на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие физических качеств методом круговой тренировки
p align="left">1.4 Воспитание ловкости (координационные способности)

Ловкость - это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в изменённых условиях, т.е. справляться с двигательной задачей, возникающей неожиданно и требующей правильного, быстрого и экономичного решения.

В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.:

Методика развития ловкости имеет специфические особенности, это развитие способности делать сложные движения в быстро меняющейся обстановке, а также быстрота и точность выполнения упражнений.

Наибольшее значение определяющее ловкость имеет высокоорганизованное мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит образование координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказывать упражнения, содержащие элементы новизны и предоставляющие для занимающихся определённую координационную трудность.

Различают три основных этапа в воспитании ловкости. Первый характеризуется совершенствованием пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значение скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движения.

Второй этап характеризуется совершенствованием такой пространственной точности и координации движений, которые могут осуществляться в жатые отрезки времени, экономично и точно. Третий этап является усложнением второго и связан с совершенствованием способностей выполнять точные движения в неожиданно изменяющихся условиях.

Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях по физическому воспитанию. На различных этапах общефизической и профессионально-прикладной подготовки применяются разные средства, т. к. ловкость - это сложное комплексное качество, направленное на обогащение новыми двигательными навыками, выработку быстроты реакции на внезапное изменение обстановки, на умение ориентироваться в пространстве и во времени, уравновешивать своё тело в различных условиях, развитие скорости выполнения отдельных упражнений, движений действий.

Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

1.5 Понятие о гибкости

Из других физических качеств большое значение имеет гибкость, обеспечивающая амплитуду движений в суставах.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают общую и специальную гибкость. Общая гибкость -это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта.

Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Максимальная амплитуда в определённой мере ограничена связками и мышцами. Чем эластичнее связки, тем это ограничение меньше. Путём систематических упражнений можно значительно увеличить эластичность связочного аппарата, а, следовательно, и подвижность в суставах. Высокая общая подвижность в суставах приобретается в процессе выполнения многочисленных и разнохарактерных упражнений. Среди общеразвивающих упражнений многие способствуют развитию подвижности в суставах. Это различные наклоны, вращения, махи и т.п. выполняемые с наиболее возможной амплитудой.

Упражнения на "гибкость" могут быть активными и пассивными, т.е. выполняться самостоятельно, с помощью партнёра или отягощением. Активные в свою очередь делятся на упражнения, выполняемые без отягощения, и с отягощением.

Упражнения с преимущественным воздействием "на растягивание" следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду. Особенно надо соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях и в упражнениях с отягощениями на открытом воздухе.

Гибкость - это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, других повреждений связок. Хорошая гибкость необходима для каждого спортсмена, т. к. позволяет раскрыть полную силу, быстроту, координацию. Но в каждом виде спорта есть еще и свой, типичный для него тип гибкости. У пловца - это подвижность плечевых и голеностопных суставов. Боксеру необходимо особенно отрабатывать подвижность суставов рук, эластичность голеностопных связок.

У разных людей своя предрасположенность к гибкости. Так люди с крупными костями, тяжелой мускулатурой обычно менее гибки, чем люди с тонкими костями, меньшей массой мускулатуры. По мере роста и развития организма гибкость позвоночника наблюдаются в 7-11 лет, в последующем прирост гибкости замедляется, а к 13-14 годам приближается к показателям взрослых. Для увеличения способности мышцы к растягиванию применяется ряд специальных упражнений, например, наклоны, сгибания, приседания, вращения, подпрыгивания. При этом упражнения на "растягивания" способны улучшить эластичность, а, следовательно, предупредить травмирование ткани. Другими словами, с их помощью можно создать запас гибкости, необходимый для выполнения упражнения, и предотвратить дегенеративно-дистрофические процессы во всех элементах опорно-двигательного аппарата. Если при выполнении упражнения появлялась боль, значит, наступил предел гибкости на данный момент, и на этот раз следует ограничиться достигнутым. Гибкость определяется способностью мышц уступать противодействующей растягивающей силе. "Зона эластичности" у всех мышц мала и примерно одинакова, а охранительные реакции на растяжение протекают по-разному и зависят от конституционных особенностей и функционального состояния, прежде всего - от состояния кровотока и интенсивности обмена веществ в мышцах на момент выполнения упражнения. Эти реакции организма поддаются тренировке и наиболее эффективно в процессе динамичных упражнений, чем статических.

2. Содержание и характеристика метода круговой тренировки

Физические упражнения, относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. Сеченов И.М. рассматривал произвольные движения как возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. Павлов И.П. указывал, что произвольность этих движений обуславливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и, значит, совершенствование его в процессе воспитания.

Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга. Добиться высокой работоспособности организма - одна из главных задач, которую решает - круговая тренировка. В физическом воспитании круговая тренировка даёт возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. В этом процессе одна из важнейших задач преподавания должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и выработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой - в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физического воспитания. В круговой тренировке под алгоритмическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определённым образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени. На уроках физического воспитания используются упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления здоровья, выработки профессионально-прикладных навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности учащихся. Создание определённой модели физического развития для формирования и совершенствования двигательных навыков, которые воспитываются во взаимодействии и единстве, повышает устойчивость организма к нагрузкам, что в конечном итоге способствует их положительному переносу, расширяя сферу двигательных возможностей человека. Как правило, профессиональные прикладные навыки всегда обусловлены соответствующим воспитанием физических качеств.

При разработке различных моделей физической подготовки необходимо:

а) определить конечные цели воспитания физических качеств, их развития;

б) комплекс упражнений должен вписываться в определённую часть урока с учётом степени физической подготовленности группы;

в) определить объём работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;

г) строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.

Основная сущность круговой тренировки, заключается в том, что весь объём смоделированного комплекса подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определённой последовательности, при необходимом условии постепенного перехода к нагрузкам с учётом индивидуальных особенностей физического развития учащихся. При этом в круговой тренировке сохраняется прямая и обратная связь между преподавателем и учащимися, где ведётся строгий контроль за ростом физического развития и состоянием здоровья.

2.1. Организация круговой тренировки на уроках физического воспитания

Она возможна при определённых условиях, связанных с местом её произведения, наличием инвентаря, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением учащихся с новой организационной формой.

В условиях урока физвоспитания круговая форма организации занятий приобретает особое значение, т. к. позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовленной, основной или заключительной части урока. Её построение будет также зависеть от контингента учащихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства каждой группы. Включение её в подготовительную часть урока связано с предстающей ещё более интенсивной работой в основной его части, требующей большего напряжения, усилий в освоении определённых умений и навыков различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма учащихся к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

Применение круговой тренировки в основной части связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки.

Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связан с профессионально-прикладной и специальной подготовкой. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы круговой тренировки планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке.

2.2 Разновидности круговой тренировки

Различают следующие основные разновидности круговой тренировки:

1. по методу интервального упражнения с жёсткими перерывами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);

2. по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);

3. по методу интервального упражнения с полными перерывами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость, специализированную выносливость).

Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводится без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождений круга в зависимости от количества станций и имеет следующие варианты.

Комплекс упражнений (на площадке)

Из упора стоя, согнувшись с опора на барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.

Из основной стойки бег на месте с высоким подниманием бедра. В максимально быстром темпе.

С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением упражнения.

Из упора лёжа на скамейке отжимание, сгибая и разгибая руки.

Из упора стоя у стены, бег с высоким подниманием коленей в быстром темпе.

Из упора сидя (руки сзади, ноги в группировке) выпрямление ног в угол с последующим возвращением в исходное положение.

Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8-10 м, метание теннисного мяча в баскетбольный щит (на дальность отскока) с повторением упражнения.

Ходьба на внутренних и внешней сторонах стопы на отрезке 10-20 м.

Из высокого старта бег на скорость по замкнутому кругу на расстояние на 150-200 м.

Прыжки с двух шагов разбега с доставанием баскетбольного щита.

Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.

Стоя, ноги на ширине плеч, руками взявшись за бум, перелазивание через бум.

Прыжки в шаге с ноги на ногу через линейки на отрезках прямой 10-20 м.

Из низкого приседа передвижение "густым шагом" вперёд по прямой или по кругу.

Из высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 20-30 м с повторением 4-6 раз.

Список использованной литературы

1.Ковальчук О.Г., Восканян Г.В. Развитие физических качеств у студентов методом круговой тренировки / Методические указания, 2004

2. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. № 7.

3. Анищенко B.C. Физическая культура / Учеб. пособие. М., 1999.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

5. Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт // Советский спорт. М.: 1995.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.