Тренированность и развитие функциональных возможностей легкоатлета
14 Реферат по дисциплине: Лёгкая атлетика с методикой преподавания тема: Тренированность и развитие функциональных возможностей легкоатлета 2009 План 1. Показатели тренированности легкоатлета 2. Методика развития функциональных возможностей легкоатлета 1. Показатели тренированности легкоатлета В результате спортивной тренировки происходят своеобразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов, и прежде всего уровень физической подготовленности спортсмена. Поэтому значительное место в тренировке легкоатлета отводится физической подготовке, общей и специальной. Высокий уровень развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости, координации движений в огромной мере предопределяет достижение высоких результатов в избранном виде легкой атлетики. К настоящему времени в арсенале тренера имеется большое количество контрольных упражнений (тестов), рекомендуемых для спортивного отбора легкоатлетов и определения уровня их подготовленности на различных этапах многолетней подготовки. В каждом виде легкой атлетики существует набор качеств, который отвечает определенным факторам, оптимально влияющим на спортивный результат в избранном виде. Например, для спринтерского бега наиболее информативны тесты, оценивающие быстроту реакции на старте, способность к ускорению, максимальную скорость бега, скоростную выносливость, техническое мастерство бегуна; у барьеристов к вышеперечисленным факторам добавляются показатели темпо-ритмовой структуры преодоления барьеров. В беге на средние и длинные дистанции для оценки подготовленности учитываются показатели скоростной и специальной выносливости, способность удерживать заданную скорость. Для прыжковых видов легкой атлетики характерен учет показателей максимальной скорости бега, скоростно-силовых качеств, темпо-ритмовой структуры разбега и прыжка. Для легкоатлетических метаний -- максимальное проявление быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, показатели технического мастерства. Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на результат в различных видах легкой атлетики, должны быть при выборе тестов для педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе. При определении физической подготовленности спортсменов во время их отбора в группы спортивного совершенствования, а также при комплектации разного рода сборных команд следует применять сквозные тесты, которые прошли проверку на надежность, информативность и долговременность. К таким тестам у спринтеров и барьеристов относятся: бег на 20 --60 м с ходу, на 30 --60 м и 150 -- 600 м со старта; прыжки в длину с места и вверх, по Абалакову, тройной и десятерной прыжки с места; бросок ядра двумя руками снизу--вперед, снизу --назад через голову. В таблице 16 представлены данные модельных характеристик и физической подготовленности спринтеров и барьеристов в возрасте от 16 до 19 лет. У бегунов на средние и длинные дистанции набор тестов, контролирующих состояние физической подготовленности, несколько иной. Среди них бег на 60 м, 100 -- 600 м, на дистанцию несколько короче или длиннее основной; прыжки в длину и тройной прыжок с места; прыжки в шаге на 100 м, фиксируя время и количество шагов, тесты Купера. Для оценки способностей и уровня подготовленности прыгунов применяют такие тесты: бег с ходу на 20 --60 м, бег со старта на 30 -- 60 м, 100 -- 300 м; прыжки в длину с места и вверх, по Абалакову, тройной и десятерной прыжки с места, пятерной прыжок на одной ноге с короткого разбега; бросок ядра двумя руками снизу--вперед и снизу--назад через голову; приседание со штангой на плечах на время; прыжки в длину, высоту и тройной прыжок с короткого разбега. Критериями подготовленности метателей могут служить следующие тесты: бег на 20--40 м с ходу и со старта; прыжки в длину и тройной прыжок с места, по Абалакову вверх; броски ядра двумя и одной рукой различными способами, в зависимости от вида метаний; упражнения со штангой (жим лежа, рывок, взятие на грудь, приседание); метание облегченных и утяжеленных снарядов с места и с разбега. В спорте нет более сложного вида, чем легкоатлетические многоборья, требующие от спортсменов, с одной стороны, специфических антропометрических и морфологических особенностей, высокого уровня физических качеств и высокой психической устойчивости, а с другой -- умения качественно реализовать эти потенциальные возможности в конкретных и очень разнохарактерных спортивных упражнениях. Подготовленность в легкоатлетических многоборьях может быть проверена с помощью тех же упражнений, которые применяются в других видах легкой атлетики. При этом следует учитывать, что десятиборье у мужчин и семиборье у женщин это не только сумма десяти или семи разнообразных видов легкой атлетики, но и трудный, своеобразный и единый вид легкой атлетики. С ростом спортивного мастерства легкоатлета сужается диапазон разброса различных параметров, характеризующих динамику спортивных результатов, уровень развития физических качеств и особенно антропометрических параметров, происходит постепенный естественный отбор спортсменов, обладающих нужными для данного вида легкой атлетики свойствами. Определяя уровень тренированности легкоатлета, наряду с выявлением показателей физической подготовленности следует определить степень овладения техникой легкоатлетических упражнений. В настоящее время делаются попытки применить с этой целью биомеханический анализ параметров движений: бега, прыжков, метаний. Например, в спринтерском беге показателем его техничности признается уровень максимальной скорости, развиваемой в середине дистанции, а также уровень снижения фазы амортизации в момент опора бегового шага; в барьерном беге сравнивается спринтерская подготовленность со временем преодоления барьеров, т. е. чем меньше разница между результатом в беге с барьерами и без них, тем техничнее барьерист, а также выявляется ритмовая способность, определяемая по умению преодолевать барьеры с их нестандартной расстановкой (в 1, 2, 4 -- шагов); в прыжках анализируется связь между результатом, скоростью и углом вылета, сопоставляются результаты с полного и короткого разбега; в метаниях учитываются скорость разбега метателя, время и угол вылета снаряда, сравниваются броски с места и с разбега. Существующие методы измерения уровня тренированности легкоатлета дают возможность: 1) определить достигнутые результаты своих движений и действий; 2) фиксировать сдвиги в развитии различных двигательных качеств и физической подготовленности в целом; 3) контролировать состояние своего организма. На основании данных, полученных в результате самонаблюдения и измерения параметров своей деятельности, спортсмен может оценить результаты как одного проведенного занятия, так и учебно-тренировочного процесса за микро-, мезо- и макроцикл, за тот или иной этап или период тренировки. Квалифицированному легкоатлету это дает основание для саморегуляции -- внесения коррективов в технику, в те или иные стороны спортивной подготовки. 2. Методика развития функциональных возможностей легкоатлета Предварительное обеспечение определенного уровня общей физической подготовленности является основой для развития функциональных возможностей спортсмена в нужном для его специализации направлении. Это положение является основополагающим для всех видов легкой атлетики. Когда речь идет о юных спортсменах, то время, необходимое для достижения нужного уровня физической подготовленности, должно исчисляться годами, а не месяцами и неделями. Путь к достижению этой цели -- последовательные или одновременные занятия различными видами физической активности, направленные главным образом на развитие всех двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координационных способностей. При этом необходимо соблюдать определенное соотношение между временем, отводимым для развития соответствующих двигательных качеств, и временем, затраченным на совершенствование техники. Двигательное качество в любом виде легкой атлетики может проявиться наиболее эффективно при условии овладения совершенной техникой. И если нужная пропорция нарушается, то замедляется рост спортивных результатов и даже возможно их снижение. Наиболее частая ошибка в скоростно-силовых видах легкой атлетики, особенно в соревновательном периоде тренировки -- увлечение «шлифовкой» отдельных технических деталей за счет уменьшения внимания физической подготовке. А в циклических видах легкой атлетики, связанных с выносливостью, неумеренная погоня за «километражем» приводит к нарушению структуры движения. Таким образом, одним из основных условий развития функциональных возможностей легкоатлета в нужном направлении является обеспечение специальной технической подготовленности путем использования широкого круга вспомогательных упражнений, которые как по форме, так и по содержанию должны способствовать совершенствованию техники избранного вида легкой атлетики вместе с развитием соответствующих двигательных качеств. Наиболее целесообразное средство развития двигательных качеств в единстве с обучением спортивной технике -- избранный вид легкой атлетики. Однако такое ограничение в выборе средств для обеспечения специальной физической подготовленностью может быть сделано отчасти в отношении бега на длинные дистанции и спортивной ходьбы, а в отдельных видах легкой атлетики лишь в том маловероятном случае, если у спортсменов все качества, необходимые для успеха в данном виде, с самого начала были развиты в идеальном соотношении и в процессе дальнейших занятий они продолжали развиваться равномерно и в нужной пропорции. Но это практически недостижимо. Поэтому поиски повышения функциональных возможностей спортсмена и особенно развития двигательных качеств -- одна из первоочередных задач тренера на всем протяжении учебно-тренировочного процесса в течение года и многих лет подряд. Она решается в зависимости от множества обстоятельств: возрастных и индивидуальных особенностей; уровня подготовленности; генетических предпосылок; характера спортсмена и его морально-волевых качеств; избранного вида специализации и др. Ниже предлагаются методические рекомендации по развитию различных способностей спортсмена для трех групп видов легкой атлетики: 1) спринтеров и барьеристов; 2) прыгунов и метателей; 3) бегунов на средние, длинные дистанции и ходоков. Для спортсменов первой группы главным качеством является быстрота, для второй -- скоростно-силовые способности, для третьей -- выносливость. В спринтерском и барьерном беге быстрота получает выражение в относительно независимых формах ее проявления: простой двигательной реакции; частоте движений; резкости (импульсивности) движений -- скоростной силе; быстроте в комплексном выражении. Для развития простой двигательной реакции у спринтеров и барьеристов применяются различные упражнения, связанные с продвижением спортсмена по сигналу (звуковому или слуховому) в течение 5 --10 с. Наиболее применяемые средства -- бег по команде с низкого или высокого старта на 20 -- 30 м с интенсивностью движений 95--100 % от максимума. Количество повторений 3 -- 4 раза, отдых между ними около 1 мин. Количество серий -- 3 -- 4, отдых между сериями -- 1 -- 2 мин. При развитии частоты движений рекомендуется применять следующие упражнения: семенящий бег -- 30--40 м, бег на месте в упоре -- 10 -- 20 с, бег под уклон (наклон дорожки 20°) -- 60 -- 80 м, бег с помощью тяги -- 30 -- 60 м, бег по нанесенным отметкам -- 30 -- 50 м, бег с помощью звуко-светолидера -- 15 -- 30 с, бег по ветру -- 60 -- 80 м и др. Скорость бега во всех случаях на уровне 100 % от максимальных возможностей. Интервал отдыха между повторениями равен 3 мин. Количество повторений и серий -- 3 -- 4, отдых между сериями -- 8 -- 10 мин. В качестве средств развития резкости (импульсивности) движений, т.е. скоростно-силовых качеств у спринтеров и барьеристов, можно порекомендовать выполнение бега и прыжковых упражнений с отягощением. Длина отрезков обычно не превышает 50 м. Отягощениями могут быть пояс весом 3 -- 7 кг или манжеты на голенях 1 -- 1,5 кг. Скорость преодоления отрезков равна 80 -- 90 % максимальных возможностей. Количество повторений в одной серии 3 -- 4 раза, отдых между ними 3 -- 4 мин. Количество серий -- 2 -- 5, отдых между сериями -- 8 -- 10 мин. Кроме этого следует применять бег в гору, по ступеням лестницы и трибун, против ветра, в «упряжке» и т.д. на протяжении 10 -- 20 с. Параметры повторений и отдыха те же. Развитие быстроты в комплексном ее выражении лучше всего достигается путем применения бега на отрезках 50 -- 80 м со скоростью 80 --95 % максимальных возможностей. Количество повторений в одной серии 3 -- 4 раза, отдых между ними -- 3 -- 5 мин. Количество серий -- 2 -- 5, отдых между сериями -- 8 -- 10 мин. Этому же будут способствовать упражнения, направленные на развитие частоты движений и скоростно-силовых качеств, применяемых в комплексе, варьируя облегчение и затруднение действий. Прирост в развитии скоростно-силовых способностей происходит более эффективно при условии чередования 6 -- 8 занятий, направленных на развитие быстроты, с 2 -- 3 занятиями для обеспечения общей физической подготовленности за счет выполнения упражнений силового характера.
Страницы: 1, 2
|