на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования
понимать значение диагностики и своевременной коррекции духовного, физического и психического развития и состояния человека для сохранения здоровья;

- знать закономерности и особенности духовного, физического и психического развития на разных этапах онтогенеза человека;

- знать критерии оценки нормы и отклонений духовного, физического и психического развития;

- иметь представления о путях и средствах коррекции и реабилитации;

- понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию географических, климатических, социальных и образовательных факторов;

- иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка, взрослого и старого человека;

- владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь оценивать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем здорового человека;

- знать возрастные нормы и иметь представление о сенсорных, моторных и центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи;

- иметь представление о типологических особенностях здорового человека и уметь определять типологические особенности физического и психического развития человека;

- уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;

- уметь оценивать физические нагрузки на уроках физической культуры и спортивных тренировках и определять их соответствие возрасту и физической подготовленности человека;

- уметь определять степень утомления здорового человека после физических и умственных нагрузок;

- уметь определять противопоказания к выполнению физических и умственных нагрузок в связи с возрастом, состоянием здоровья;

- уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и психофизиологических показателей человека в процессе развития;

- уметь определять по функциональным показателям адаптационные возможности человека к изменению климато-географических и социальных условий;

- понимать особенности динамики развития и взаимодействия детей, воспитывающихся без родителей, в малых и больших социальных группах;

- уметь направлять процессы обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями духовного, физического и психического развития;

- вести педагогическую деятельность по обучению учащихся знаниям о строении и функциях организма, изменении их при действиях неблагоприятных факторов внешней среды, инфекциях и гиподинамии;

- обучать учащихся оценивать свое физическое состояние, выявлять вредные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, использовать физические нагрузки, природные факторы и другие доступные средства для сохранения и укрепления здоровья.

Глава II. Способы и типы содержания физического воспитания

2.1. Способы содержания процесса физического воспитания

Сущностью процесса физического воспитания является освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры, востребованных личностью, коллективом, сообществом. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - Стр.10.

Сущностью процесса духовного воспитания будущих педагогов является продвижение личности по иерархии личностных смыслов Там же.

Принимая во внимание то, что содержание процесса воспитания рассматриваем как взаимодействие учителя и ученика, можно оценивать эффективность направленности педагогического образования на интеграцию процессов физического и духовного воспитания студентов в учебном заведении по показателям взаимодействия педагога и обучаемого.

Можно предложить для рассмотрения следующие способы взаимодействия Учителя и Ученика и проанализировать их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс физического воспитания.

Первый способ. Взаимоотношения "несотрудничества" - к сожалению, довольно распространенная форма взаимодействия педагога и обучаемого как в школе, колледже, так и в вузе. В отношениях "несотрудничества" основная нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом виде, превращаясь в "интеллектуального тунеядца". Личность обучаемого оказывается задействованной в минимальной степени.

У Учителя есть некоторое представление о том, каким в идеале должен быть Ученик, и все усилия он направляет на то, чтобы приблизить реального обучаемого к эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения. Это директивная позиция (отказаться от нее бывает очень трудно, т.к. велика инерция старых установок, норм поведения и т.д.). При таком способе взаимодействия полностью игнорируются чувства, личностные потребности и способности Ученика (не действует механизм рефлексии). Учитель не анализирует уместность того или иного варианта поведения, не отслеживает результаты взаимодействия и внутренних изменений как своих собственных, так и Ученика.

Изучение особенностей восприятия Учителей обучаемыми показывает дефицит удовлетворенности совместной деятельностью: значительная часть предпочитает общаться с Учителем лишь на занятиях (60%), отмечается недовольство поведенческой стороной учителя - "обзывается", "кричит", "выгоняет", "ругается" (15%), почти у 35% обучаемых наблюдаются невротические проявления. Почти 60% Учителей рассматривают взаимодействие с Учеником как средство достижения дисциплины и послушания, 20-25% - как средство показать собственное превосходство, превосходство своих знаний. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45.

Второй способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит, каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их удовлетворения и реализации. Именно с осознания и начинается реальное развитие личности Ученика.

Следующий шаг духовного роста - изменения в поведении. В данном контексте важным является положение о том, что системная смысловая картина мира формируется при непосредственном соприкосновении с окружающей средой, в процессе проживания реальных жизненных ситуаций, наблюдая за поведением значимых Учителей в повседневности, т.е. свойственные ученику варианты поведения приобретены им на основании предыдущего опыта. Следовательно, новый личностный опыт может привести к изменениям в поведении.

Для изменения поведения Ученика Учитель может создавать ситуации, в которых Ученик мог бы пробовать различные варианты нового поведения, получать новый личностный опыт.

Учитель должен обучать Ученика "собой", "собственной личностью как инструментом", демонстрируя при этом такое поведение, которое хочет видеть у Ученика. Вместо трансляции правил Учитель предъявляет Ученику свой личностный опыт, свое отношение к тем или иным событиям, свои чувства, эмоции; представляет Ученику право выбора (принимать или не принимать предъявляемые образцы взаимоотношений). При этом Взрослый пропускает через себя чувства и переживания Ученика.

В этом случае Ученик останется в гармонии со своими внутренними ощущениями, эмоциями, потребностями и способностями, а его энергия может быть направлена на поиск оптимального (с учетом собственных потребностей и контекста ситуации) способа взаимодействия с окружающей средой. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 46.

Таким образом, духовное воспитание в процессе взаимодействия происходит благодаря новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых "правильных" рецептов.

Рассмотрев два способа взаимодействия, можно прийти к выводу, что второй способ наиболее эффективен в плане взаимодействия и способствует личностному росту Ученика. К сожалению, в профессиональной подготовке будущего учителя еще недостаточно внимания уделяется развитию подобных форм взаимоотношений. (Заметим, что в реальной практике встречаются и промежуточные варианты, в которых в той или иной степени доминируют рассмотренные способы.)

Однако в настоящее время возникает и третий способ, который заключается в том, что здесь Учитель не транслирует культуру, не просто поддерживает Ученика при взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Вот почему третий способ и есть способ духовного воспитания, реализуемый средствами ценностной педагогики. Физическая культура не усваивается, она трансформируется в духовный мир личности, тем самым расширяя и упорядочивая его. Формирование духовного мира личности в процессе физического воспитания является предпосылкой становления духовного сознания.

При сотрудничестве со студентами содержание учебной дисциплины "физическая культура" становится общим объектом познавательной активности со стороны как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъект-объект-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 47.

2.2. Типы содержания физического воспитания

Из представленной выше типологии взаимодействия Учителя и Ученика следует три типа содержания процесса физического воспитания в учебном заведении: продуктно-процессуальное, рефлексивно-продуктивное, рефлексивно-культурное.

Рассмотрим перечисленные типы содержания процесса физического воспитания в учебном заведении подробнее.

Содержание деятельности педагога - организовывать, предопределять действия студентов. Содержание и вектор действий зависят от существующих норм, программ, учебных пособий и т.д., реализующих в себе заказ на образование по физической культуре.

Содержание деятельности студентов. Базовый процесс учебной деятельности - это "чистое" исполнительство, подчинение предписаниям педагога (безотносительно к своим потребностям, целям, ценностям).

Содержание деятельности педагога имеет два аспекта:

- во-первых, организовывать самоизменение студента. Содержание и вектор изменения диктуются ситуацией социального заказа и зависят от программ, учебных пособий и т.д., а также предопределены природой учебной деятельности, закономерностями физического развития;

- во-вторых, обслуживать рефлексивные и деятельностные процессы самоизменения студента и помогать преодолевать затруднения в этом самоизменении.

Содержание деятельности студента. Базовый процесс учебной деятельности - самоизменение. Педагог реализует субъект-субъектные отношения. Идентификация - основной источник знаний для педагога. Согласование - основной механизм для того, чтобы избежать противодеятельности и псевдодеятельности.

Содержание деятельности педагога имеет три аспекта:

- во-первых, организовывать деятельностную среду и предопределять "от имени" культуры формирование способностей студента к саморазвитию. Вектор саморазвития - культура;

- во-вторых, обслуживать саморазвитие студента и помогать преодолевать затруднения в этом процессе;

- в-третьих, профессионально саморазвиваться, быть педагогом-творцом, способным к инновационной деятельности и к описанию образца этой деятельности в технологической, то есть социально приемлемой и передаваемой другим педагогам форме.

Содержание деятельности студента. Базовый процесс учебной деятельности - саморазвитие. Педагог диктатуру конкретных социальных рамок заменяет диктатурой ценностей культуры.

Глава III. Перспективы развития физического воспитания в системе педагогического образования

Важно не только то, какое содержание процесса физического воспитания реализует педагог, но и то, насколько гибко и адекватно он подходит к выбору этого содержания по отношению к каждому занимающемуся.

Кроме того, в настоящее время наблюдается сдвиг в критериях оценки с внешних, задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями обучающегося.

Перспективы развития педагогического образования будут определяться тем, насколько успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой, проблему непосредственного удовлетворения образовательных потребностей, возникающих в деятельности учителя или личной жизни обучающегося. Качество такого образования будет оцениваться по возможности получения необходимой информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности решаемым задачам.

Разработка теоретических и технологических основ подготовки будущих педагогов помимо вопросов содержания образования, организации подготовки технологий обучения предполагает выработку критериев результативности подготовки. Деятельность педагога определяется как деятельности управленческо-педагогическая по содержанию и творческая по характеру. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992. - С. 28.

Применительно к специфике исследуемого предмета есть необходимость обратиться к трактовке понятий "эффективность" и "результативность управления". В теории менеджмента эффективность рассматривается как рациональное достижение целей. Результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи правильно создаются.

Основываясь на представлениях о понятиях "качество образования", "результат образования", также целесообразно развести понятия "эффективность" и "результативность" подготовки студентов и при этом придерживаться следующей позиции:

- эффективность интеграции физического и духовного воспитания будущих педагогов понимается нами как результат достижения целей по организации процесса обучения и оцениваться должна в показателях деятельности преподавателей;

- результативность интеграции - это собственно результат достижения целей подготовки и фиксируется в показателях развития личности студента;

- об уровне результативности возможно судить по степени приближения показателей к идеалу, выраженному в ценностях.

На уровне рассмотрения проблем данной работы выделяется и такой компонент результативности, как интегративная деятельность. Категория "интегративная деятельность" определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (включая его физический и духовный аспекты), творческим и ответственным отношением к делу. "Эмбрионы" всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре содержания педагогического образования, но и в структуре духовной и функциональной грамотности. Они востребуются и актуализируются на собственно профессиональном уровне, а также тех ее компонентов, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к высокой духовности и формируемым качествам личности: творчеству, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний и т.д., без которых немыслим подлинный профессионализм. Рассмотрение интегративной деятельности учителя с позиций целостности дает возможность включения в ее состав таких ментальных ценностей, как:

- уровень образованности (знания, умения, навыки, способствующие полноценному включению педагога в разветвленную структуру физической, духовной и профессиональной деятельности);

- уровень воспитанности (система мировоззренческих качеств, основанных не только на знаниях, но и на духовных ценностях, личностном осознании смысла жизни и отношении к миру во всем его многообразии на уровне развития человека, предопределяющего его способности к непрерывному саморазвитию).

Кроме того, об интегративной деятельности учителя есть смысл говорить только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь педагогической ситуации. Быть целостным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Факт проявления необходимой целостности в определенной ситуации есть не что иное, как стиль деятельности.

Заключение

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителей, в том числе и за счет оптимизации содержания процесса физического воспитания, продиктована требованиями общества, состоянием производства и уровнем развития культурно-образовательного пространства. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, процессы изменения в организации и содержании профессиональной подготовки педагогов вызваны социально-экономическими преобразованиями, ценностной переориентацией общества, обновлением системы управления профессиональным образованием.

Во-вторых, в условиях действия рыночных механизмов экономического хозяйствования, наличия реальной и скрытой безработицы, существенным образом повышаются требования ко всем компонентам профессиональной подготовки педагогов: необходим более высокий уровень квалификации, компетенции и физической подготовленности специалиста, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Соответственно задача повышения качества подготовки учителя в профессиональной школе является первоочередной и для образовательного учреждения, и для отдельного обучаемого, и для системы профессионального педагогического образования в целом.

В-третьих, проектирование и внедрение стандартов в образование; реализация национально-регионального, а также отраслевого компонентов; предметов по выбору обучаемых; значительное повышение требований к самостоятельной работе будущих учителей: к их не только профессиональным, но и общекультурным, социальным, творческим, в том числе физическим возможностям, - все требует усиленного внимания к научной разработке и практической апробации таких технологий содержания и форм организации подготовки педагогов, которые способны дать наиболее высокие результаты.

Список использованной литературы

1.
Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

3. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6.

4. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 51-54

5. Кизько А. П. Возможности исследовательских подходов и проблема понятия "педагогическое" исследование // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 12-13

6. Кудрявцев М. Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности//Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 55-57

7. Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

8. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

9. Пахомова Л. Э. Методическое обеспечение спецкурса "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 58-59

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.