на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания детей с нарушением зрения
p align="left"> Особое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание;

Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед);

В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. В котором движения выполняются с большим напряжением;

Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием 9приседания, упражнения из исходного положения лежа);

Учитывая это положения, упражнения следует располагать в следующем порядке:

Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы;

Упражнения для рук и плечевого пояса - для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох;

Повороты, наклоны в сторону или наклоны вперед;

Упражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания, упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики, выставление ног с вытягивание носка, на развитие функции равновесия);

Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.);

Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.;

Упражнения для туловища из исходного положения, лежа на животе;

Опираясь на выше изложенные требования отбора общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать особенности выполнения упражнений детьми с нарушением зрения:

Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнением для мышц глаз);

При выполнение общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта;

Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов;

Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и т.д.

2.2 Развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве в процессе общеразвивающих упражнений

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами незаменимы для развития зрительного восприятия и ориентировки. Надо отметить, что каждый из выбранных предметов оказывает своеобразное воздействие. Предметы подбираются в зависимости от поставленных коррекционных задач на занятии.

В решении задачи закрепление представления о цвете, форме предметов, ориентировки на собственном теле мы используем в комплексах такие предметы как яркие погремушки, флажки (у которых ткань закреплена на палочках из разного материала), кубики разного размера, мячи резиновые, обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д.

Погремушка - это первый предмет, который можно дать детям. Погремушка сама по себе вызывает у детей радость, интерес к ней оказывает комплексное воздействие не только на зрительный анализатор, но и слуховой, тактильно-двигательный. Погремушку удобно удерживать в руке, что помогает ребенку преодолеть моторную неловкость. С погремушкой удобно выполнять движения руками в разные стороны, выполнение пружинок, в сочетании с движениями рук, повороты корпуса. Звук, издаваемый погремушкой служит сигналом ритмичности выполнения движений с другими ребятами, что способствует развитию координации и скоростных качеств движений.

Закрепление поставленных задач происходит уже на стадии раздачи предметов, когда ребенку предлагается задание взять погремушки заданного цвета.

Флажки - этот предмет также хорошо знаком ребятам и они себя чувствуют с ним комфортно. В процессе упражнений с флажками (если в каждую руку ребенка раздать флажки разного цвета) совершенствуется представление о правой и левой стороне тела. Выполняя поднятие рук, ребенок может проконтролировать правильность выполнение задания в соответствии со счетом (этапом упражнения). Действия с флажками способствует координации движения кисти и ориентировки в предмете по отношению к своему телу. Флажок может служить продолжение руки ребенка или может удерживаться в руке вертикально, в зависимости от этого меняется возможность выполнения упражнений и зрительные образы предмета ( когда флажок вертикально руке ткань видно не всю, в отличии от положения продолжения руки когда они вытянуты в сторону и т.д.) «Указывание» флажками в разных направлениях способствует развитию макроориентировки в пространстве зала.

Кубики - по характеру и влиянию сходны с предыдущими предметами, но требуют более точных движений кистей рук, моторных усилий. При выполнении упражнений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов, закрепляя зрительные представления моторными - кубик (объемная геометрическая форма) находится в руке и ребенок тактильно её воспринимает. Общеразвивающие упражнения в которых необходимо перемещать кубики вокруг своего тела, совершенствуется умение ориентировки «от себя», ребенок меняет положение кубиков по отношению к своему телу. Данные упражнения выполняются стоя, с наклонами (расположить кубик перед собой, слева, справа), сидя, с поворотом корпуса, лежа: например - и.п.: стоя, ноги слегка расставлены, кубики вниз, на раз - наклон, кубики кладутся по бокам; на два - выпрямится; на три - наклониться, взять кубики; четыре - выпрямится, руки с кубиками внизу и т.п.

Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент) - выполняя упражнения данными предметами у ребенка происходит не только развитие зрительного восприятия, но у ребенка появляется стремление выполнять движение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделять характер движения - плавность, мягкость или стремительность. Пестрота лент активизирует зрительное восприятия. Передвижение разноцветной точки в контрастном пространстве заинтересовывает глаз и вызывает у самого ребенка положительные эмоции.

Мячи резиновые - мяч постоянный спутник игр ребенка, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. По нашему мнению это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

В общеразвивающих упражнениях мы используем мячи разного размера, веса, цвета. На этапе подготовки к выполнению общеразвивающих упражнений, когда необходимо отобрать нужные мячи, ребенок тренируется в дифференцировки по признакам - цвет, размер, форма. Ребенку приходится делать выбор, например, из трех предметов разных по величине, стимулируя тем самым зрительную оценку, которую он может затем подкрепить тактильным сравнение, формирую тем самым способы бисенсорного восприятия. С мячом выполняются разнообразные действия перекатывание (из руки в руку, за спиной), перебрасывание, перекладывание Действия с мячом, в процессе общеразвивающим упражнений, способствует развитию глазомера (при прокатывании мяча или его подбрасывании), ориентировочных действий, глазодвигательных функций (удерживание и прослеживание мяча)

Гимнастическая палка, шест - в упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, лучшее осознание «смысла» движения, что способствует развитию ориентировки на собственном теле, определять свое положение в пространстве и соответственно умение располагать тело в пространстве в соответствии с заданием. Тренируется мышечная память, которая играет немаловажную роль в ориентировки в пространстве. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой и шестом конкретизируют движения и параллельно с этим помогают правильно его выполнить ребенку, что дает ощущение успешности в своих действиях и движениях.

Обручи - упражнения с этим предметом влияют на развитие координации, пространственных ориентировок. Расположение обруча в пространстве по отношению к своему телу и к пространству зала, закрепляют ориентировка «от себя» и «от других предметов». Использование меток на обручах помогает ребята сосредотачивать и перемещать взгляд в заданных направлениях.

Скакалки, веревки - общеразвивающие упражнения с этими предметами развивают координацию движений, ритмичность (при подскоках). Наверное после мяча это самые любимые предмет у детей. Работая с ними ребенок познает свойства материалов из которых они изготовлены, по средствам непосредственного контакта и зрительной оценки. Например, тонкая скакалка из резины легче поднимается и выглядит как узкая полоска, а веревка тяжелее и выглядит как неровная, волнистая линия.

Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий способствует выработки адаптационных механизмов зрения, создает условия для стимулирования зрительного восприятия.

В общеобразовательных упражнениях прослеживается тесная связь и с лечебно-восстановительной работы. Например давая детям с расходящимся косоглазием упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнений на полу (прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с поднимание рук при сходящимся косоглазии, оси разводит.

Очень часто в общеразвивающих упражнениях мы используем карточки-схемы движений, кукол, проволочных человечков. Выполнение задания, с которыми, направлены на развитие зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы, развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого человека, схемы, куклы.

Ребятам можно предлагать следующие задания:

- Выполни движение по карточке-схеме, проволочному человечку;

- Найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнил или выполнил твой друг;

- Смоделируй на кукле, проволочном человечке;

Общеразвивающие упражнения и принятие исходного положения в процессе упражнений, являются хорошим средством для связи движений и словесный обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение)

Задания: Расскажи, какое упражнение я сейчас показал? Какое исходное положение принял? Аналогичные задания дети могут давать друг другу.

И наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве является задания, когда сами ребята проводят комплексы общеразвивающих упражнений. По тому удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений.

2.3 Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения

В коррекционно-педагогической практики разработано и используется много разнообразных комплексов общеразвивающих упражнений. И в дальнейшем ещё будет разработано столько же, так как вариации движений, исходных положений, предметов, условий могут быть разнообразны в зависимости от поставленных коррекционно-педагогических задач.

На занятиях, проводя общеразвивающие упражнения, мы часто используем те, которые имитируют движения животных, птиц. Это помогает внести в комплекс элемент интереса, забавы, а также способствует расширению зрительных представлений об окружающем, закрепление зрительного образа о реалиях окружающей действительности. При выполнении упражнений можно пользоваться предметными, силуэтные и контурные картинками, с целью активизации зрительного восприятия, выработки бинокулярности и тренировки амблиопичного глаза. Вот некоторые из упражнений:

1. Имитация ходьбы слона - спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога - прямая).

2. Имитация ходьбы пингвина - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.

3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.

4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

5. Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.

7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.

8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.

9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.

Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста).

2. И. п. - лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч или султанчик. Поднять руку с мячом (султанчиком) вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч (султанцик) в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч (султанчик). Повторить 5 - 6 раз каждой рукой. При поднимании руки - вдох, при опускании выдох.

3. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 - 20 сек. Дыхание произвольное.

4. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 - 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

5. И. п. - то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 - 20 сек.

6. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево. То же левой ногой вверх - вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 - 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос).

7. И. п. - то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 - 15 сек. каждой ногой.

8. И. п. - стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 - 8 раз.

9. И. п. - стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 - 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении.

10. И. п. - стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 - 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

11. И. п. - стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 - 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене).

Комплексы упражнений при близорукости.

Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 - 4 в каждый комплекс.

1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.

2. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.

3. И. п. - сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.

4. И. п. - сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.

5. И. п. - стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.

6. И. п. - стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.

7. И. п. - лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.

8. И. п. - то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п.

9. И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п.

10. И. п. - то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться.

Упражнения для укрепления передней брюшной стенки

Наклоненное вперёд туловище при близорукости во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 2 - 3 в каждый комплекс.

1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, на животе стоит кубик. Сделать вдох, приподнимая брюшную стенку и кубик, затем выдох, втягивая её.

2. И. п. - то же. Сделав вдох и не выдыхая, выпятить и втянуть брюшную стенку. Повторить несколько раз.

3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки вперёд, пытаясь дотянуться до висящего мячика, затем опустить.

4. И. п. - лёжа на спине, руки, на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.

5. И. п. - лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть к груди с помощью рук.

6. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение «ножницы», вновь развести.

7. И. п. - сидя на полу, носками держаться за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки вдоль туловища. Слегка наклониться назад и вернуться в и. п. То же, кисти на затылке. То же, но руки подняты вверх.

При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки при близорукости высокой степени нужно учитывать, что нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки - выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой.

Специальные упражнения для наружных мышц глаз

Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия.

1. «Закрываем двери»: И. п. - сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 - 5 сек., а затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2. «Крылья бабочки»: И. п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3. «Катаемся по горке»: И. п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторять 10 - 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. «Качели» И. п. - стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. «Моем окно» И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. «Красим забор» И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 - 12 раз.

7. «на колесе обозрения» И. п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 - 6 раз).

Выводы

Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, и компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, овладении двигательными умениями.

Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве при выполнении комплексов общеразвивающих упражнений зависит от ряда условий:

Создание комфорта для зрительных функций;

Правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения;

Индивидуально - дифференцированный подход;

Использование пропедевтического обучения;

Создание у детей эмоционально - положительного отношения к упражнениям (игровые и сюжетные моменты)

Учет состояния здоровья ребенка;

Учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия (подбор пособий, их унификация, например метки на атрибутах), учитывая особенности зрительного заболевания, мы можем оказать прямое воздействие на орган зрения и способствовать улучшению отдельных его функций.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.