на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль тренера в команде
b>2.2 Особенности тренерской работы в команде юниоров

Чему прежде всего призван учить ребят тренер-наставник? Умению трудиться. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства -- это первая заповедь воспитания»,-- считал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский.

Следовать этой «первой заповеди» -- долг и спортивных наставников. Научить ребят трудиться, трудиться осознанно и умело с улыбкой на лице, трудиться так, чтобы приносить радость и самому себе, и окружающим,-- вот цель устремлений тренера Тарасов А.В. Хоккей без тайн. - М.: Молодая гвардия, 1988. С. 49..

Верно гласит пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку и пруда». Овладеть хоккеем, игрой сложной, без трудолюбия и долготерпения невозможно. Пот, пролитый на тренировках, активность в повседневной жизни команды непременно помогут ребятам быстрей овладеть мастерством, заложат прочную основу для многих других полезных и важных дел, для долгой и интересном жизни. Послужат созданию боевой, дружной команды.

Очень важно -- создать в команде рабочую и вместе с тем приподнятую атмосферу. На любых занятиях -- и когда отрабатывается техника, и когда совершенствуется атлетическая подготовка или проводится двусторонняя игра, атмосфера должна быть возвышенной, наполненной честным, добросовестным отношением ребят к труду, к делу, которым они заняты. И во время бесед, и на теоретических занятиях непременно следует всячески поддерживать у ребят заинтересованность, стремление вложить в командную «копилку» свои знания, труд, душу.

Трудно, пожалуй, невозможно воспитывать у подростка добро без личного примера. Здесь слова помогут при одном лишь условии: если тренер во всех своих проявлениях и поступках будет являться для ребят образцом доброты, честности. Хоккей поможет воспитать у ребят честность по отношению товарищу, к команде, к спорту. Учить ребят открыто высказывать свое мнение товарищу, тренеру, искренне выступить на собрании команды. Не утаить и свой поступок. Никогда и никого не обмануть. Говорить правду родителям и учителям. Короче, вести себя всегда и всюду открыто, правдиво -- в этом долг детского тренера.

Прежде всего, необходимо напрочь исключить показную шумиху. В общении между ребятами, в отношениях тренера с командой должна присутствовать некоторая доверительность. Воспитывая «трудного» парня, всегда следует помнить, что у него неустоявшаяся, легкоранимая психика, а это требует особо бережного к нему отношения.

Одно из самых счастливых достояний человека -- дружба. Проводя в жизнь свои тренерские замыслы, всесторонне воспитывая ребят, тренеры, прежде всего, заботятся о создании боевого, сплоченного коллектива. Если в нем царит атмосфера дружбы, то ребята всегда усердно трудятся, у них прекрасное настроение, они умело и весело проводят свой досуг. Такая команда, как правило, и к спортивным успехам продвигается уверенным шагом.

Разумеется, тренер вовсе не обязан подыскивать каждому хоккеисту друга. Для наставников, важно создать в команде такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый сможет свободно высказывать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым: будет всегда уверенным в том, что к его планам и мечтам ребята всегда отнесутся с пониманием и тактом.

Чем выше общая культура мальчишки, тем яснее он воспринимает цели и задачи команды. Такой юный спортсмен способен стать во всем надежным помощником тренера. Конечно, тренер не лишен эмоций, симпатий и антипатий. Кто-то из ребят нравится ему больше, кто-то -- меньше. Естественно, это не отменяет важнейшего педагогического правила, которое требует ровного и справедливого отношения ко всем ребятам в коллективе.

Наверное, тренеру, как старшему по возрасту, не дано дружить с ребятами так, как дружат сверстники, дружбу которых цементируют общие интересы, ежедневное общение. Тренер же в дружбе со спортсменами ищет желанного откровения.

Его симпатии преследуют и другую цель. Любой игрок, даже не совсем дисциплинированный, хорошо понимает, что тренер - это главная фигура, которая способна помочь ему в хоккее и жизни. Он сам внутренне чувствует потребность в хороших отношениях наставником.

Постоянные и доверительные контакты, дружба с тренером при носит детям огромную пользу. Да и тренеру работать в такой обстановке куда интереснее, а значит -- и легче. Труд тренера в этом случае быстро приносит зримые плоды Тарасов А.В. Хоккей без тайн. - М.: Молодая гвардия, 1988. С. 54..

Каждый тренер знает, что побеждать в хоккее и воспитывать настоящих парней невозможно без создания коллектива единомышленников, по-настоящему дружной и дисциплинированной команды. Поэтому тренеры, проводя теоретические занятия, беседы, тренировки, решают главную задачу -- так влиять на каждого хоккеиста, чтобы, сохранив его индивидуальность, воспитать спортсмена-коллективиста.

Для того, чтобы руководить командой, создать сплоченный коллектив, тренер использует инициативу самих ребят.

На кого опереться тренеру, особенно на первых порах работы с командой? На капитана. На ведущих игроков. Помощниками тренера должны стать ребята сильные, волевые. Здесь важно заинтересовать ведущих игроков в выполнении общественных обязанностей, направить их энергию на активное участие в укреплении в команде дисциплины, наведении порядка. Пусть они сообща с тренером воздействуют на тех, кто позволяет себе лениться на тренировках.

Такое ядро команды может стать тренерским советом команды, первым помощником наставника. Важно определить формы его работы, разумно распределить обязанности.

Обязанности члена тренерского совета должны быть конкретными. Контроль за их выполнением ведется как тренером, так и капитаном команды. Члены совета должны также время от времени держать отчет за свою деятельность перед командой.

Тренер должен общаться с классным руководителем, встречается с родителями, узнавать, как держат себя юные хоккеисты вне катка, насколько они дисциплинированы, тактичны и вежливы. Такая любознательность тренера способна лишний раз побудить подростка следить за своим поведением, своей внешностью.

Чем шире знания тренера о юном хоккеисте, о том, какими интересами он живет, тем легче ему будет выбрать педагогические средства воспитания юного спортсмена. Хорошо зная юношу тренеру легче установить с юным хоккеистом доверительные отношения, к чему всегда должен стремиться каждый наставник.

Необходимо систематически, три-четыре раза в год проводить родительские собрания, на которых тренер держал бы отчет о проделанной работе, рассказывал о дальнейших планах команды, высказывал свое мнение о каждом хоккеисте. Тренер здесь может ставить перед родителями задачи по трудовому, эстетическому воспитанию сыновей. Умело передавать родителям свои тренерские педагогические принципы, свои намерения, чтобы не было в воспитании ребят разнобоя.

Нелишне однажды провести родительское собрание в присутствии юных хоккеистов. Такой откровенный, доверительный разговор с родителями и детьми будет полезен всем.

Тренер, естественно, должен тщательно готовиться к такому разговору. Собрание призвано помочь родителям более четко представлять, как складываются дела в команде, чего требует тренер для того, чтобы их дети стали сильными спортсменами и настоящими людьми. Отчетливее понять, что им самим надо сделать, чтобы сын стал лучше, сильнее. Да и ребята, присутствуя при разговоре тренера с родителями, разговоре, непосредственно затрагивающем их интересы, извлекут из него немало для себя поучительного.

Полезно тренеру вести дневник, куда записывать интересные встречи, беседы с детьми, события в жизни коллектива, не только положительные, но и конфликтные ситуации. Все это тренеру пригодится для анализа собственной деятельности. Здесь полагаться лишь на память нельзя. Тренер учится как на своих удачах, так и промахах в работе.

Юный хоккеист должен представлять, что в хоккее будущего решающую роль сыграет не только физическая готовность, высокое индивидуальное мастерство -- определяющим станет уровень знаний, культуры спортсмена. О хоккее грядущего можно кратко сказать так: играть спортсмены будут клюшками, а побеждать - умом. Вот к такой борьбе, к состязанию мастерства, воли и смекалки должен готовить себя каждый юный спортсмен.

И поможет ему в этом общее развитие, умение вести себя.

Тренера никогда не должна покидать забота об укреплении здоровья юного спортсмена. Известно, что этому способствует закаливание организма. Закаливание особенно важно с детского возраста. Так рекомендуют врачи-специалисты. Здесь, помимо терпеливого объяснения, тренер обязан личным примером показать, как надо правильно одеваться зимой и осенью, воспитывая из своих подопечных не неженок -- людей сo спартанским характером.

Из тех ребят, которых излишне лелеют родители, кому особое внимание и поблажки тренера, как правило, ничего путного не получается. Ни сильный спортсмен, ни настоящий человек. Задача тренера состоит в том, чтобы привить мальчишкам навыки самовоспитания.

Еще одна задача тренера: как можно скорее выработать свою линию в отношении к проступкам ребят. Важно, чтобы и юные хоккеисты заранее знали, как поведет себя тренер в той или иной ситуации, когда кто-либо из игроков нарушит правила поведения. Это поможет наставнику ровно и справедливо, без отклонений, относиться к каждому из ребят.

Так же важно тренеру рассказать ребятам о себе. Чем скорее игроки узнают, кто их тренер, поверят в него, тем быстрее, с меньшими трудностями будет протекать процесс создания боевого коллектива. Рассказывая о себе, тренер не должен что-либо утаивать. В этом рассказе тренер должен сказать и о том, какими, по его мнению, станут через несколько лет ребята, насколько вырастут как хоккеисты, как личности. Должно быть твердо заявлено, за что он будет своих подопечных поощрять, с чем не сможет никогда согласиться, а в каких случаях, возможно, и простит игроков. Откровенный разговор в начале работы с командой может стать действенным средством для установления взаимного понимания и доверия.

Давайте представим себе «идеального» тренера детской хоккейной команды. Он хорошо знает природу хоккея, умеет с большой заинтересованностью посвящать ребят в тайны игры. Умело проводит теоретические занятия и тренировки. И, что очень важно, он сильная человеческая личность. Тренера откровенного, строгого к себе, не могут не уважать ребята.

Он настоящий фанатик хоккея, влюблен в ребят и мечтает сделать из них настоящих мастеров и настоящих мужчин. Он по-хорошему самолюбив, всегда стремится к победе своей команды и делает для этого все, что возможно. Он всегда аккуратно одет, скромен, немногословен. Это привлекает ребят. Как и начитанность тренера, широта его знаний.

Конечно, даже у этого тренера, почти полностью отвечающего нашему идеалу, существуют какие-то человеческие слабости недостатки. Он может допускать и ошибки в своей тренерской деятельности. Но в целом этот тренер, не щадя себя, умело, добросовестно, из года в год ведет учебно-тренировочную работу. Всем ясно, что успех к команде, у которой такой тренер, непременно придет.

Детский тренер строит долгосрочную подготовку юного спортсмена, базируясь на развитии разносторонних физических способностей. Невозможно представить ребенка роботом, выполняющим серию однообразных заданий. Сегодня, да и всегда, чтобы заинтересовать, увлечь детей, приходящих в ДЮСШ, тренеру необходимо владеть целым комплексом средств и методов, нетрадиционных, незаезженных, незамусоленных на школьных уроках. Ведь ребенок, однажды пришедший на стадион, в любое время может уйти, так как занятия в ДЮСШ не обязательны, это - лишь желание, интерес самого ребенка.

Соревнования, конечно же, являются мощным стимулом для занятий спортом. Но ведь необходимо пройти большой путь к своим первым успехам. Это каждодневный труд ребенка и тренера, который старается сделать процесс подготовки интересным, разнообразным. Всем известно, что без базовой разносторонней гармоничной физической подготовки невозможно воспитать спортсмена в любом виде спорта. И перед тем как выбрать какую-либо специализацию, детский тренер даст попробовать себя в различных видах физических упражнений.

Неверно, если спорт преподносится только как участие в соревнованиях, победа над соперниками. Спорт, особенно детский, это соревнование с самим собой, со своими слабостями, ленью, как преодоление трудностей, жизненных неприятностей, становление социально активной личности. И если ребенок постоянно совершенствуется, улучшая личные достижения, то он, безусловно, занимается спортом, даже не принимая участия в официальных соревнованиях.

2.3. Авторитет тренера в команде

Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека.

Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения «человек - деятельность», который необходим для реализации процесса развития, а именно субьектно-личностного отношения, и характером отношения бессубъектного, который существует и воспроизводится сегодня в социальной практике.

Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерно рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями):

1. репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических задач. Для их выполнения тренер используется в качестве основного средства, «материала», который оформляется в соответствии с профессиональной функцией, реализуемой им на своем рабочем месте. В этой ситуации тренер «прикрепляется» к существующим должностным функциям и живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек - деятельность» называется бессубъектным;

2. ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главный из которых - принцип творческого развития личности Горбачева В.В. Методологические основания и социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика физической культуры. - № 5. - 1999. С. 28..

Успешное осуществление педагогом процесса личностного формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность - существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений.

Феномен авторитета подвергался анализу в связи с рассмотрением феномена лидерства. Лидерство - явление, безусловно, близкое авторитету, но это не одно и то же. А.А. Ершов (1971) отмечает, что понятия «лидер» и «авторитет» перекрещиваются, но они не тождественны Ершов А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная прикладная психология. - Л.: Наука, 1971. С. 74..

Подход к рассмотрению авторитета исключительно с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных качеств индивида должен быть расценен как устаревший. С этим выводом А.В. Петровского (1987) нельзя не согласиться, потому что феномен авторитета не определяется только интраиндивидной атрибуцией личности Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. С. 51.. В то же время нельзя не признать, что определенные интраиндивидные качества, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание авторитетной позиции, оказываясь при этом не причиной, а лишь предпосылкой его становления.

В феномене авторитета воплощается диалектическое единство объективных и субъективных факторов. Для построения авторитетных отношений в диадах педагог - ученик важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Педагог должен восприниматься как активный, деятельный человек. Причем активность проявляется не только в конкретных делах, но и в манерах, в речи, принятии ответственности. Следует отметить, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Поэтому учителю очень важно давать повод для оценки его деятельности как успешной, и сам он должен производить впечатление преуспевающей личности.

Способность добиваться успеха воспринимается как самостоятельное качество человека, не связанное с определенным видом его деятельности (Е.В. Егорова-Гантман, 1994) Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Знание, 1994. С. 77..

Успешность деятельности педагога во многом зависит от его профессиональной устойчивости. Процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней.

Еще в процессе обучения в вузе можно заложить предпосылки для достижения успеха в профессиональной деятельности не только в плане экспертности будущего специалиста, но и в плане его личностных качеств Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - № 9. - 1998. С. 36..

Заключение

Итак, основная задача тренера - учить любить трудиться. Лучшее для этого средство личный пример тренера. Замечено: у трудолюбивых наставников, как правило, лентяев не бывает. Порядок, раз и навсегда установленный в команде, поможет тренеру, опираясь на ведущих игроков удерживать высокий уровень дисциплины, трудовую и очень радостную атмосферу в команде.

Закон педагогики, сформулированный В. А. Сухомлинским гласит: «Источником детского желания трудиться является, прежде всего, желании узнать». В развитии этого желания все, почти все зависит от тренера. Он не только должен быть самым трудолюбивым в команде. Главное для тренера -- уметь работать на игроков. Каждый день, каждую минуту обязан тренер давать юным хоккеистам новые знания, придумывать для них новые тренировочные упражнения, выдумывать подбадривающие слова.

В команде всегда должна царить жизнерадостная атмосфера кипучей, творческой деятельности ребят. И тренеру важно ее постоянно поддерживать, умело поднимать авторитет своих ближайших добровольных помощников, постоянно с ними советоваться, считаться с их мнением.

Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделает занятия творческими. И тогда даже на самых трудных, тяжелых тренировках непременно будут улыбки.

Дружный труд в коллективе поможет юным хоккеистам воспитывать в себе очень важные для жизни, для учебы качества - пытливость, самодисциплину, умение следить за собой. Забота о делах коллектива, о товарищах станет жизненной нормой юноши.

Список литературы

1. Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - № 9. - 1998. С. 36.

2. Базаревич С. Испытываю кайф от побед «молодежки» // ФиС. - № 5. - 2004. С. 15.

3. Буймен Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 268 с.

4. Васильков Г.А. От игр к спорту. - М.: Советский спорт, 1988. - 186с.

5. Верхлина Б., Верхлин В. Учитель, который приходит на помощь // Спорт в школе. - № 11. - 2004. С. 8.

6. Горбачева В.В. Методологические основания и социально-психологические механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика физической культуры. - № 5. - 1999. С. 28.

7. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная прикладная психология. - Л.: Наука, 1971. - 178 с.

8. Железняк М.Н. Спортивные игры. - М.: Советский спорт, 2001. - 352 с.

9. Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Знание, 1994. - 168 с.

10. Либо М. Команда без которой мне не жить // Персонал-Микс. - №3. - 2002. С. 26.

11. Лобановский В. Бесконечный матч. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 220 с.

12. Майоров Б.А. Хоккей для юношества. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 288 с.

13. Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. - № 7. - 2005. С. 14.

14. Петров К. Российский хоккей с мячом на современном этапе // ФиС. - № 7. - 2004. С. 21.

15. Портных Ю.И. Спортивные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 448 с.

16. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 262 с.

17. Спасский О.Д. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 236 с.

18. Спортивные игры: Учебник // Под ред. В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1999. - 305 с.

19. Тарасов А.В. Хоккей без тайн. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 266с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.