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 13-14 годам достигает 513-594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 13-14 годам 300-375 см3, минутный объем в покое 4900-5400 см3, легочная вентиляция в покое 6500см3, жизненная емкость легких 2700-3000 см3. Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3.(А.А.Маркосян)[] Развитие подростков в возрасте 13-14 лет характеризуется началом периода полового созревания. В это время организм ребенка претерпевает особенно значительные морфологические и функциональные перестройки. Отмечается (Ивойлов А. В. (82)), что в период полового созревания возможны резкие скачки в проявлении работоспособности и в совершенствовании координационных функций. [] В то же время известно, что глубокая морфологическая и нейрогуморальная перестройка на этапе полового созревания может явиться фактором временного ограничения роста работоспособности и совершенствования координации. С возрастом происходит постепенное улучшение способности дифференцировать темп движения, и эта способность наиболее интенсивно увеличивается до 13-14 лет. Исследованиями доказано, что показатели реактивности у подростков 13-14 лет приближаются к показателям взрослых. Одним из важных показателей совершенной регуляции нервно-мышечного аппарата является высокий уровень Функциональной подвижности. Лабильность нервно-мышечного аппарата у подростков в значительной степени определяется возрастом и направленностью физической подготовки. В процессе выполнения физических упражнений имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам проявления быстроты (Зациорский В.М. (78))[] Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически приближается к уровню взрослого (Фомин Н.А., Филин В.П. (182)).[] Развитие силы происходит неравномерно. С 13-14 лет наблюдается значительный прирост силы. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации. У представителей игровых видов спорта периоды резкого увеличения силы отмечены в 13-15 лет, а темпы роста суммарных величин абсолютной силы более значительны, чем темпы роста суммарных величин относительной силы. Например, ежегодный прирост абсолютной силы с момента начала систематических занятий баскетболом до 14 лет составляет 21%, в то время как прирост относительной силы всего 2,5-3%. Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища (Фомин Н.А., Филин В.П. (38)). [] Важное значение имеет оценка способности испытуемого реализовать приобретенный уровень развития физических качеств в определенном двигательном акте. Это значит, что следует анализировать взаимосвязь функций между собой, а также взаимосвязь функций с уровнем технического мастерства и спортивными результатами. Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т. е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростные качества - быстрота и скоростная выносливость. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 25% - на развитие силы и 25% на - развитие выносливости применительно к подросткам 13-14 летнего возраста. Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и, прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище. Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований (Балакирева М.В (9); Зациорский В.М. (78); Кузнецова З.И. (110); Филин В.Г. (176); Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. (181)). [] Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма человека условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений (Фомин Н.А(181)). [] Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте (Фомин Н.А., Филин В.П. (176)), и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. [] По мнению многих специалистов ( Зациорский В.М. (78); Кузнецова З.И. (110)), структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и нервной периферической системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (Шварц В.Б., Хрущев СВ. (189)). Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость.[] Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных баскетболистов развитие физических качеств происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне (Камышев В.Я., Матвеев А.П. (123)). [] Проанализировав источники по анатомо-физическим и морфо-функциональным качествам можно сделать вывод, что под влиянием систематической тренировки у юных баскетболистов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (при такой же нагрузке). Следует учесть, что после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юных спортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилением кровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузку большей интенсивности. Во время игры в баскетбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвиги в функциональном состоянии организма юных игроков, не восстанавливающиеся длительное время. Поэтому при определении нагрузки в баскетболе необходимо учитывать не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия. Исследования свидетельствуют, что у юных баскетболистов, прирост показателей развития физических качеств в течение 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом (Волков Л.В. (37); Губа В.П. (57)).[] 1.4. Особенности двигательного навыка юных баскетболистов Динамический стереотип, являющийся физиологической основой, двигательных навыков, по сущности своей предполагает диалектическое единство двух противоположностей. С одной стороны, определенной стереотипии, а с другой - динамизма, изменчивости, пластичности основных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга (И.М. Сеченов, 1901, 1952; Н.В. Зимкин, 1969; П.К. Анохин, 1980; Л.П. Пастушенко, 1985). [] Динамичность двигательного стереотипа обуславливается, во-первых, невообразимой сложностью двигательного аппарата, наличием множества кинетических и динамических степеней свободы, изменяющимся состоянием мышц и нервной системы, а, во-вторых, изменяющимися условиями окружающей среды (А.Н. Бернштейн, 1966). В то же время требование точности выполнения движений ставит необходимым условием стабилизацию внешней его картины. [] Динамическим системам свойственна как стабильность их состояния, так и определенная подвижность. Система ограничена в своих изменениях лишь в том смысле, что ей не свойственно. Всевозможные беспредельные отклонения. Стабильность динамической системы обуславливается взаимоотношением его частей, взятых в целом, и предлагает взаимную их координацию (Б.В. Коренберг, 1966, 1999). [] Последнее время широкое распространение получил системно-структурный подход в изучении физиологических механизмов, лежащих в основе двигательных навыков, основанных на теории многоуровневой регуляции по «модели потребного будущего» (Н.А. Бернштейн, 1947, 1961) или «акцептора действия» (П.К. Анохин, 1957, 1968, 1980). [] Проблема стабильности и мобильности двигательных навыков является одной из актуальных проблем совершенствования приемов в спорте (В.Б. Коренберг, 1966; В.М. Дьячков, 1967; И.Н. Преображенский, 1967). [] Н.А. Бернштейн (1966) указывал на принципиальный интерес двух сторон динамической устойчивости в вопросах двигательной стандартизации упражнений. Во-первых, динамическая устойчивость обеспечивает минимальной вариативностью последовательных циклов, во-вторых, динамическая устойчивость по своей природе связана с гармоническими колебаниями. Ряд авторов утверждают, что для надежности результата необходима стабилизация системы движения по основным существенным показателям за счет приспособительной изменчивости, вариативности (В.Б. Коренберг, 1966; В.М. Дьячков, 1972; А.И. Бондарь, 1993). [] Н.В. Зимкин, В.Г. Пахомов (1969) отмечают, что при повторном выполнении стереотипных движений наблюдается вариация внутренней структуры двигательного акта. В.М. Дьячков (1972) утверждает, что важнейшими проблемами двигательного навыка являются: 1) отыскание таких форм вариативности и определение ее диапазонов, которые обеспечивали бы наибольшую стабильность и точность движения; 2) определение средств повышения устойчивости навыка против различных помех. Такими средствами достижения стабильности и мобильности двигательных навыков ряд авторов (B.C. Фарфель, 1959, 1964; В.М. Дьячков, 1961, 1963; Д.Г. Элькин, 1962; В.Д. Мазниченко, 1984, И.И. Вурнашев, 1985) считают: 1)сочетание технической подготовки с совершенствованием специальных физических качеств; 2)приближение подготовительных и специальных упражнений по динамической структуре и характеру движения к основному двигательному навыку; 3)разнообразия условий выполнения технических приемов; 4)сочетание вспомогательных упражнений со специальными; 5)применение контрастности, крайней дифференцировки; 6)изменение привычных условий выполнения основных движений. [] В.Г. Луничкин, С.А. Полиевский (1979), исследуя баскетболистов, пришли к выводу, что нужен индивидуальный подход к нормированию бросков в прыжке при тренировке баскетболистов из-за различия в выносливости ЦНС и особенностей двигательно-динамического стереотипа. Глава 2. Применение методов и приемов обучения техники броска у баскетболистов учебно-тренировочной группы 2.1.Требования к броскам, методы и приемы обучения техники броска у юных баскетболистов Выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы: 1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность. 2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы: а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками; б) создание усилия; в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности; г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории; д) эффективное сопровождение;[коэзи] Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).[] Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 - 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф.,(1975).[]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|