Рынок туризма и туристических услуг Новосибирской области
37 Введение
За последние 25-30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха. В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные. Географический фактор в туризме играет ключевую роль. Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы. К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т.д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи. Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Питер, 2003. - с.- 29. . Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий. К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся: Ш выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); Ш уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; Ш наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т.д.; Ш уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района. Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны. С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним - мощный рычаг для развития туризма. Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д. Цель данной работы - изучить рынок туризма и туристических услуг Новосибирской области. Задачи работы: Ш изучить общие сведения о региональном туристическом направлении; Ш выяснить вопросы страхования туристов; Ш изучить транспортное сообщение в регионе; Ш рассмотреть становление и развитие туризма; Ш изучить турресурсы; Ш изучить туринфраструктуру; Ш выяснить туристическое районирование региона; Ш провести анализ туррынка; Ш изучить популярные туристские маршруты; Ш выяснить статистику внутрирегионального, въездного и выездного туризма; Ш составить Памятку туриста. 1. Общие сведения о региональном туристическом направленииВ настоящее время специалистами рекреационной географии из Российской международной академии туризма территория России делится на 15 рекреационных районов, которые объединены в 4 зоны: 1. Центр России - сюда относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. 2. Европейский Север России - перспективны для освоения - только районы европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. 3. Сибирь и Дальний Восток - стабильная, но малоосвоенная территория из-за удаленности и ограниченности климатических комфортных условий. Больше осваивается подзона Юга Сибири, чем малоперспективная подзона Азиатского Севера. 4. Юг России. Обско-Алтайский район включает южные части Тюменской, Томской областей, Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Самый рекреационно освоенный регион Сибири. Природные рекреационные ресурсы позволяют проводить все основные функциональные типы рекреационной деятельности. По условиям рельефа район делится на равнинную северную часть, занятую Западно-Сибирской низменностью, и горную южную часть, состоящую из горной системы Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского Кряжа. Территория обводнена неравномерно: более всего рек в горах, менее всего в степной части, с гор берут начало такие крупные реки как Катунь и Бия, слияние которых образует величайшую реку Сибири Обь. Ее многочисленные притоки также в основном стекают с гор. Самым крупным из них является Иртыш. Обь с Иртышом судоходны, по ним проложены теплоходные маршруты. Горные реки бурные, коварные, пригодны для водного туризма, степные реки маловодны и часто пересыхают летом. В районе много озер как в горной части (Телецкое, Айя, Манжерок), так и на равнине (Чины, Сартлан, Убинское, Черное и др.). Среди озер много соленых. По характеру растительности район делится на степную и лесостепную южную равнинную часть и таежные северную и горную части. Северная тайга большею частью заболоченная. Биоклимат этого района наиболее благоприятный для рекреации по сравнению с другими районами Сибири, особенно в среднегорном поясе. Продолжительность солнечного сияния там достигает рекордных 2600 часов в год, воздух отличается повышенной ионизацией, колебания атмосферного давления редки. Лето умеренно теплое и теплое (17-19°) с малой вероятностью перегрева и духоты. Купальный сезон в малых озерах, водохранилищах продолжается 60 - 90 дней. Горные реки, холодные и быстрые, не пригодны для купания. Зимний период умеренно холодный (-17°) с продолжительным залеганием снежного покрова (5,5 месяца) и преобладанием тихих солнечных погод благоприятен для лыжного туризма и зимней аэротерапии. По биоклиматическим показателям Горный Алтай был отнесен к климатическим курортным местностям. В долине р. Катуни работает один из старейших климатических туберкулезных курортов «Чемал». Гидроминеральные ресурсы района очень богатые. Здесь много уникальных минеральных источников, отличающихся повышенной водообильностью. Распространены хлоридно-натриевые аналогичные «Ессентуки №4» (курорт «Озера Караги»), сероводородные, близкие к мацестинским, йодо-бромные (Чажемтовский источник), радоновые и сульфатные (курорт «Белокуриха»). В районе выявлено множество грязевых месторождений, торфяных, иловых и сапропелевых (оз. Ахманка, Эбейты, Ульджай, Горькое, Курейное). Практически каждая область обеспечена собственными месторождениями лечебных грязей и минеральных вод, которые применяются на курортах: «Тараскуль» (Тюменская область), «Озеро Карачи» (Новосибирская область), санаторий «Колос» (Омская область), «Медвежье озеро» и «Сосновая роща» (Курганская область), «Белокуриха» (Алтайский край). Природные ресурсы используются для рекреационно-оздоровительных занятий (прогулки, катание на лыжах, сбор грибов и ягод) и спортивного туризма (альпинизм, скалолазание, горнолыжный спорт, велосипедный, конный, водный, охота и рыболовство). Культурный потенциал представлен археологическими объектами (курганы и «каменные бабы» на Алтае) и старинными городами: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Томск (1604 г.), Кузнецк (1617 г.) и др. В городах сохранились архитектурные, культовые и гражданские памятники. Тобольск славится единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством. Объектами познавательного туризма являются многочисленные музеи, сосредоточенные в крупных городах и разбросанные по территории региона. Рекреационная сеть. Район - самый густонаселенный в Сибири с городами-миллионерами (Новосибирск и Омск) с большой потребностью в отдыхе населения специализировался на обслуживании местного населения. Санаторное лечение представлено отдельными курортами и сетью санаториев-профилакториев вблизи промцентров. Широко развиты базы отдыха, садоводческие товарищества, базы рыбаков и охотников. В районе 15 туристских баз (10 из них расположены в окрестностях больших городов и 5 на Горном Алтае). Есть туристские гостиницы в Кургане, Тюмени, Тобольске, Омске и Горно-Алтайске. Проложены туристские маршруты по Горной Шории, Кузнецкому Алатау и Алтаю. Основные турцентры: Курган, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Кемерово Самойленко А.А.География туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - с.-168-169.. 2. Страхование туристовСтрахование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках, путешествиях, круизах. Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая. Основными страховыми событиями, на случай I которых производится личное страхование туристов, являются: страхование от несчастного случая, страхование от болезней, страхование на случай смерти или гибели. Большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед турпоездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к делу ненадежному. Между тем, например, если спросить немца, француза или американца о том, что он приобретает, прежде всего, собираясь совершить турпоездку в другую страну, он обязательно назовет страховой полис. К страховым событиям относятся кратковременные, неожиданные и непреднамеренные заболевания (отравления, травмирована и т.п.) и только в местах, предусмотренных турпутевкой, и при проведении мероприятий, отраженных в туристском маршруте. Например, в качестве страхового события признается отравление, полученное только в местах литания, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе и т.п. Страховыми событиями при личном страховании туристов не могут считаться болезни хронического, инфекционного и рецидивного характера (сердечнососудистые, онкологические, туберкулезные и другие болезни). Поскольку страхование туристов в нашей стране является делом сугубо добровольным и потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, занимающихся страхованием туристов, то он перед турпоездкой, путешествием должен обязательно поинтересоваться Условиями страхования, где подробнейшим образом изложено, по каким страховым событиям производится страхование. И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. В Условиях личного страхования потенциальных туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответственность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастным случаям и смерти (гибели) относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митингах, шествиях, производство самострелов, самоубийство) Зорин И.В. и др. Туризм и отраслевые системы. Менеджмент туризма. - М.: Финансы и статистика. - 2001. - с.-251. . Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно. Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис - необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт - постепенно прививается и на российской почве. Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок. Не случайно в США в настоящее время функционируют свыше 8000 компаний только по страхованию имущества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|