на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психология групп и коллективов в футболе
группе может быть разный психологический климат. Это довольно устойчивое явление. Хороший, благоприятный психологический климат способствует наиболее успешному достижению группой цели, преодолению препятствий, а также позволяет эффективно решать возникающие в группе конфликты.

Проблема преодоления межличностных конфликтов актуальна для спортивной деятельности. Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, определяют противостояния между спортсменами. Низкий уровень сплоченности спортивной группы выражается в наличии частых конфликтов между членами группы, в допущении грубых нарушений спортивного режима, что приводит иногда к прекращению занятий спортсменом. Длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают разрушительное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе, что требует неотложного воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется со многими трудностями.

Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, которые возникают в результате достижения командой успеха, что является стимулом к дальнейшему совершенствованию, или неудачи, которая может разобщить группу.

В группе можно наблюдать здоровую конкуренцию. Это проявляется в том, что каждый член группы стремится стать лучше остальных и быстрее получить более высокий спортивный разряд. Такая позиция почти всех учащихся не может являться причиной разобщения группы и не приводит к конфликтам и недопониманию. Наоборот, в группе часто присутствует здоровая атмосфера соперничества. Но спортсмены, которые выделяются лучшими результатами, пользуются большим авторитетом, а остальные тянутся за ними. Тренер в процессе обучения может учитывать этот фактор.

2.2 Футбол как командный вид спорта

Футбол - это не только, а может, и не столько, единоборство на поле, сколько большая подготовительная работа к игре. Если хотите, это психологическое единоборство «тренер-игрок», в котором тренер должен уметь не всегда побеждать. Это как в философии восточных единоборств: нужно уметь грамотно уступить в малом, чтобы потом выиграть в гораздо большем. И здесь огромное значение имеют личностные качества тренера. Тренер просто обязан в каждой конкретной ситуации проявлять искусство педагога. Тонко разобравшись в нюансах острой ситуации, идя порой по наитию, он должен выбрать единственно верный путь разрешения конфликта. Может быть даже через искусственное доведение конфликтной ситуации до апогея. Говоря казенным языком, это один из пунктов его должностной инструкции - разрешение конфликтных ситуаций без разрушения коллектива. Пункт, конечно, неформальный, но обязательный.

Нельзя понять тренеров, которые сетуют главным образом на неподготовленность своих футболистов психологически к какой-то игре. Бывает, безусловно, что у команды «не ее день». Не знаю уж, или звезды на небосклоне «не так» расположились, или тренер в чем-то дал промашку. Хотя, скорее всего, это все в комплексе. Но в любом случае, тренер не должен во всех грехах винить звезды или игроков. Нужно прежде всего «проанализировать себя». Причина может быть не в тактической расстановке, а, к примеру, в том, что у футболистов, игравших по тактической задумке «в связке», произошла размолвка по какой-то там бытовой мелочи. А само это накладывает на их отношения определенную тень. Если этот эпизод прошел мимо тренера, и он не смог сгладить конфликтность, переведя ее, допустим, в шутку, тогда кого следует винить в том, что связка не сработала?

Ведь что такое работа главного тренера: в нужное время на нужную позицию поставить нужного игрока. Просто? Но в этой простоте вся сложность.

При этом тренеру нельзя допускать срывов на крик, излишнюю нервозность. Он должен быть эмоционально сдержан, рассудителен, внимателен, вежлив, способен к сопереживанию и иметь бесконечное терпение. Тренер должен знать свое дело, а значит, - быть специалистом в общении с людьми, быть самому ответственным и добиваться ответственного отношения к делу от игроков. Он - организатор, не боящийся принимать непопулярные решения. Причем в сегодняшних реалиях - решения, непопулярные где-то и для руководства клуба. Но для этого тренер должен своими действиями доказать руководителям, что он пришел создавать команду. Тогда, возможно, эти его решения будут находить понимание у руководства клуба.

Сейчас можно часто слышать, что вместе с главным тренером с командой должен работать психолог. Даже есть люди, ратующие за то, чтобы психолог был «в команде». Мое глубокое убеждение - такой подход в корне неверен. Я противник разговоров на эту тему. Коли тренер не психолог - это уже не тренер в исконном понимании этой профессии. Уверен, если кто-то, находясь на должности главного тренера и будучи футбольным человеком, не является психологом, то ему лучше подыскать себе иное применение в футболе: ассистент, селекционер, тренер-методист.

Главный тренер был, есть и останется при любых современных веяниях в тактике и построении учебно-тренировочного процесса - педагогом, чутким психологом.

По большому счету, анализируя работу выдающихся тренеров-педагогов прошлого и настоящего, можно выделить два основных стиля управления: автократичность - это незаменимость тренера, беспрекословное подчинение его власти всех игроков; демократичность - сотрудничество, инициатива, творчество. Форму же управления командой выбирает тренер - это его прерогатива, исходя из черт характера, наклонностей. Второй вариант позволяет сделать игроков своими «соратниками», но труден в том плане, что творчество может захлестывать, и футболисты незаметно для себя переходят определенные границы.

2.3 Особенности футбольной команда как малой группы

Все тренеры-практики, думаю, знают, что команда живет и работает в разноплановых и постоянно меняющихся условиях: предсезонная подготовка, тренировки в процессе сезона, игры и их ход, межигровые паузы, формирование взаимоотношений футболистов на поле, на базе, в быту, во время выездных матчей (гостиницы, самолеты, автобусы). Поэтому особое значение имеет создание сплоченного коллектива, умеющего преодолевать игровые и жизненные трудности. Во многом это - базис работы тренера.

Нельзя забывать, что команда - общность людей. А само понятие «общность» предполагает общие профессиональные интересы, устремления. Поэтому нужно знать психологические особенности каждого игрока. Эта мысль, наверное, звучит банально, но от этого ее актуальность для каждой конкретной команды не теряется. Например, если тренер видит, что у парня есть задатки лидера, но он еще молод, и поэтому «старички» пытаются постоянно задвинуть его на вторые роли, возможно, имеет смысл поговорить с опытными игроками. Это в том случае, когда тренер уверен в молодом футболисте. Если же нет. Все равно решение принимать тренеру, исходя из анализа взаимоотношений в команде и задач, которые стоят перед коллективом.

Психологический климат в команде зависит от многих внутренних и внешних факторов - объективных и субъективных. Внешние: материальная сторона, цели команды, окружающая обстановка («среда»). Внутренние: индивидуум, интеллект, личностные качества.

В конце концов, кредо тренера - не просто использовать игрока в той или иной тактической схеме, а раскрыть его сильные стороны. Исходя из этого и должны подбираться игроки (читай - исполнители). И что бы сегодня ни говорили о том, что футбол стал другим, что в нем надо работать по-новому, в своих базовых, основополагающих принципах футбол неизменен. Никто не может финансовыми ресурсами исключить специфику взаимоотношений «игрок-игрок», «тренер-игрок». Просто новые методы работы в плане психологии должны учитывать материальную составляющую, несколько изменившиеся принципы мотивации, бытовые условия, обстановку вокруг футболистов. Привносит новое в работу тренера и наличие легионеров в команде. Главный тренер обязан делать поправку на субкультуру иностранцев, языковой барьер, менталитет. Все это предъявляет дополнительные требования к тренеру, предполагающие определенную широту кругозора, которая позволяет находить общий язык с иностранцами. Далеко не лишним сегодня, особенно для молодых тренеров, собирающихся стать серьезными специалистами, является знание иностранного языка. А лучше - двух. Например, английского и итальянского.

Но при этом, как 30 лет назад, так и сегодня, создавая команду, тренер должен ставить реальные задачи, корректируя их только в сторону повышения. Он обязан создавать благоприятный микроклимат, формировать коллектив, умеющий с минимальными потерями преодолевать и взлеты, и падения.

Для этого в команде должен формироваться определенный психологический настрой. А для такого настроя необходим прежде всего правильно спланированный учебно-тренировочный процесс, исключающий однообразие, организационные сбои, наличие «любимчиков», огульное охаивание.

Считают верхом тренерского искусства команду, основанную на доброжелательных отношениях, взаимоуважении, взаимовыручке с определенной долей «перчинки». При этом нужно настойчиво бороться с групповщиной. В этом смысле порой нужно умело формировать конфликтные ситуации, не переходящие, правда, в скандалы.

Естественным образом в команде, хочет того тренер или нет, будет формироваться (не только в кадровом, но и в психологическом отношении) «актив» и «пассив», «основа» и «дубль». Не могут быть в каждый конкретный момент все одинаково хорошо подготовлены. Не может быть уравниловки и в оплате труда. При этом не должно быть дележа каких-то «благ», приводящего к ненужной конфликтности. Поэтому за тренером должно оставаться решающее слово в отношении зарплаты, премий, наказаний. Верно используемый материальный рычаг - хорошее подспорье для психологического управления командой. Вернемся к «активу» и «пассиву». «Актив» - это на сегодня наиболее сильные игроки. «Пассив» - молодые, которые пока что не подходят по тем или иным параметрам, не являясь самостоятельными «боевыми единицами». Это перспектива, а смотреть в завтрашний день тренер, независимо от его турнирных задач, обязан. Это тяжело, но нужно. Безусловно, в процессе кропотливой работы кто-то отсеется, но такой тренерский стиль честен и справедлив. В конце концов, в футболе блата нет, и на матчи приходят тысячи болельщиков, которые тоже видят, кто чего стоит. Поэтому тренер в погоне за сиюминутной выгодой не должен лукавить с игроками. Путь лукавства - очень скользкий и опасный. Его тренер должен опасаться, если, конечно, он, говоря словами известной поговорки, «играет в футбол, но не играется с футболом».

Таким образом, именно рассмотренный стиль работы дает возможность гармонично провести смену поколений, сохранить преемственность и игровой почерк команды и, что немаловажно, клубные традиции. Кто бы, что бы ни говорил, один из «китов», на которых стоит любой клуб, - сохранение и приумножение традиций, сформированных десятилетиями. Поэтому тренер должен бережно относиться к клубным традициям, умело используя их на благо команды.

Заключение

В работе мы рассмотрели тему «Психология групп и коллективов в футболе» и можем сделать следующие выводы.

Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также массовых средств информации - театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т.д.

В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности.

Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда не совпадает, личность спортсмена, как и всякого другого человека, всегда индивидуальна и неповторима.

Спортивные коллективы различаются по характеру своей деятельности и по количеству входящих в них членов. Наиболее крупные из них, например, спортивные общества и федерации по отдельным видам спорта, охватывающие своей деятельностью тысячи и десятки тысяч спортсменов. Ячейками этих спортивных коллективов являются малые спортивные группы: секции, тренировочные группы, отдельные команды по данному виду спорта, сборные команды обществ, городов, республик, всей страны.

Малая спортивная группа-это социальный организм, объединяющий спортсменов для совместной деятельности по достижению общих для группы (а не только индивидуальных) целей.

Малые спортивные группы объединяют небольшое число спортсменов одной специализации на основе их общих интересов и совместной деятельности в данном виде спорта. Они охватывают только те стороны жизни своих членов, которые связаны со спортивной деятельностью.

Малый спортивный коллектив через более крупные объединения органически связан со всем народом, представляет собой малую ячейку общества. Решая конкретные общие для коллективa задачи и области спортивной деятельности, малые спортивные коллективы содействуют развитию и совершенствованию у своих членов лучших сторон и качеств личности, присущих человеку.

Список использованной литературы

1.
Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2009.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008.

3. Кардялис К., Александравичюте Б. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 1. - С. 71-78.

4. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 67-76.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2009.

6. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

7. Монахова К.В. Влияние индивидуально-коррекционной работы на взаимоотношения в спортивной команде // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 2. - С. 253-259.

8. Немов Р.С. Психология. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.

9. Никандров В.В. Психология. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

10. Петухов О.В. Взаимоотношения в спортивной команде // Вестник Пермского университета. - 2007. - № 6. - С. 192-196.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института психотерапии, 2005.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.