на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта
p align="left">С помощью нормативно-правового метода была рассмотрена законодательная база физической культуры и спорта.

При изучении состояния системы физической культуры и спорта был использован социологический метод, который позволил выявить проблемы в управлении данной сферой.

Статистический метод применялся для вторичного анализа данных о состоянии физической культуры и спорта в городе Нижнекамск за период с 2004 по 2006 год.

Эмпирическая база: первичные документы и материалы Исполнительного комитета и Совета Нижнекамского муниципального района за 2004-2006 годы по проблемам физкультуры и спорта;

- статистические данные, полученные от Управления по делам детей и молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

- первичные и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической культуры и спортом в городе Нижнекамске (отчеты, анализы результатов исследований по данной проблеме и др.), полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;

- результаты собственного социологического исследования.

Научная значимость: изучены специфические особенности управления сферой физической культуры и спорта в молодежном промышленном городе с экологически трудными условиями.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы депутатами и муниципальными служащими при подготовке аналитических материалов по данной сфере управления. Разработанная автором программа одобрена руководителями управления по делам молодежи и спорту и уже претворяется в жизнь.

Апробация. Аналитические материалы и программа были положены в основу работы представленной автором в феврале на Всероссийский конкурс профессионального мастерства.

Структура выпускной квалификационной работы.

Работа состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованных источников. В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом. Во втором разделе содержится анализ состояния физической культуры и спорта в Республике Татарстан и городе Нижнекамске и выделяются проблемы, которые пока еще не получили полного решения.

Третья глава ( раздел ) содержит опыт по развитию работы в этом направлении в других регионах Российской Федерации, с учетом которого приводятся рекомендации по повышению социальной значимости физкультуры и спорта., разработанные автором в результате анализа проблем управления физкультурой с и спортом в г. Нижнекамске и опыта их решения в 4-х регионах Российской Федерации.

В четвертом разделе выпускной квалификационной работы рассмотрено правовое, социологическое, компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы.

1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом

1.1 Физическая культура и спорт как объект управления

В отечественных энциклопедических изданиях и специальной литературе «управление» в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Такое толкование понятия «управление» позволяет выделить его важнейшую особенность, состоящую в том, что оно используется для характеристики специфической управленческой деятельности человека в различных сферах неживой и живой природе и социальной жизни.

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим не вызывает сомнения правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дает автор единственного отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» -- Л.И. Лубышева «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании» [2, c. 48].

Физическая культура по своей сущности явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов общества.

Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.

Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Управлению в физической культуре и спорте свойствен ряд закономерностей, одной из которых является его дифференциация.

Сущность этой закономерности проявляется в следующем: управление, возникнув фактически как управление производством (первой сформировавшейся школой управления была так называемая школа научного управления или школа управления производством. В.В. Кузин), в процессе своего исторического развития, которое отчетливо прослеживается на примере последовательного формирования и приоритетного влияния на различных временных этапах разнообразных школ управления (школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа социальных систем и т.п.), все больше и больше внимания уделяет человеческому фактору управлению людьми, коллективами людей, иными словами управлению в сфере социальной жизни. Поэтому не случайно, что в рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации.

Обратим внимание, что в России с некоторых пор стало использоваться понятие менеджмент, будучи заимствованным, из английского языка в начале формирования в нашей стране рыночных отношений. Поэтому обратимся в первую очередь к анализу базовых представлений об этом понятии зарубежных специалистов.

Первое, что обращает на себя внимание при анализе специальной зарубежной литературы, это скорее описание, а не приведение точной дефиниции понятия «менеджмент» [2, c. 76].

Второй весьма характерной чертой представлений о менеджменте является весьма широкая трактовка содержания понятия. Например, «Международный справочник по менеджменту» трактует понятие «менеджмент» как эффективное использование и координацию таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Менеджмент это система рациональной организации управления производственной деятельностью, направленная на эффективное достижение запланированных результатов; это область человеческого знания, помогающего осуществлять разумное и эффективное управление; это социальный слой людей, осуществляющих работу по управлению. В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов менеджмент -- это система мероприятий по эффективному управлению организацией, фирмой, предприятием в современных условиях и на научной основе [2, c. 76].

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, производителя физкультурно-спортивных услуг, так и для потребителей этих услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др.

Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей [3, c. 148].

Рынок услуг физической культуры и спорта многообразен и специфичен.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:

- преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

- децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

- возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

- правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

- все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

- возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

Рыночная экономика способствует:

- развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;

- росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;

- увеличению многообразия их организационно-правовых форм;

- расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг [4, c. 50].

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обуславливает соответствующие особенности менеджмента в этой отрасли сферы услуг.

Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие.

Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции управления.

Основными функциями управления являются таковыми по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов [3, c. 145].

Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.

Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.

Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия [3, c. 147].

К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие:

- принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Юность России» и т.п.), так по территориальному принципу;

- принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие [4, c. 52].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.