на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка основных рекомендаций по развитию сферы рекреационных услуг в Нижнекамском муниципальном районе
научной литературе используются также такие термины как "объект рекреационный", "территория рекреационная" и "территориальная рекреационная система". Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой "любое ограниченное по площади место, обладающее особо привлекательными для отдыха свойствами", а рекреационная территория - это "участок суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности" [12, с.47].

Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: "пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая площадка", а для рекреационной территории называются "рекреационные леса, рекреационные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т.п.".

Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреационным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных потребностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т.п.). Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной территории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем (ТРС), расположенных компактно или рассеянно, и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.

Под территориальными рекреационными системами (ТРС) понимается геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих), при этом ТРС характеризуется функциональной и территориальной целостностью [13, с.49]. Концепция ТРС была сформулирована в 1969 г.В.С. Преображенским. Таким образом, определение ТРС предполагает ни локальный или сетевой подход, как это отражено в расшифровках рекреационных объекта и территории, а системный, то есть предусматривающий функциональную взаимозависимость составляющих ее подсистем.

1.2 Рекреационные услуги как вид муниципальных услуг

Необходимость разработки концепции управления рекреационной деятельностью государства, региона и муниципального образования обусловлена рядом объективных обстоятельств.

Во - первых, развал командно - административной системы управления народным хозяйством привел к утрате сложившихся в социалистической системе хозяйствования принципов территориального размещения производительных сил. Механизмов управления социально - экономическим развитием страны в ее современной (в основном кризисном) состоянии нет.

Во - вторых, неравномерность и несогласованность рыночных реформ по вертикали и горизонтали государственных и региональных структур управления не позволяет планомерно осуществлять единую государственную рекреационную политику и политику реформ. В частности, экономические и правовые преобразования в регионах по времени их осуществления, как правило, не совпадают с аналогичными реформами в Российской Федерации в целом.

В - третьих, в настоящее время логика ценностных ориентации деформирована. Система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) пока не имеет общего критерия. Экономические интересы зачастую противостоят политическим. Разворачивается кризис национальной государственности, что проявляется: в политической суверенизации регионов; в искажении экономических интересов регионов; в элитной политизации региональных интересов; в периодическом и спонтанном переделе национального общественного богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами власти коммерческими акционерными (совместными) группировками [14, с.87].

На современном этапе система управления развитием рекреационной сферы в Российской Федерации не получила должного развития. Прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу несомненно проявляется, прежде всего - в формировании нормативно-правовой базы для осуществления рекреационной деятельности [15, с.67].

В настоящее время государственные функции в данной области исполняют Министерство по физической культуре, спорту и туризму и Министерство здравоохранения и социального развития. В регионах и муниципалитетах эти функции выполняют аналогичные соответствующие органы власти и управления.

Нельзя не учитывать большого разнообразия факторов, влияющих на социально - экономическое развитие страны в целом и на ее регионы, в частности. В первую очередь это относится к историческим особенностям формирования и развития Российской Федерации.

Влияние исторических факторов прежде всего связано с многовековым унитарным устройством государства, от мощи централизованной власти которого зависела судьба огромной империи, включавшей в себя многие народы. Жесткие традиции иерархического администрирования в сочетании с государственными приоритетами существенно осложняют проведение реформ, связанных с децентрализацией управления и демократизацией общества.

Интенсивное вовлечение в хозяйственный оборот всех видов природных ресурсов, столь же интенсивное загрязнение природной среды и возникновение угрозы нарушения экологического равновесия в природных комплексах привели к тому, что государство было вынуждено активизировать свою деятельность по регулированию использования природных ресурсов и их охране путем развития соответствующего законодательства, а также разрабатывать наряду с мероприятиями надзора научные основы их рекреации. Немаловажная роль в этом процессе отводится муниципалитетам [16, с.78].

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг служит важнейшей составной частью муниципального управления. Поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым к пониманию всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне. [17, с.311]

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеточкой всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которыми органы местного самоуправления несут ту или иную ответственность [18, с.114].

Понятие "муниципальные" в данном случае подразумевает не форму собственности организации, оказывающей услугу, а местный характер услуги, определяемый местом проживания человека.

К муниципальным услугам следует относить весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К муниципальным услугам следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т.д. Даже то, что мы называем "комплексным социально-экономическим развитием" муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг [19, с.116].

Использование термина "муниципальные услуги" не означает, что услуги должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать на территории муниципального образования все необходимые муниципальные услуги.

Перечень муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Потребителями муниципальных услуг являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения.

Специфические свойства муниципальных услуг [20, с.118]:

- необходимость бесперебойного оказания услуг;

- необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека;

- увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого;

- практическая невозможность ограничения доступа потребителей к некоторым муниципальным услугам;

- местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг.

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для организации предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:

- обеспечивается возможность количественной и качественной услуги потребителем;

- появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;

- стимулируется качественная работа исполнителя услуг.

Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя услуги, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.

Классификация муниципальных услуг представлена на рисунке 1.

Вид

Свойства

Способ оплаты

Способ оплаты

Рисунок 1 - Классификация муниципальных услуг

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носят индивидуальный характер, т.е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями.

В этом случае и качество услуги может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относятся большинство бытовых и торговых услуг. Эти услуги должны оплачиваться потребителями по сложившимся в рыночной среде ценами тарифам. [21, с.120].

Общественные услуги отличаются тем, что производство и потребление носят общественный характер.

Потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а ее объем и качество не поддаются непосредственному измерению потребителем.

К общественным услугам могут быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общественного пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и т.д.

Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления, в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры и гарантируется каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния.

В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения [21, с.114].

Бюджетными называются такие муниципальные услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых услуг.

Органы местного самоуправления должны держать под непосредственным управлением или контролем услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги.

Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем.

Не менее важной проблемой является оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать проблему, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться.

Результативность муниципальных услуг определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги.

Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг. Для отдельных услуг могут использоваться частные показатели результативности. Эти показатели могут рассматриваться как муниципальные социальные стандарты.

Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг.

Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:

- за одну группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.