на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие индустрии детского туризма в России

Развитие индустрии детского туризма в России

Федеральное агентство по образованию.

Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н.Ульянова.

Реферат

«Развитие индустрии детского туризма в России»

Выполнил

студент

5 курса ЕГФ

группы ГБ-05-2

Тягельский А.Е.

Ульяновск,2010г

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России

1.1 Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)

1.2 Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия Советской власти (1917-1941 гг.)

1.3 Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

Глава 2.Современный детский туризм

2.1 Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся

2.2 Проблемы и перспективы развития детского туризма в России

Список использованной литературы

Введение

Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства. Сейчас в России действуют от 15 до 20 тыс. самостоятельных туристских фирм с численностью работников от 3-х до 10-ти человек. Российский туризм получил признание как важная отрасль современной экономики страны и уверенно вошел в мировой туристский рынок.

В то же время, отсутствие развитой государственной инфраструктуры и недостаточное правовое обеспечение определило становление туристского рынка 80-х и 90-х годов прошлого века, с одной стороны, как развивающегося бурными темпами, реально создающего новые рабочие места, оперативно реагирующего на спрос населения в туристских услугах. С другой стороны, туризм захлестнуло стихийное и полукриминальное, «теневое» предпринимательство.

На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов - экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования - Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д.

Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.

Тем не менее, специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.

Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России

1.1 Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам.

В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал "Ежегодник Русского горного общества". Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином - таков был лейтмотив этих программ.

После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

1.2 Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти

(1917-1941 гг.)

В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь "Артек". А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения, и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом туризма.

В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. "Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

1.3 Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.