p align="left"> Особое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание; Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед); В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. В котором движения выполняются с большим напряжением; Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием 9приседания, упражнения из исходного положения лежа); Учитывая это положения, упражнения следует располагать в следующем порядке: Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы; Упражнения для рук и плечевого пояса - для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох; Повороты, наклоны в сторону или наклоны вперед; Упражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания, упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики, выставление ног с вытягивание носка, на развитие функции равновесия); Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.); Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.; Упражнения для туловища из исходного положения, лежа на животе; Опираясь на выше изложенные требования отбора общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать особенности выполнения упражнений детьми с нарушением зрения: Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнением для мышц глаз); При выполнение общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта; Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов; Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и т.д. 2.2 Развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве в процессе общеразвивающих упражнений Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами незаменимы для развития зрительного восприятия и ориентировки. Надо отметить, что каждый из выбранных предметов оказывает своеобразное воздействие. Предметы подбираются в зависимости от поставленных коррекционных задач на занятии. В решении задачи закрепление представления о цвете, форме предметов, ориентировки на собственном теле мы используем в комплексах такие предметы как яркие погремушки, флажки (у которых ткань закреплена на палочках из разного материала), кубики разного размера, мячи резиновые, обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д. Погремушка - это первый предмет, который можно дать детям. Погремушка сама по себе вызывает у детей радость, интерес к ней оказывает комплексное воздействие не только на зрительный анализатор, но и слуховой, тактильно-двигательный. Погремушку удобно удерживать в руке, что помогает ребенку преодолеть моторную неловкость. С погремушкой удобно выполнять движения руками в разные стороны, выполнение пружинок, в сочетании с движениями рук, повороты корпуса. Звук, издаваемый погремушкой служит сигналом ритмичности выполнения движений с другими ребятами, что способствует развитию координации и скоростных качеств движений. Закрепление поставленных задач происходит уже на стадии раздачи предметов, когда ребенку предлагается задание взять погремушки заданного цвета. Флажки - этот предмет также хорошо знаком ребятам и они себя чувствуют с ним комфортно. В процессе упражнений с флажками (если в каждую руку ребенка раздать флажки разного цвета) совершенствуется представление о правой и левой стороне тела. Выполняя поднятие рук, ребенок может проконтролировать правильность выполнение задания в соответствии со счетом (этапом упражнения). Действия с флажками способствует координации движения кисти и ориентировки в предмете по отношению к своему телу. Флажок может служить продолжение руки ребенка или может удерживаться в руке вертикально, в зависимости от этого меняется возможность выполнения упражнений и зрительные образы предмета ( когда флажок вертикально руке ткань видно не всю, в отличии от положения продолжения руки когда они вытянуты в сторону и т.д.) «Указывание» флажками в разных направлениях способствует развитию макроориентировки в пространстве зала. Кубики - по характеру и влиянию сходны с предыдущими предметами, но требуют более точных движений кистей рук, моторных усилий. При выполнении упражнений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов, закрепляя зрительные представления моторными - кубик (объемная геометрическая форма) находится в руке и ребенок тактильно её воспринимает. Общеразвивающие упражнения в которых необходимо перемещать кубики вокруг своего тела, совершенствуется умение ориентировки «от себя», ребенок меняет положение кубиков по отношению к своему телу. Данные упражнения выполняются стоя, с наклонами (расположить кубик перед собой, слева, справа), сидя, с поворотом корпуса, лежа: например - и.п.: стоя, ноги слегка расставлены, кубики вниз, на раз - наклон, кубики кладутся по бокам; на два - выпрямится; на три - наклониться, взять кубики; четыре - выпрямится, руки с кубиками внизу и т.п. Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент) - выполняя упражнения данными предметами у ребенка происходит не только развитие зрительного восприятия, но у ребенка появляется стремление выполнять движение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделять характер движения - плавность, мягкость или стремительность. Пестрота лент активизирует зрительное восприятия. Передвижение разноцветной точки в контрастном пространстве заинтересовывает глаз и вызывает у самого ребенка положительные эмоции. Мячи резиновые - мяч постоянный спутник игр ребенка, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. По нашему мнению это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. В общеразвивающих упражнениях мы используем мячи разного размера, веса, цвета. На этапе подготовки к выполнению общеразвивающих упражнений, когда необходимо отобрать нужные мячи, ребенок тренируется в дифференцировки по признакам - цвет, размер, форма. Ребенку приходится делать выбор, например, из трех предметов разных по величине, стимулируя тем самым зрительную оценку, которую он может затем подкрепить тактильным сравнение, формирую тем самым способы бисенсорного восприятия. С мячом выполняются разнообразные действия перекатывание (из руки в руку, за спиной), перебрасывание, перекладывание Действия с мячом, в процессе общеразвивающим упражнений, способствует развитию глазомера (при прокатывании мяча или его подбрасывании), ориентировочных действий, глазодвигательных функций (удерживание и прослеживание мяча) Гимнастическая палка, шест - в упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, лучшее осознание «смысла» движения, что способствует развитию ориентировки на собственном теле, определять свое положение в пространстве и соответственно умение располагать тело в пространстве в соответствии с заданием. Тренируется мышечная память, которая играет немаловажную роль в ориентировки в пространстве. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой и шестом конкретизируют движения и параллельно с этим помогают правильно его выполнить ребенку, что дает ощущение успешности в своих действиях и движениях. Обручи - упражнения с этим предметом влияют на развитие координации, пространственных ориентировок. Расположение обруча в пространстве по отношению к своему телу и к пространству зала, закрепляют ориентировка «от себя» и «от других предметов». Использование меток на обручах помогает ребята сосредотачивать и перемещать взгляд в заданных направлениях. Скакалки, веревки - общеразвивающие упражнения с этими предметами развивают координацию движений, ритмичность (при подскоках). Наверное после мяча это самые любимые предмет у детей. Работая с ними ребенок познает свойства материалов из которых они изготовлены, по средствам непосредственного контакта и зрительной оценки. Например, тонкая скакалка из резины легче поднимается и выглядит как узкая полоска, а веревка тяжелее и выглядит как неровная, волнистая линия. Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий способствует выработки адаптационных механизмов зрения, создает условия для стимулирования зрительного восприятия. В общеобразовательных упражнениях прослеживается тесная связь и с лечебно-восстановительной работы. Например давая детям с расходящимся косоглазием упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнений на полу (прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с поднимание рук при сходящимся косоглазии, оси разводит. Очень часто в общеразвивающих упражнениях мы используем карточки-схемы движений, кукол, проволочных человечков. Выполнение задания, с которыми, направлены на развитие зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы, развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого человека, схемы, куклы. Ребятам можно предлагать следующие задания: - Выполни движение по карточке-схеме, проволочному человечку; - Найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнил или выполнил твой друг; - Смоделируй на кукле, проволочном человечке; Общеразвивающие упражнения и принятие исходного положения в процессе упражнений, являются хорошим средством для связи движений и словесный обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение) Задания: Расскажи, какое упражнение я сейчас показал? Какое исходное положение принял? Аналогичные задания дети могут давать друг другу. И наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве является задания, когда сами ребята проводят комплексы общеразвивающих упражнений. По тому удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений. 2.3 Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения В коррекционно-педагогической практики разработано и используется много разнообразных комплексов общеразвивающих упражнений. И в дальнейшем ещё будет разработано столько же, так как вариации движений, исходных положений, предметов, условий могут быть разнообразны в зависимости от поставленных коррекционно-педагогических задач. На занятиях, проводя общеразвивающие упражнения, мы часто используем те, которые имитируют движения животных, птиц. Это помогает внести в комплекс элемент интереса, забавы, а также способствует расширению зрительных представлений об окружающем, закрепление зрительного образа о реалиях окружающей действительности. При выполнении упражнений можно пользоваться предметными, силуэтные и контурные картинками, с целью активизации зрительного восприятия, выработки бинокулярности и тренировки амблиопичного глаза. Вот некоторые из упражнений: 1. Имитация ходьбы слона - спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога - прямая). 2. Имитация ходьбы пингвина - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами. 3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх. 4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая. 5. Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге. 6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед. 7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову. 8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно. 9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа. 10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз. Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно. 1. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста). 2. И. п. - лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч или султанчик. Поднять руку с мячом (султанчиком) вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч (султанцик) в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч (султанчик). Повторить 5 - 6 раз каждой рукой. При поднимании руки - вдох, при опускании выдох. 3. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 - 20 сек. Дыхание произвольное. 4. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 - 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать. 5. И. п. - то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 - 20 сек. 6. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево. То же левой ногой вверх - вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 - 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос). 7. И. п. - то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 - 15 сек. каждой ногой. 8. И. п. - стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 - 8 раз. 9. И. п. - стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 - 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении. 10. И. п. - стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 - 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой. 11. И. п. - стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 - 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене). Комплексы упражнений при близорукости. Упражнения для укрепления мышц шеи и спины. У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 - 4 в каждый комплекс. 1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове. 2. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд. 3. И. п. - сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п. 4. И. п. - сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление. 5. И. п. - стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться. 6. И. п. - стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться. 7. И. п. - лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п. 8. И. п. - то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п. 9. И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п. 10. И. п. - то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться. Упражнения для укрепления передней брюшной стенки Наклоненное вперёд туловище при близорукости во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 2 - 3 в каждый комплекс. 1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, на животе стоит кубик. Сделать вдох, приподнимая брюшную стенку и кубик, затем выдох, втягивая её. 2. И. п. - то же. Сделав вдох и не выдыхая, выпятить и втянуть брюшную стенку. Повторить несколько раз. 3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки вперёд, пытаясь дотянуться до висящего мячика, затем опустить. 4. И. п. - лёжа на спине, руки, на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить. 5. И. п. - лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть к груди с помощью рук. 6. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение «ножницы», вновь развести. 7. И. п. - сидя на полу, носками держаться за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки вдоль туловища. Слегка наклониться назад и вернуться в и. п. То же, кисти на затылке. То же, но руки подняты вверх. При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки при близорукости высокой степени нужно учитывать, что нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки - выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой. Специальные упражнения для наружных мышц глаз Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия. 1. «Закрываем двери»: И. п. - сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 - 5 сек., а затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них. 2. «Крылья бабочки»: И. п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения. 3. «Катаемся по горке»: И. п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторять 10 - 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. «Качели» И. п. - стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 5. «Моем окно» И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. «Красим забор» И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 - 12 раз. 7. «на колесе обозрения» И. п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 - 6 раз). Выводы Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, и компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию. Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, овладении двигательными умениями. Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве при выполнении комплексов общеразвивающих упражнений зависит от ряда условий: Создание комфорта для зрительных функций; Правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения; Индивидуально - дифференцированный подход; Использование пропедевтического обучения; Создание у детей эмоционально - положительного отношения к упражнениям (игровые и сюжетные моменты) Учет состояния здоровья ребенка; Учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия (подбор пособий, их унификация, например метки на атрибутах), учитывая особенности зрительного заболевания, мы можем оказать прямое воздействие на орган зрения и способствовать улучшению отдельных его функций.
Страницы: 1, 2, 3
|