на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психологическая характеристика самбо
p align="left">1) Степень спортивной одарённости.

2) Уровень спортивного мастерства.

3) Уровень индивидуальных резервов энергоинформационного обеспечения напряженной соревновательной деятельности.

4) Состояние здоровья.

5) Мотивация спортивной деятельности.

6) Доминантная природа центральной нервной системы как основа саморегуляции организма и поведения.

В проявлении и описании общего функционального состояния выделяются две качественно различные стороны - субъективная и объективная. Это - проявление двух основных функций общего функционального состояния: мотивация и целенаправленное поведение; восстановление нарушенного гомеостаза (адаптация). Субъективная сторона функционального состояния у человека является ведущей, так как в процессе адаптации субъективные, психологические сдвиги намного опережают объективные. Субъективная сторона общего функционального состояния - это, прежде всего индивидуальные особенности человека, которыми определяется регуляция адаптации и поведения.

В тренировке спортсмен переживает и впервые узнаёт целую гамму психических состояний, оказывающих на него, мотивационную сферу и на конечное отношение к спорту очень большое влияние. Можно сказать что почти каждый человек переживает на соревнованиях, закладывается в тренировке, в ней необходимо искать корни многих соревновательных проблем спортсмена. Состояния тренировки вызываются относительно слабым, но долговременным стресс-факторами и протекают в связи и на фоне утомления, которое спортсмен должен воспринимать как обязательный атрибут тренировки, её результат и уметь стойко его переносить.

Утомление - сопровождает все виды человеческой деятельности. Это функциональное состояние, возникающее в результате интенсивной или длительной тренировочной нагрузки, проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций спортсмена, снижении эффективности и качества спортивной деятельности. Одним из наиболее важных психологических факторов, способствующих преодолению утомления, является мотивацией.

Депривация - психическое голодание, психическая недостаточность, потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, и, в первую очередь, потребности в среде. Одним из важных сопутствующих факторов здесь является монотонность деятельности, монотонность общения.

Монотония - психическое состояние, возникающее у спортсмена в виде ответной реакции на однообразную и бедную впечатлениями деятельность, характеризующееся пониженной психической активностью, снижающее общую реактивность и способность к переключению в ситуациях, не допускающих отвлечения на другие виды деятельности и возникающее задолго до наступления истинного утомления. Спортсмены с низкой устойчивостью к монотонии - монотонофобные - характеризуются подвижными нервными процессами.

Перенасыщение психическое - психическое состояние, из ряда подобных утомлению возникает в условиях однообразия спортивной тренировки в ситуациях, не допускающих переключения на другие виды деятельности. Средствами профилактики психические пресыщения могут быть повышение значимости внутренних мотивов, повышение эмоциональности тренировок, положительная стимуляция спортсмена в жесткой установки на тренировку, создание «окон» для индивидуальных вариаций.

Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующегося неопределённым ощущением угрозы, в отличие от страха, который возникает в ответ на конкретную опасность.

Депрессия - под влиянием спортивных неудач и различных неприятных событий возможно возникновение функциональной депрессии в рамках нормального психического функционирования. Она характеризуется отрицательными эмоциями, падение мотивации, изменением представлений, пассивностью поведения, равнодушием к результатам соревнований.

Гиперпрозекция - болезненное усиление внимания на происходящих в процессе тренировки сдвигах в организме. Это когда спортсмен хочет добиться результатов, не достигая утомления.

Психомоторная персеверация - навязчивое желание продолжать движение или невозможность сразу прекратить движение, не имеющее смысла. При значительном утомлении, это состояние часто спортсменом просто не осознается и после указания тренера, с которым спортсмен полностью соглашается, он снова начинает ненужное движение. Эту работу можно назвать бесполезной и она теряет всякий смысл, это должно быть сразу прекращено или заменено на более эмоциональный вид нагрузки.

Прострация - полная физическая и нервнопсихическая расслабленность после сильного переутомления или нервного потрясения. Данное состояние возникает редко и, как правило, после нагрузок, где наблюдалось выраженное переживание «болевого финишного синдрома».

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, в зависимости от предлагаемых условий данного соревнования.

Оптимально боевое состояние - состояние, характеризующееся оптимальным уровнем активации мозга, вегетативной нервной системой и психомоторным контролем. Можно выделить 3 специфических компонента:

1) физический - совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме (сила, гибкость, легкость, расслабленность и т.д.). Эти ощущения специфичны для разных видов спорта («чувство» воды, дорожки, оружия и т.д.).

2) эмоциональный - для данной деятельности уровень эмоционального возбуждения и направленности эмоций и чувств.

3) Мыслительный - четкая программа действий в условиях конкретного соревнования, полная сосредоточенность на её выполнении.

Фрустрация - психическое состояние, при котором стимулированная потребность в успехе, борьбе, поощрении не нашла своего удовлетворения. При этом спортсмен переживает разочарование, раздражительность, тревогу, отчаяние.

Болевой финишный синдром - интенсивное переживание комплекса ощущений физиологического и психического свойства, возникающие на финишной части не только соревнований, но и в тренировке.

Психоматический срыв - состояние дезинтеграции во взаимодействиях между психикой и соматическими функциями, нарушающее управления двигательным аппаратом и проявляющиеся на пике психического и физического напряжения в соревнованиях. Наиболее частным пусковым механизмом является преждевременная мысль о достигнутой победе.

Эмоциональная персеверация - сохранение эмоции после того, как вызвавшая их причина перестала действовать, а переживание продолжает быть аффективно значимым для спортсмена и его ассоциативный ряд, без объективной потребности, продолжает замыкаться на ключевой раздражитель. Представленные к классификации психические состояния являются собирательной формой тех переживаний и ощущений, которые испытывают спортсмены в разные периоды спортивной деятельности.

9. Волевые процессы

Воля - это регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели.

1) Познание и воля. Воля органически связана с процессами мышления, поскольку в волевых действиях важную роль играет понимание условий и обстоятельств.

2) Чувства и воля. В повседневной жизни мы руководствуемся не только разумом, но и теми переживаниями, которые возникают в данный момент.

3) Внимание и воля. Отличительной особенностью произвольных действий является их сознательная целеустремлённость, что требует определённой степени концепции и сосредоточения внимания.

4) Движения и воля. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершая определённое движение.

Таким образом, воля обнаруживает одну из важнейших функций - функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека.

10. Требования к личности спортсмена

На сегодняшний день выделяются три основные группы психологических проблем спорта. Первая группа - социально-психологические проблемы руководства, управления и организации спорта как социального явления. Проблемы этой группы считаются наиболее актуальными в современном спорте, но к их изучению психология спорта практически еще не приступала. Вторая группа проблем - психолого-педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. В решении этих проблем имеются лишь отдельные частные попытки психологов-исследователей и психологов-методистов. В целом же данная группа проблем остается практически малоисследованной. Между тем от их решения во многом зависит создание подлинно научной спортивной педагогики. Третья группа проблем - собственно психологические проблемы самой научной дисциплины. Проблематика данного исследования относится к группе психолого-педагогических проблем подготовки спортсменов. Обучение методам психологического воздействия не должно быть связано с кризисными ситуациями. Необходимо учить концентрироваться и отвлекаться от посторонних воздействий, а также избегать ошибок и преодолевать возможное напряжение с самого начала спортивной жизни. Концентрация - основа предварительного обучения. Концентрация - это способность фокусировать свое внимание на наиболее важных вещах и не замечать все остальное. Обучать, объясняя два последовательных действия: сфокусировать свое внимание на чем-либо определенном, а затем спокойно вернуться в исходное состояние. Каждый спортсмен концентрируется перед выполнением какого-либо действия. Проблема в том, как? Если спортсмен выполняет движение недостаточно эффективно, то, возможно, он концентрируется не на тех вещах. Не говорить «Концентрируйся», а указать точно, на что он должен обратить внимание.

Учить спортсменов в процессе занятий концентрировать свое внимание и возвращаться в исходное состояние. Постоянное повторение поможет овладеть этой способностью.

Помочь понять, что различие движения в лучшем и худшем исполнении, прежде всего, определяется собственным проговариванием действия и мыслями о нем. Научить спортсменов разговаривать с самим с собой и оценивать выполненное действие. При хорошо выполненном движении спортсмен не думает о нем, а автоматически реализует свои усилия. При нечетком выполнении спортсмен сомневается, слишком много думает, как выполнить движение, анализирует, оценивает и действует слишком зажато.

На занятиях напоминать спортсмену, что он подготовлен к работе, должен расслабиться и выполнить упражнение. Для достижения этой цели спортсмену дается одна или две цели для концентрации, не более. Сужая поле концентрации, спортсмен имеет больше шансов выполнять движение автоматически.

Спортсмен должен быть осторожен с собственными приказами: «Ты должен, ты обязан и т.д.». Желательно в мысленных посылах в более мягкой форме определять алгоритм своих действий, например: «Итак, пошел» или «Вперед». Объяснять главные причины стресса. Мысли спортсмена о предстоящем соревновании, результате, болельщиках не приводят к успеху. Также № лучше не вспоминать о прошедших соревнованиях, поражениях и победах, уровне подготовки соперников, наставлениях родителей, пожеланиях друзей, условиях соревнований и т.д.

Учить спортсмена концентрироваться на том, что он способен контролировать. Всегда учить атлета концентрироваться только на возможных контролируемых действиях, а не концентрироваться вообще. Учите спортсмена думать конкретно по правилу «Здесь и сейчас». Легче управлять стрессом и избежать психологической перегрузки, если вы конкретно мыслите о настоящей ситуации. Отрицательные воспоминания о поражениях, а также предвкушение предстоящих побед не принесут психологической устойчивости.

Учить спортсмена контролировать свое зрение и слух, видеть только то, что позволяют ему быть спокойным и уверенным, слушать только то, что его не тревожит. Если что-либо раздражает атлета, необходимо переключиться на что-нибудь нейтральное или успокаивающее. Поощрять желание спортсмена бороться с самим собой. Сосредоточение на возможности превзойти соперника обычно ведет к отрицательному стрессу. Лучше настраиваться на улучшение собственного результата и выступить наилучшим образом. Помочь спортсменам концентрировать свое внимание на том, что должно случиться. Обычно победители перед соревнованиями думают о том, что должно случиться, в то время как проигравшие боятся, как бы чего не случилось. Поощрять спортсменов, если они мыслят иначе. Практиковать совместный анализ того, как спортсмены готовились и что получили в результате.

Всегда наблюдать за поведением спортсмена. Внутреннее состояние проявляется в его действиях. Следить за всеми действиями своих подопечных. Движения, мимика, характер общения с коллегами и с вами расскажут вам больше, чем выяснение состояния при разговоре с ними. Самооценка - главный фактор реализации возможностей спортсмена. Результаты напрямую зависят от того, как спортсмены оценивают лично себя и других. Ваши спортсмены будут учиться быстрее, повышать спортивные результаты и иметь меньше проблем в тренировке, если вы поможете им прежде всего более критично оценивать себя. Научить их чаще обращать взор внутрь себя и при этом объективно и доброжелательно смотреть на свои действия.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.