на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разносторонняя подготовка спортсмена и ее составляющие
p align="left">Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании. Психическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А. Ц. Пуни, 1969) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением и в течение его (А. А. Лалаян, 1968, 1974; А. Ц. Пуни, 1968 и др.) Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

- В кн.: Психология. Под общ. Ред. П.А. Рудика. М., ФиС ,1974, с. 459-511.

Ранняя пред соревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает: психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.

Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений -- нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями -- анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т. п.).

Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена.

В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоциональных состояний. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам -- страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств (Л. Н. Данилина, 1971). Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревнованиях с помощью разных методов воздействия (А. А. Лалаян, 1968; Н. А. Худадов, 1976).

К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление.

Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение Мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные реакции (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа «успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.

Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выхода, задержек дыхания; чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя); контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявлениями и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.

Словесные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижении победы, высокого результата, настройке на максимальное использование технико-тактических и физических воздействий, самоприказам типа: «отдай все -- только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т. д Алексеев А.В. Себя преодолеть! М., ФиС,1978..

Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие Холодовыми раздражителями на локальные участки тела.

Из психопрофилактических методов влияния применяются прежде всего аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон-отдых. Г. Д. Горбунов (1975) считает, что для регуляции неблагоприятных предстартовых состояний аутогенная тренировка может применяться уже с юными спортсменами 12-летнего возраста. Эффективность ее применения в этом случае во многом зависит от того, насколько задачи, решаемые аутогенной тренировкой, связаны с деятельностью подростков, а также с пониманием ими полезности этого метода для повышения результатов. Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.) Горбунов Г.Д. Аутогенная тренировка -что это такое?-«физическая культура в школе»,1975..

Заключения

При изучении этой темы вначале необходимо познакомить юных спортсменов с основами теории спортивной техники, а затем со структурой процесса обучения движениям, со средствами, методами и приемами технической подготовки. Следует остановиться отдельно на взаимосвязи технической подготовки с физической, тактической и психологической. Усвоение теоретического материала надо связать с особенностями технической подготовки в избранном виде. Целесообразно на занятиях использовать и анализировать материалы фото- и киносъемки, видеомагнитофонных записей.

После изучения темы тактической подготовкой учащиеся должны хорошо знать сущность тактической подготовки и ее значение в избранном виде спорта. Особое внимание следует обратить на задачи и приемы тактической подготовки. Раскрывая значение того или иного приема, желательно подтверждать его эффективность конкретными примерами. После знакомства с основными методическими правилами составления тактических планов для выступления в соревнованиях можно дать задание юным спортсменам самостоятельно составить тактический план.

Методика развития отдельных физических качеств должна изучаться в следующей последовательности: 1) определение понятия; 2) формы проявления данного качества; 3) факторы, обусловливающие уровень его развития; 4) задачи развития данного качества; 5) средства (упражнения), типичные для развития качества; 6) методы развития физических качеств; 7) особенности регулирования нагрузки и отдыха; 8) особенности развития качества в зависимости от возраста и пола занимающихся- 9) контроль за уровнем развития данного качества.

Чтобы занимающиеся лучше усвоили данную тему, в заключение следует рассмотреть, сколько времени отводится на развитие отдельных физических качеств в избранном виде спорта в годичном цикле подготовки (в каждом месяце, этапе и периоде спортивной тренировки)

Рассматривая вопросы, связанные с волевой подготовкой, важно указать юным спортсменам на то, что воля не развивается сама по себе, волю надо развивать и закалять с раннего детства, направленно формировать все волевые качества, особенно те, которые определяют успех в избранном виде спорта, постоянно заниматься самовоспитанием воли. Необходимо подчеркнуть, что волевая подготовка тесно связана и во многом зависит от идейно-политического воспитания спортсмена. Следует познакомить учащихся с видами и содержанием психологической подготовки. Важно указать на то, что в зависимости от вида спортивной деятельности, квалификации спортсмена, периода тренировки, изменяются задачи, средства и методы психологической подготовки. К проведению теоретических занятий по овладению методикой психорегулирующей тренировки с юными спортсменами нужно привлекать специалистов-психологов.

Цель написанной данной работы является теоретическая и практическая подготовка юных спортсменов в различных видах спорта, достижения спортивных результатов, совершенствования спортивных качеств, расширения теоретических знания юных спортсменов, привитие им навыков самостоятельного мышления, развития способности к самоконтролю, самоанализу своих действии который является залогом их будущих успехов в избранном виде спорта.

Список литературы

1. Мазниченко.В.Д. Обучение движениям. - В кн.: Теория и методика физического воспитания. Под общ. Ред. Л.П. Матвеева; А.Д Новикова. ФиС 1976, с. 141-168.

2. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М., ФиС, 1972.

3. Ивойлов А.В. Теоретические аспекты спортивной тактики.-«» Теория и практика физической культуры», 1972, №12.

4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск, «Народная асвета», 1978.

5. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., ФиС, 1977.

6. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Ч.III, гл. 7. М., ФиС, 1977.

7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., ФиС,1976.

8. Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. - В кн.: Психология. Под общ. Ред. П.А. Рудика. М., ФиС ,1974, с. 459-511

9. Алексеев А.В. Себя преодолеть! М., ФиС,1978.

10. Горбунов Г. Д. Аутогенная тренировка- что это такое? - «Физическая культура в школе», 1975.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.