p align="left">ВТО, придавая особое значение упрощению туристских формальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части: Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2000. - С. 29 - паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов; введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца без права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем; - визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста; - валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране; - таможенных формальностей: обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству; включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей; - медицинских формальностей и оказания медицинской помощи туристам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение дву- и многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицинской помощи всем без исключения туристам; в случае заболевания в острой форме или смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов. Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, сформулированных в Будапештской конвенции и нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму. Туристские формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма и выступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего. Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - С. 82 Другая особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны-поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным. Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на внутренний туризм. В международном туризме выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором - о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой. 2. Развитие международного туризма в России2.1 Развитие туризма в СССРСтраны бывш. СССР занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион владеет и природными, и приобретенными ресурсами для развития индустрии туризма: обширные просторы Сибири с ее дикой природой, горные хребты Кавказа, чистейшие воды озер Байкал и Севан, солнечные берега Черного моря, бассейны рек Волга и Днепр, церкви и памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, города-красавцы Москва, Санкт-Петербург, Киев и другие с их многочисленными музеями и выставочными залами и многое, многое другое. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 76 Еще одним фактором развития туризма, а именно оздоровительного туризма в регионе, является наличие разнообразных природных и целебных источников. Что касается сравнительных преимуществ, например уровня цен по отношению к ценам в других странах, то, если раньше цены здесь были ниже, чем на Западе (благодаря нерыночному установлению валютного курса все-таки существовала диспропорция между внутренними ценами и ценами для иностранцев в сторону увеличения), сейчас они приравниваются к ним, а в некоторых местах даже превышают, например в Москве. В историческом плане развитие туризма в бывш. СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отдел его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам. Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10, 3 млн. иностранных гостей Перспективы России в ХХI веке. Мировые и внутрироссийские процессы. - М.: Фонд поддержки ученых, 2000. - С. 125. Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты. Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением. Политика ограничений международного туризма была присуща не только Советскому Союзу, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитием внутреннего туризма в лучшем случае туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60-70-е годы начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада. Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие. Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов. Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна. Повестка дня на XXI век: Материалы 1-й Международной молодежной научно-практической конференции 14-17 ноября 2000 г. / Отв. ред. Леонов В.А. I том - Сочи-Ялта: РИО СГУТиК, 2001. - С. 45 Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2). У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм. Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, который в будущем, естественно, претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России. Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев. Номерной фонд Госкомитета «Интурист» в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах. Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов: старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик; современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран внутренних туристов; новые гостиницы, построенные по международным стандартам. Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов вход в совместные предприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции и построении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими. В настоящее время все еще наблюдается недостаток в предложении услуг в столицах и курортных зонах стран СНГ, поэтому иностранные компании стремятся внедриться на этот рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как и раньше, их сдерживают две причины: первая - недостаточно четко определены права собственности, вторая причина заключается в несоответствии принципов и стандартов бухгалтерского учета западным. С началом экономических преобразований сфера составления туристского продукта и его реализации в России и других странах СНГ кардинально изменилась, и сейчас ее представляют негосударственные компании. На рынке Российской Федерации, по данным ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000 из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность (только в Москве действуют 3000 таких фирм). Из них лишь 1,5% используют иностранный капитал, а 0,3% фирм основаны полностью на иностранном капитале. Значительное большинство российских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Они предлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоп-туры, познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы и др.
Страницы: 1, 2, 3
|