p align="left">Интенсивность тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков в разных средствах изменяется на протяжении подготовительного периода. В беге с имитацией в большей мере, чем на лыжероллерах происходит повышение средних тренировочных и соревновательных скоростей. Напряженность тренировок в беге с имитацией составляет в среднем 75-80%, на лыжероллерах 85-90% [35]. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Характеристика методов исследования В работе над курсовой работой были использованы следующие методы исследования: 1) Анализ научно-методической литературы. Этот метод позволил рассмотреть общие теоретические основы выносливости, ее значение в лыжных гонках, определение общих теоретических позиций. 2) Контрольные испытания, которые помогают: выявить уровень развития специальной выносливости; сравнить подготовленность двух групп. В качестве контрольных испытаний были взяты тесты: передвижение на лыжах классическим стилем 500 м с ходу и 5000 м. Эти тесты были взяты согласно Программе по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР [25]. 3) Математико-статистические методы. Для обработки данных эксперимента с целью выявления достоверности различий использовался критерий Стьюдента. 2.2 Организация исследования Исследование было проведено на базе ДЮСШ по лыжным гонкам г. Ачинска в течение подготовительного периода 2009 года (с апреля по ноябрь) на двух относительно равноценных группах (А и Б) по подготовленности, в каждой по 7 человек. Возраст испытуемых 15-16 лет. Все занимающиеся имели второй спортивный разряд. Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков этих групп было направлено на решение основных задач по развитию специальной выносливости. За период исследования группами выполнено примерно одинаковый объем циклической работы. В неделю проводилось 4-6 тренировочных занятий, каждое занятие по 2-2,5 часа. Из них на развитие специальной выносливости 4 дня по 1,5-2 часа. В группе А - 2 дня на лыжероллерную подготовку, и 2 дня на имитационную подготовку. В группе Б - 4 дня только на имитационную подготовку. Основные различия в тренировочном процессе групп заключались в том, что одна группа больше уделяла времени на лыжероллерную подготовку, а другая - на специальные упражнения, т.е. на имитацию с палками и прыжковые упражнения. Математическая обработка данных в начале исследования показала, что различия не достоверны (Таблица 1), что подтверждает однородность обеих групп. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Анализ данных полученных в ходе исследования, позволяет констатировать следующее: если до начала эксперимента обе группы находились на одном уровне подготовленности, то в конце эксперимента мы наблюдаем лучшие показатели в группе А, которая занималась лыжероллерной подготовкой. Результаты эксперимента представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1. Результаты предварительного тестирования |
Контрольные испытания | Группа А | Группа Б | Достоверность | | | Х ± m | Х ± m | t | t-таб | p | | 1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин | 1,58 ± 0,02 | 1,59 ± 0,02 | 0,45 | 2,18 | >0,05 | | 2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин | 17,56 ± 0,11 | 17,49 ± 0,09 | 0,50 | 2,18 | >0,05 | | |
Таблица 2. Результаты итогового тестирования |
Контрольные испытания | Группа А | Группа Б | Достоверность | | | Х ± m | Х ± m | t | t-таб | p | | 1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин | 1,55 ± 0,02 | 1,56 ± 0,02 | 0,45 | 2,18 | >0,05 | | 2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин | 16,31 ± 0,13 | 16,32 ± 0,13 | 0,19 | 2,18 | >0,05 | | |
После эксперимента различия между средними арифметическими двух групп оказались недостоверны. Сравнительный анализ показал, что результаты улучшились у обеих групп, однако прирост был различным. На дистанции 500 м в группе А и в группе Б улучшение времени - 0,03 с. На дистанции 5 км в группе А: улучшение времени на 1,36 мин. В группе Б улучшение на 1,42 мин. Анализируя эти данные можно сказать следующее: что, по результатам на дистанции 500 м эффективность методики основанной на лыжероллерной подготовке и методики основанной на имитационной подготовке одинакова. Но если рассмотреть результаты групп на 5 км, то наблюдается прирост результатов, но достоверности различий нет. ВЫВОДЫ 1. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости: скоростная, силовая, координационная, выносливость к статистическим усилиям, выносливость в игровых видах и единоборствах и др. Различают общую и специальную выносливость. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. 2. В современном лыжном спорте в подготовительном периоде преимущественно пользуются методикой, основанной на лыжероллерной подготовке, т.к. применение упражнений на лыжероллерах представляет собой более высокую ступень летней подготовки лыжника-гонщика. Но в подготовке спортсменов 15-16 лет, где нет достаточных условий тренеры предпочитают использовать методику, основанную на имитационной упражнениях, т.к. она более доступна и проще в использовании. До того, как лыжник не овладеет имитационной ходьбой и скользящим бегом, на лыжероллеры становиться нецелесообразно. 3. В результате проведенного исследования, можно сказать следующее: в тестах наблюдается улучшение результатов в обеих группах, но достоверности различий нет, следовательно, обе методики по эффективности равны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алешина Н.С. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле для развития и поддержания специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков / автореферат, Тула, 1995. - 28 с. 2. Аграновский М.А. Лыжный спорт: учеб. пособие для инструкторов-общественников секций лыжного спорта, 2-е изд., испр-е, допол., М.: Физкультура и спорт, 1966. - 232 с. 3. Аграновский М.А., Гросс Х.Х., Донской Д.Д. Гонки на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 70 с. 4. Аграновский М.А., Фомин С.К. Лыжный спорт: учеб. пособие, М.: Физкультура и спорт, 1957. - 196 с. 5. Березин Г.В., Букатин И.М. Лыжный спорт. Под ред. И.М. Букатина. Учебник для студентов фак-тов физ. воспитания пед. ин-тов. М., "Просвешение", 1973. - 272 с. 6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.-368 с. 7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с., - (Наука - спорту). 8. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. М., Физкультура и спорт, 1971. - 136 с. 9. Донской Д.Д. На лыжах - круглый год. - М.: Знание, 1990. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Физкультура и спорт"; №5). 10. Донской Д.Д., Наумов В.М. Лыжные гонки: Методические материалы по технике и тренировке. - М.: "Советская Россия", 1957. - 44 с. 11. Донской Д.Д. Подготовительные упражнения лыжника-гонщика. М.: Физкультура и спорт, 1954. - 76 с. 12. Дунаев К.С., Савицкий Я.И., Солдатов О.А. Развитие силовой выносливости у биатлонистов // Лыжный спорт: Сб. - Вып. 2-й / Сост. В.Н. Манжосов и др.; Редкол. А.В. Акентьев и др. - М.: Физкультура и спорт, 1992. 13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. 14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1966, - 200 с. 15. Ивлев А.И. Круглогодичная тренировка лыжников-гонщиков младших разрядов (метод. указания в помощь инструкторам и тренерам общественникам), Уфа, 1960. 16. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. - М.: Знание, 1990.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия, "Физкультура и спорт"; № 5). 17. Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 1984.- 63 с. 18. Каменский В.И., Огольцов И.Г. Методические рекомендации к составлению плана подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов // На лыжне. Сборник статей. Выпуск 3. Сост.: Огольцов И.Г., Кузьмин Н.И. М.: Физкультура и спорт, 1970. с. 22-42. 19. Капланский В.Е. Интервальные тренировки юношей 16-17 лет (старший возраст ДЮСШ) // Лыжный спорт. Периодический сб. статей. Вып. 1-й. Сост.: Огольцов И.Г., Ремизов Л.П. М., Физкультура и спорт, 1973. с.15-17. 20. Капланский В.Е. Физическая культура в школе. - М. :2000, №6 21. Кили Ж.К. На лыжах вместе с Килли (перевод с франц.). - М., Физкультура и спорт,1972. - 120 с.; 16 с. Ил. 22. Кондрашов А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика (метод. разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа), М. - 1984. - 48 с. 23. Копс К.К. Упражнения и игры лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1969, - 104 с 24. Кошкин А.А. Экспериментальное обоснование соотношения режимов беговой нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков старших разрядов / автореферат, М., 1973. - 29 с. 25. Кузьмин Н.И. Лыжный спорт (сборник статей). - М.: Физкультура и спорт, 1967, - 200 с. 26. Летняя тренировка лыжника-гонщика (метод. письмо), М., 1951. - 14 с. 27. Лыжные гонки: программы для ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: "Просвещение", 1997. - 45 с. 28. Лыжный спорт: Учеб. для инст-ов и техн. физ. культ. / Под ред. В.Д. Евстратова, Б.И. Сергеева, Г.Б. Чукардина. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 319 с.,ил. 29. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Е.И. Кудрявцева и др. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287 с., ил. 30. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с. 31. Людсков П.Н., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки: Учебно-методическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 200 с. 32. Макаров А.А. Методика обучения имитационных упражнений (метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа), М. - 1986. - 63 с. 33. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. школа,1979. - 151 с., ил. 34. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 96 с., ил. (Азбука спорта). 35. Михалев В.И. Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / автореферат, М., 1982. - 19 с. 36. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г Озолин. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. -863 с.: ил. - (Профессия - тренер). 37. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. Под общей редакцией кандидата педагогических наук, мастера спорта СССР В.П. Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1969. 38. Огольцов И.Г. Методы спортивной тренировки в лыжных гонках // На лыжне. Сост.: Кузьмин Н.И., Огольцов И.Г. М.: Физкультура и спорт,1969. с. 120-136. 39. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1971, - 128с. 40. Основы управления подготовки юных спортсменов (Под ред. М.Я. Набатниковой) - М.: Физкультура и спорт, 1982. -280 с., ил. 41. Подготовка юных лыжников: учеб. пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов / под ред. А.Д. Солдатова. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 324 с. 42. Пути повышения работоспособности спортсменов: сборник научных работ / под ред. В.П. Пешкова, Г.М. Грузных. Омск, 1976. - 64 с. 43. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно-практическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264 с., ил. 44. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с. 45. Сонькин В.Д. Растем сильным и выносливым. - М.: Знание, 1987. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Физкультура и спорт"; №2). 46. Степанов Е.И. Начальная подготовка юных лыжников-гонщиков // Лыжный спорт. Периодический сб. статей. Вып. 1-й. Сост.: Огольцов И.Г., Ремизов Л.П. М., Физкультура и спорт, 1973. с. 12-15. 47. Упражнения на выносливость - программа здоровья: Пер. с нем./Бокк Е., Келер Х., Рейннагель Х., Шолих М.; Под ред. Келера Х. - М., Физкультура и спорт, 1984. - 48 с., ил. 48. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия",2003.-480 с. 49. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников: пособие для преподавателей физ. воспитания о тренеров по лыжному спорту. - М.: Физкультура и спорт, 1962, - 96 с. 50. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 136 с. 51. Эголинский Я.А. Физическая выносливость человека и пути ее развития. /В.И. Пахомов, Н.Н. Кокина, Г.И. Чернакова. - М., Воениздат, 1966, 116 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Результаты предварительного тестирования |
№ п/п | Группа А | 500м (с ходу) мин | 5 км (классический стиль) | № п/п | Группа Б | 500м (с ходу) мин | 5 км (классический стиль) | | 1 | Лебедев | 1,55 | 17,43 | 1 | Черновол | 1,57 | 17,48 | | 2 | Озиков | 1,59 | 18,05 | 2 | Засемков | 1,59 | 17,5 | | 3 | Шепелев | 1,61 | 17,51 | 3 | Бондарев | 1,60 | 18,0 | | 4 | Чернов | 1,60 | 17,55 | 4 | Романов | 1,62 | 18,05 | | 5 | Кузин | 1,58 | 18,01 | 5 | Осипов | 1,60 | 17,53 | | 6 | Мочалов | 1,57 | 17,58 | 6 | Донец | 1,58 | 17,55 | | 7 | Ванислав | 1,58 | 18,02 | 7 | Петров | 1,56 | 17,58 | | |
Приложение 2 Результаты итогового тестирования |
№ п/п | Группа А | 500м (с ходу) мин | 5 км (классический стиль) | № п/п | Группа Б | 500м (с ходу) мин | 5 км (классический стиль) | | 1 | Лебедев | 1,50 | 16,15 | 1 | Черновол | 1,55 | 16,28 | | 2 | Озиков | 1,56 | 16,20 | 2 | Засемков | 1,57 | 16,37 | | 3 | Шепелев | 1,57 | 16,28 | 3 | Бондарев | 1,59 | 16,40 | | 4 | Чернов | 1,58 | 16,37 | 4 | Романов | 1,59 | 16,49 | | 5 | Кузин | 1,56 | 16,43 | 5 | Осипов | 1,54 | 16,21 | | 6 | Мочалов | 1,54 | 16,35 | 6 | Донец | 1,54 | 16,25 | | 7 | Ванислав | 1,54 | 16,41 | 7 | Петров | 1,51 | 16,30 | | |
Приложение 3 Описание методики основанной на применении лыжероллерной подготовки Вторник: прыжковая имитация без палок на коротких отрезках 25-40 сек. с соревновательной интенсивностью (до.40 повторений) Среда: кросс на лыжероллерах 20-25км. Четверг: подводящие имитационные упражнения на 100 м. отрезке (многоскоки, прыжки: с двух ног на одну, на одной ноге, выпрыгивания, имитация на месте) 5-7 серий. Пятница: кросс на лыжероллерах 15-20 км. Суббота: кросс - поход по пересеченной местности 20-25 км. Приложение 4 Описание методики основанной на имитационных упражнениях Вторник: прыжковая имитация без палок на коротких отрезках 25-40 сек. с соревновательной интенсивностью (до.40 повторений) Среда: кросс с приемами имитации (без палок) 8-10км. Четверг: подводящие имитационные упражнения на 100 м. отрезке (многоскоки, прыжки: с двух ног на одну, на одной ноге, выпрыгивания, имитация на месте) 5-7 серий. Пятница: кросс с приемами имитации (с палками) по пересеченной местности 7-9 км. Суббота: кросс - поход по пересеченной местности 20-25 км.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|