на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психология спорта
p align="left">В проблеме исследования и обоснования темы представляется целесообразным кратко рассмотреть определения тревоги, тревожности, которые непосредственно участвуют в проявлении психической напряженности (стресса). В психологическом энциклопедическом словаре (1990, 2000) тревога определяется как "эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неблагополучного развития событий". Тревожности дается следующее определение: "Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризирующаяся низким порогом возникновения реакций тревоги". Из анализа понятий отмечаем, что тревога и тревожность сопровождают проявления в развитии психической напряженности, возникающие в ответ на результат эмоционального неблагополучия в соревнованиях, и могут порождать устойчивую тревожность, распространяющуюся на другие виды подготовленности лыжников. Вышеизложенное позволяет заключить, что психическое напряжение в определенных ситуациях затрудняет деятельность спортсменов. Тем не менее необходимо отметить, что на ее оптимальном уровне можно успешно решать любые задачи, поставленные в соревнованиях.

Методы регуляции возбуждения у спортсменов

При современном уровне результатов и всевозрастающей конкуренции, когда техническая и физическая подготовленность ведущих спортсменов достаточно высока и примерно одинакова, победу одерживает тот спортсмен, который может четко и осмысленно управлять своим состоянием на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и во время выступления на них. Класс спортсмена во многом определяется тем, как он умеет провести последние дни и часы перед ответственными соревнованиями. Этот этап подготовки во многом определяет успех или поражение в предстоящих соревнованиях. Задачей этапа является сохранение положительных факторов, приобретенных за многолетнюю тренировочную и соревновательную деятельность, и создание оптимального эмоционального тонуса на время соревнований. Для одних спортсменов соревнование - стимул для повышения активности ряда функций организма.

Другие, несмотря на регулярное участие в соревнованиях самого различного ранга, подвержены сильнейшему стрессу, способному вызвать дезорганизацию различных систем организма.

Успех выступления в соревнованиях во многом зависит от оптимального функционирования организма непосредственно перед участием в соревнованиях.

Существующая методика подготовки к выступлению в ответственных соревнованиях по пулевой стрельбе строится на основе управления деятельностью спортсмена. Однако тренер, рекомендуя спортсмену те или иные методы, не всегда знает, вызывают ли они желаемые сдвиги в организме спортсмена. По мнению Н. А. Худадова, в зависимости от того, как происходит управление н самоуправление психическим состоянием, во многом зависит спортивное совершенствование и успех выступлений в соревнованиях, а умело организованное воздействие на психическое состояние спортсмена является одним из путей формирования его личности. Проблема изучения предстартового состояния на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и методика его регуляции в экстремальных условиях на сегодняшний день одна из актуальных.

Влияние обстановки соревнования сказывается обычно на состоянии спортсмена еще до старта. Предстартовое состояние сопровождается учащением и углублением дыхания, повышением газообмена, учащением сокращений сердца, повышением артериального давления и т. д. Эти и многие другие изменения давно известны и описаны во многих литературных источниках.

Физиологи в развитии предстартового состояния выделяют три стадии:

1. Раннее предстартовое, возникающее за несколько дней и даже недель до соревнований.

2. Собственно предстартовое, проявляющееся в последние часы перед выступлением.

3. Стартовое состояние, наступающее за несколько минут до начала выступления.

Исходя из этого, целесообразно и средства регуляции разделить на три раздела: средства регуляции раннего предстартового состояния; средства регуляции собственно предстартового состояния; средства регуляции стартового состояния.

Для оптимизации предстартового состояния мы предлагаем средства и методы, описанные в литературе и имеющие широкое применение в других видах спорта, а также специфические, присущие только пулевой стрельбе. Средства регуляции раннего предстартового состояния. В последние недели и дни перед соревнованиями режим дня необходимо построить в соответствии со спецификой выступления в предстоящих соревнованиях.

Немаловажное значение имеет местоположение спортивной базы, где осуществляется подготовка к соревнованиям.

Хорошо, если она находится в парке, в лесу. Прогулки на местности необходимы каждому спортсмену, общение с природой оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Для удачного выступления необходимо заранее знать календарь соревнований, спланировать время приема пищи, вид отдыха между сериями и положениями.

Смена режима в дни, предшествующие соревнованию, может явиться дополнительным раздражителем. Уровень возбуждения не должен резко подниматься в день соревнований. Необходим его постепенный подъем при индивидуальной дозировке тренировочной нагрузки в предсоревновательные дни. Большую помощь в оптимизации предстартового состояния могут оказать отвлекающие факторы -- чтение книг, игра в шахматы, беседы на отвлеченные темы и т. д., что помогает снизить возбудимость в дни, предшествующие соревнованию.

Как средство оптимизации предстартового состояния применяют массаж. Его роль двояка: во-первых, он способствует скорейшему отдыху мышц после нагрузки, и во-вторых, оказывает благоприятное влияние на нервную систему.

С каждым годом все большую популярность завоевывает психорегулирующая тренировка (ПРТ). В основе метода лежит принцип тренировки нервных процессов. Овладев методикой ПРТ, спортсмен сможет достаточно эффективно управлять своим психическим состоянием. В предстартовом периоде определенный эффект могут дать фармакологические средства. Но чтобы применять их, необходима консультация с врачом.

Средства регуляции собственно предстартового состояния. Регуляция состояния с помощью физических упражнений и специальной разминки с оружием эффективна при использовании специальных комплексов, цель которых либо повысить эмоциональное возбуждение (А), либо снизить его (Б).

Комплекс А:

1. Легкий бег.

2. Гимнастические упражнения.

3. Легкие прыжки вверх на месте.

4. Резкие движения руками и туловищем.

Комплекс можно выполнять под ритмичную музыку.

Комплекс Б:

1. Медленная ходьба с плавными движениями руками.

2. Плавные наклоны вперед и в стороны.

3. Очень плавные вращения туловищем и головой.

4. Плавные движения руками.

Большую роль в регуляции собственно предстартового состояния могут сыграть наставления тренера, он помогает спортсмену «войти» в необходимое состояние. Как и при регуляции раннего предстартового состояния, можно использовать массаж. В связи с тем, что каждое стрельбище имеет только ему присущие особенности, необходимо провести хотя бы одну тренировку на месте будущих соревнований. Если такой возможности нет, то следует проанализировать направление и силу ветра, качество работы установок при скоростной стрельбе и т. д. Для выведения спортсмена из состояния «стартовой лихорадки» рекомендуется отвлечь его мысли от предстоящей соревновательной борьбы. В дни соревнований хороший эффект может дать применение укороченного варианта ПРТ, внушения, самовнушения, самоприказа.

Регуляция стартового состояния. После выхода стрелка на огневой рубеж его контакт с тренером нарушается, поэтому необходимо заранее смоделировать возможные варианты состояния спортсмена и научить его управлять ими. В основе регуляции стартового состояния спортсмена лежит анализ и коррекция его действий. Постоянный анализ - это уже регуляция.

Методы исследования в психологии спорта

Многообразие методов научного психологического исследования можно разделить на четыре группы:

· организационные

· эмпирические

· количественно - качественного анализа научных фактов

· интерпретационные.

1. Организационные методы - определяют стратегию исследования.

К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов.

Комплексный метод заключается в многостороннем изучении одного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества частных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение познавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристик спортсмена.

2. Эмпирические методы: объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.

Объективное наблюдение - используется для изучения психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов.

Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.

3. Экспериментальный метод - лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях - лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и вычислительными средствами).

Естественный эксперимент - констатирующий, формирующий или преобразующий - психолого-педагогический.

В лабораторном и естественном эксперименте иногда используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.

4. Психодиагностические методы.

Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды. Широко используются различные инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

5. Методы количественно - качественного анализа

Используются для обработки фактического материала исследований.

Количественные методы - математико-статистические методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды анализа).

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п. Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки:

· во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы - слабости нервной системы;

· во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в зависимости от указанной выше мотивации.

Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.

Заключение

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена - основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».

Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.

Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.

В настоящее время научная разработка психологии спорта ведется в большинстве стран мира.

В истории отечественной психологии временем рождения психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненные проф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы на процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры») и Т.Р. Никитиным («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания»).

Список использованной литературы

1. Байкова И.А., Головач А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте 2006

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

3. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте 1991

4. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоров'я, 1985. - 128 с.

5. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2002

6. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984. 472 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.