p align="left">Наиболее распространена организация ночлега с удобствами - пансионаты и гостиницы разных классов. Такой способ организации экскурсионно-познавательных туров в настоящее время является преобладающим. Это связано с возросшим спросом на наиболее комфортные условия отдыха, даже такого непродолжительного, к которому относится экскурсионно-познавательный туризм. В заключение рассмотрения данного вопроса следует сказать, что вышеуказанное деление экскурсионно-познавательных туров на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация тура обеспечивает условия для лучшей организации работы тур-оператора, экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций [7, 16]. Для дальнейшего развития познавательного туризма важное значение имеет принцип планирования с учетом планирования и классификации туристских групп, проявляющих наибольший интерес к конкретному объекту, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристской притягательности дополнительных объектов посещения - музейных экспозиций, мастерских природных промыслов с организацией продажи сувениров, соответствующих интересам преобладающих групп туристов [16]. Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, разнообразить программу тура с максимальным уровнем комфорта и безопасности, а следовательно - повысить эффективность использования туристской инфрастуктуры. 2.3 Подходы к планированию и разработке экскурсионно-познавательных туров Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают предвидеть будущее, а также овладение методикой, позволяющей смоделировать переход настоящего положения в будущее прогнозируемое состояние. Туристское планирование ставит своей целью сформулировать задачи развития туризма, а также определить средства их достижения, стремясь к получению максимальных поступлений от развития туризма с экономической, социальной, культурной точек зрения, а также с учетом необходимости обеспечения динамического равновесия между туристским предложением и спросом [5]. Наиболее предпочтительным в области туристского планирования является системный подход. Он принимает во внимание всю сферу туристской деятельности (компоненты туристского рынка, их взаимозависимость), а также политические, экономические, социальные аспекты и их взаимовлияние. Этот подход основывается на концепции туристского продукта (полный комплекс туристского сервиса, который включает размещение, обслуживание, развлечения, транспорт и т. д.). В плане туристского планирования концепция туристского продукта очень удобна, так как процесс его создания является положительным моментом по двум причинам: во-первых, для того, чтобы быть привлекательным и конкурентоспособным, туристский продукт должен обеспечивать оптимальное использование существующих ресурсов, во-вторых, условием производства туристского продукта является сотрудничество всех заинтересованных в развитии туризма сторон (органов управления, руководителей гостиниц, турагентств и туроператоров, транспортных компаний, банков и т. д.) [11]. В процессе планирования экскурсионно-познавательных туров менеджер должен обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой реализации на рынке. Прежде чем приступить к разработке планов, необходимо ознакомиться с существующим положением дел, что обусловливает необходимость изучения и анализа: туристского предложения; туристского спроса. Изучение этих аспектов, которые находятся в тесной взаимосвязи, проводится параллельно и одновременно [7]. Анализ настоящего и потенциального туристского предложения включает [5]: - существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее представление о стране; - потенциальное предложение: привлекательные аспекты природной среды (пейзажи, моря, озера, фауна, флора), привлекательные аспекты культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристскую деятельность (спорт и досуг, курорты и культурные мероприятия), санаторно-курортные ресурсы; - технические ресурсы (потенциал развития туризма): потенциальную деятельность (планы, туристские организации, коммерческая сеть), средства и возможности (кадры, подготовка кадров, финансовые ресурсы), потенциальные возможности многонациональных регионов (пейзажи, археология, общность языков). Планирование туристского продукта, в том числе и экскурсионно-познавательных туров, должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала [11]. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: территориальные границы рынка (город, район, область, регион); социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.); виды туризма и цели путешествия; возможные объемы и сезоны поездок [30]. Для сбора и анализа этих данных можно использовать такие средства, как публикуемые материалы и статистические отчеты, экспертные оценки, рекламные объявления других фирм, выборочные опросы населения, организация пробных туров и т. д. На втором этапе фирма на основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса должна определить содержание своего туристского продукта (экскурсионно-познавательного тура), в частности: тематику экскурсий и посещаемые туристские объекты; сезон и продолжительность поездок. Для эксурсионно-по-знавательных поездок в страны с умеренным климатом обычно выбираются летние месяцы (май-сентябрь), а в страны с жарким климатом - зимние (ноябрь--февраль); маршрут, т. е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по стране. Он также зависит от целей поездки; общее количество групповых и индивидуальных туров с которыми фирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам. При этом, в зависимости от оценки рыночного спроса туристская фирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность [5]. Разработкой нового продукта в индустрии туризма успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта. После того, как туристское предприятие определяется в выборе наиболее перспективного целевого рынка, принимается решение о разработке конкретного туристского продукта для выбранного сегмента рынка. Разработка нового экскурсионно-познавательного тура начинается с поиска идей [7]. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать: потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб; продукты конкурентов; персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами; статистика поездок русских туристов за рубеж, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления [11]. Вторым этапом разработки экскурсионно-познавательного тура является отбор идей. Отбор идей - это обоснование вида разрабатываемого продукта. После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции тура и его проверки. Следует различать идею продукта и его замысел. Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку. Замысел продукта - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами турпродукта). Потребительские свойства турпродукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя[18]. Разработанный турпродукт подлежит экономической оценке и целесообразности внедрения его на рынок. Фактически данный этап предполагает разработку бизнес-плана по выведению продукта на рынок. Необходимо провести технико-экономическое обоснование тура: оценить реальные затраты на разработку и реализацию, определить общую стоимость, норму прибыли, верхние и нижние границы прибыли, разработать стратегию и тактику ценообразования. При организации планируемого тура, прежде всего, необходимо определить способ организации туристского продукта [7]. Выбор способа реализации тура зависит, прежде всего, от типа туроператора, а точнее -- от того, какому виду туризма он отдает предпочтение: внутреннему, въездному, выездному. Наиболее сложным по реализации является выездной тур. Прямая организация туров подразумевает контактирование туроператора со всеми поставщиками туристических услуг. Такая схема организации имеет свои достоинства и недостатки. Опосредованная организация туров отличается от прямой появлением в отношениях между туроператором и зарубежными поставщиками туристических услуг некоего посредника, которым в настоящее время выступают так называемые meet-компании, зарубежные операторы, специализирующиеся на приеме туристов (рецептивные туроператоры). Таким образом, при разработке туристского продукта необходимо иметь ясный ответ на вопрос: что же будет покупать турист? Ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, и располагающую обстановку. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта. Выделяют несколько основных потребительских свойств туристского продукта [5]: - обоснованность, т. е. предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста; - надежность - соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации; - эффективность - достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны; - целостность -- завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить туристскую потребность; - ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу; - простота в эксплуатации; - гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала; - полезность - способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста [11]. Обеспечение контроля за реализацией этих свойств - это, прежде всего, изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и т. п.), но сам контроль за качеством туристской услуги начинается уже на этапе планирования туристского продукта. Наряду с вышеуказанным признана важность такого неизмеримого свойства туристского продукта, как гостеприимство. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство же в сфере туристской индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов: - качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся; - создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.); - нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу все для клиента); - внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу что мы можем еще для вас сделать?); - забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, об объектах в путеводителях и буклетах на понятном туристу языке и др.); - благожелательное отношение к туристам, которое должно быть возведено в принцип обслуживания. Все эти принципы должны быть заложены в технологию обслуживания. В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, т. е. клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, театральных и концертных билетов, ожидания всякого рода обслуживания и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|