на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Техніка плавання вільним стилем (кролем)
p align="left">Во второй половине гребка, после пересечения вертикали, скорость движения по отношению к телу пловца продолжает увеличиваться. Кисть разгибается в лучезапястном суставе, все время, сохраняя вертикальное положение. После пересечения вертикали плечо обгоняет предплечье. И рука движется по направлению назад вверх. В этот момент появляется топящая гидродинамическая сила, погружающая тело вниз. Чтобы уменьшить эту силу и ее вредное влияние, предплечье и кисть постоянно стремятся сохра-нить вертикальное положение. При этом локоть прибли-жается к туловищу и согнутая в локтевом суставе рука уже располагается не во фронтальной плоскости, а в про-дольной. После прохождения вертикали сила тяги руки начинает; уменьшаться и с появлением плеча на поверхности воды исчезает. Поднимая локоть, пловец выводит руку из воды и маховым движением проносит ее по воздуху вперед.

Движение руки по воздуху пловцы совершают по-раз-ному. Мужчины чаще выполняют это движение с высоко поднятым локтем, женщины -- почти прямой рукой через сторону. Многие специалисты считают, что пронос с высоко поднятым локтем является предпочтительнее, так как при нем меньше инерционные силы от махового движения руки. Но пронос руки с высоким локтем вызывает увели-чение угла поворота плеч, что влечет за собой поворот та-за и ног пловца. А это отрицательно сказывается на ско-рости передвижения. После окончания проноса руки над водой кисть и предплечье занимают положение для входа в воду, и цикл повторяется.

Для кроля на груди свойственно равномерное продви-жение тела вперед, что позволяет пловцу развивать вы-сокую среднюю скорость движения. Главным фактором, обеспечивающим равномерное продвижение тела в воде, яв-ляются поочередные движения, рук. За счет большей ско-рости движения по воздуху рука, заканчивающая подгото-вительное движение, успевает развивать усилие в началь-ной части гребка в тот момент, когда противоположная еще не закончила гребок.

Дыхание в кроле на груди, как и в других способах плавания, трехфазное. Пловец выполняет вдох, задерживает дыхание на вдохе, а затем делает выдох. Считается, что задержка дыхания на вдохе обеспечивает лучшее насыще-ние крови кислородом, так как в этот момент повышается внутрилегочное давление, способствующее увеличению диф-фузии кислорода через легочную мембрану в плазму кро-ви. Частота дыхания кролиста определена темпом движе-ния. Для вдоха пловец поворачивает голову в тот момент, когда рука, в сторону которой пловец повернул голову, закончила гребок..

Согласование движений рук и ног в кроле на груди бы-вает шести-, четырех- и двухударное. В настоящее время пловцы чаще делают шесть или четыре удара ногами на два гребка руками. При начальном обучении используется только шестиударный вариант согласования, так как при этом обучающийся меньше совершает ненужных колеба-тельных движений телом.
В шестиударном кроле гребковые движения рук и уда-ры ногами согласуются следующим образом. В момент ка-сания кистью правой руки воды и начала ее движения вниз, удар выполняет правая нога. Когда кисть правой руки на-чинает развивать усилие вниз, удар делает левая нога. В средней части гребка рукой рабочее движение совершает правая нога, и в конце гребка правой руки удар делает левая нога. В начале подготовительного движения руки над водой выполняет удар правая нога, и после пересечения рукой линии плеча левая лога движением вниз заканчива-ет цикл.

2. Кроль на спине

Кроль на спине как спортивный способ плавания был включен в программу Олимпийских игр в 1904 году. Сна-чала в этом виде плавания соревновались только мужчины. Но с 1924 года на спине стали плавать и женщины. Первые пловцы выполняли одновременно гребковые дви-жения руками и движения ногами, напоминавшими брасс. Прямыми руками выполнялся гребок у поверхности, воды. Затем руки поднимались и вкладывались в воду за голо-вой параллельно друг другу. Ноги, предварительно согну-тые в коленях, делали гребок, внутренней поверхностью стопы, разгибаясь в коленях вначале в стороны, а затем вовнутрь.

В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме американец Гарри Хебнер впервые применил попеременную работу рук в сочетании с движениями ног, схожими с движениями ав-стралийского кроля. Этот пловец положил начало разви-тию кроля на спине.

Значительное усовершенствование в технику плавания кролем на спине внес американец Адольф Кифер. Он так же, как и его предшественники, выполнял попеременные гребковые движения прямыми руками близко у поверхно-сти воды. Однако его движения ног напоминали «порхающие» движения ног кролистов. Координация рук и ног у А. Кифера была шестиударнрй, что позволяло ему про- двигаться равномерно, без характерной для спинистов пуль-сирующей скорости. На Олимпийских играх в Берлине в 1936 году А. Кифер показал феноменальный для того времени результат, проплыв стометровую дистанцию за 1 мин 05,9 с. 

В 60--70-х годах наметились изменения в технике плавания этим способом. Вначале пловцы стали выполнять во время гребка сгибание рук в локтевых суставах, когда ру-ка лишь пересекала линию плеч, а затем и на всем протя-жении гребка. Благодаря этому кисть пловца стала распо-лагаться перпендикулярно направлению движения, что по-зволило увеличить движущую силу руки. Увеличилась так-же мощность работы ног, благодаря

чему тело стало за-нимать более Высокое положение. Наиболее ярким пред-ставителем такой техники явился талантливый пловец из ГДР Рональд Матес. В настоящее время современная тех-ника плавания кролем на спине позволяет плыть 100 м со скоростью, близкой к 2 м/с. Работа ногами в кроле на спине имеет большее значе-ние, чем в кроле на груди. Поэтому пловцы-спинисты, как правило, выполняют шесть ударных движений ногами на два гребка руками.

В отличие от кроля на груди движения ног в кроле, на спине имеют больший размах и большее сгибание в коленных суставах. Ноги плывущего на спине работают ритмично и лишь незначительно отклоняются в своем движении от вертикальной плоскости.

Кинематика движений ног в положении на спине очень похожа на движения ног в кроле на груди. Ударная, или рабочая, фаза выполняется вверх, подготовительная -- вниз. После окончания удара нога выпрямлена в коленном суставе и стопа занимает положение у поверхности воды. Величина угла, на который согнута нога в тазобедренном суставе, зависит от погруженности таза пловца.

Подготовительное движение начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе до такого момента, пока нога не займет горизонтальное положение. Затем раз-гибание в тазобедренном суставе заканчивается и сразу же начинается его сгибание. Стопа же продолжает опускать-ся вниз, и нога сгибается в коленном суставе. На этом за-канчивается подготовка к удару.

В начальной части ударного движения бедро с нараста-ющей скоростью продолжает сгибаться, в тазобедренном суставе, колено при этом поднимается вверх, увлекая за cобой голень. Носок стопы, поднимаясь вверх и встречая со противление воды, вытягивается и поворачивается во- внутрь. Эту часть ударного движения пловцы выполняют по-разному. У людей с длинными и легкими ногами наблю-дается сгибание коленного сустава, а у людей развитой мышечной силой ног изменение угла сгибания не происхо-дит. В заключительной части ударного движения бедро резко меняет направление, разгибаясь в тазобедренном, су-ставе, а стопа с нарастающей скоростью продолжает пере-мещаться вверх. Заканчивается движение разгибанием стопы в голеностопном суставе, при этом носок движется из-нутри вверх. Так же, как и в кроле на груди, основное тяговое уси-лие при плавании на спине создают руки. После окончания гребка рука проносится над водой выпрямлен-ная в локтевом суставе и входит в воду по линии, проходящей параллельно оси тела через центр одноименного плечевого сустава. Перед входом в. воду ладонь поворачи-вается наружу. Гребковое движение начинается со сги-бания кисти в лучезапястном суставе, ладонью в направле-нии вниз наружу. Погрузившись на глубину 30 -- 40 см, она движется назад и, пересекая линию плеч, приближается к поверхности воды. В этот момент рука согнута в локтевом суставе до угла 75 -- 90° и все ее звенья располагаются в одной  плоскости.

Во второй половине гребка скорость движения руки воз-растает. Кисть и предплечье отстают от плеча, стараясь со-хранить перпендикулярное положение по отношению к на-правлению движения. В конце второй половины гребка кисть, продолжая движение назад, погружается, повора-чиваясь ладонью вниз вовнутрь. Этим последним движени-ем решается, главным образом, задача создания опоры о воду, необходимой для поддержания тела в более высоком положении. После окончания гребка выпрямленная рука поднимается из воды и принимает исходное положение к началу следующего гребка. Попеременные гребковые дви-жения рук поддерживают непрерывное тяговое усилие и тем самым позволяют равномерно передвигать тело вперед. Создание непрерывной силы тяги в попеременных гребковых движениях становится возможным благодаря быстро-му проносу руки, закончившей гребок, и началу ее сле-дующего гребка в момент, когда противоположная рука его еще продолжает.
Дыхание в кроле на груди трехфазное: вдох через рот, задержка вдоха и энергичный выдох. Начало вдоха всегда совпадает с моментом подъема одной руки из воды и пер-вой частью гребка другой руки. На один цикл движения рук выполняется один вдох. В отличие от других способов плавания дыхание в кроле на спине может и не быть свя-занным с темпом движения рук. Например, при появле-нии утомления пловцы-спинисты иногда начинают чаще дышать, выполняя вдох при поднимании из воды каждой руки.

Как указывалось ранее, согласование движений рук и ног в кроле на спине чаще всего шестиударное, то есть на два гребка руками совершается шесть ударов ногами. Со-гласованность работы рук и ног в кроле на спине анало-гична шестиударному согласованию при плавании кролем на груди. При входе в воду и начале сгибания например, правой кисти в лучезапястном суставе ударное движение делает правая нога. При погружении кисти и предплечья удар выполняет левая нога. В середине гребка правой руки удар совершает правая нога, а в конце гребка правой руки рабочее движение выполняет противоположная, левая нога. Во время выхода правой руки из воды и ее проноса по 'воздуху ноги успевают сделать еще два ударных движе-ния. Шестиударное согласование обеспечивает устойчивое положение оси тела пловца, позволяет совершать ритмич-ные повороты плеч вокруг продольной оси тела, не вовле-кая в это вращение тазобедренные суставы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Человек -- единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих -- 20% детей. Одной из главных причин трагедий йа воде явля-ется неумение людей плавать.

Физкультура и спорт у нас стали общедоступными. Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, прово-дят свой отдых на бесчисленных водоемах. В связи со строительством искусственных плавательных бассейнов все большее число- вовлекается в занятия водными видами спорта. Рост массовости плавания требует подготовки спе-циалистов до начальному массовому обучению. В Совет-ском Союзе имеются институты физической культуры, фа-культеты физического воспитания в педагогических инсти-тутах и техникумы физической культуры, выпускающие спе-циалистов по различным видам спорта. В учебных про-граммах каждого из них включен предмет плавание.

Но, несмотря на это, особенно в разгар летнего сезона, когда в каждом пионерском лагере ведется обучение пла-ванию детей, специалистов по этому виду не хватает. А ведь успешное изучение спортивных способов плавания за-висит от умения преподавателя подобрать необходимые уп-ражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Основой для этого служат многолетний опыт, годы преподавательской деятельности.

В небольшой книге невозможно рассказать обо всех де-талях учебной работы преподавателя плавания. Однако со-веты, данные здесь, на наш взгляд, достаточны, для успеш-ного проведения занятий с теми людьми, которые не прохо-дили специальной подготовки.

Опыт показывает, что нет таких людей, которые по ка-ким-то причинам не смогли бы научиться плавать. Это мо-жет быть связано с их психолого-биологическими особен-ностями. Но как бы то ни было, работая с такими людьми, ведущий занятие должен проявлять терпеливость и нето-ропливость в изучении упражнений, и тогда успех в овла-дении спортивным плаванием будет достигнут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвещение, 1987.

Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.