на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально значение физической культуры в России

Социально значение физической культуры в России

23

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кировский филиал

Реферат

по физической культуре

«Социально значение физической культуры в России»

Киров 2009 г.

Содержание

Введение

1. Социальное значение физической культуры

2. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта

3. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения

Список использованных источников

Введение

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил - трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Во второй статье Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры - "составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности" [1]. Таким образом, она перестает быть лишь сферой обслуживания других отраслей хозяйства и определяет новые формы общественной жизни, обеспечивая становление общности людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека, оказывая существенное влияние на качество человеческого капитала, и обуславливает рост общественной производительности труда. Возрастание роли физической культуры в экономическом секторе обусловлено ее организационными особенностями как сферы занятости и образовательной отрасли, имеющей свою инфраструктуру. С экономической точки зрения эффект от развития сферы физической культуры обусловлен повышением спроса на производство спортивных товаров (оборудования) и физкультурно -спортивных услуг. Ее экономическая привлекательность обусловлена сравнительно небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости затрат [2].

1. Социальное значение физической культуры

Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения. В связи с этим она имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология ее государственного регулирования находит отражение в устранении противоречий и декларативных норм в законодательстве федерального и регионального уровней. Ее совершенствование предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на:

1) Государственный заказ, определяющий полномочия и конкурсные условия в реализации государственных кредитных программ, предоставлении льготных и безвозмездных субсидий на развитие инфраструктуры физической культуры;

2) Совершенствование правовых основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития предпринимательства, спонсорства и спортивного фандрейзинга;

3) Консультирование по определению прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры;

4) Координацию работы и разграничение полномочий государственных, общественных и коммерческих органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры для учащейся молодежи.

Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию в ряде вузов спортивной работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава [3]. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С.-Петербурге на 2003 - 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития [4].

Очевидно, что совершенствование правовой базы, связанное с упорядочением отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного процесса. Наиболее перспективным стратегическим механизмом развития физической культуры на макроуровне является межотраслевая холистическая (holistic - с англ. "целостный") политика по реконструкции ее из затратной отрасли в равноправного партнера реального сектора экономики. Размещение государственного заказа и соответствующее финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально -прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры:

1) адаптивную, обеспечивающую оперативность приспособления физической культуры к динамично меняющимся условиям;

2) интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, когнитивного и человекотворческого процессов;

3) ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей;

4) программирующую, обеспечивающую культурную преемственность высшей школы в реализации физкультурных традиций;

5) дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры;

6) консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей.

Несмотря на Приказ Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", обязывающего ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", в большинстве вузов Санкт-Петербурга вместо требуемых Всероссийской базисной учебной программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра, отсутствует лекционный курс и методико-практические занятия, зачастую учебная работа подменяется проведением различных соревнований и массовых мероприятий. В результате этого, когда эволюционно сложившаяся репродуктивная система физкультурного образования стала фактором, не только снижающим социально -психологические риски, но и генерирующим их, в формировании культурного потенциала студентов обострились противоречия, связанные с переоценкой традиционных для российской ментальности духовных и социокультурных ценностей. С одной стороны, благодаря достижениям НТР, интенсификации активности студентов существенно возрастают темпы их социализации, обусловленные повышением их самосознания, активизацией творческого, созидательного потенциала. С другой стороны, нарастающая интенсификация антропогенного и техногенного воздействия на среду их обитания, необходимость сочетания напряженной учебной деятельности с работой привели к чрезмерному нарастанию психофизического напряжения, требующего мобилизации резервных возможностей их организма.

2. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта

Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.

Общая динамика смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отразится на всех социально-экономических факторах развития общества. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность населения в пожилом возрасте превысит численность детей и подростков на 12,8 млн. человек, или на 62%, что значительно ускорит процесс старения нации.

При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.

Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Возросло число россиян, страдающих психическими расстройствами.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований - их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.