на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туристический маршрут
p align="left">Какие естественные препятствия характерны для лыжных походов по равнинной местности (например, для походов по Республике Беларусь)? В лыжном походе по равнинной местности, лесные массивы разной степени проходимости, так же являются характерными естественными препятствиями. Легкопроходимые заболоченные участки, участки болот средней проходимости, напротив, в зимних условиях обычно не создают дополнительных помех для движения на лыжах, (грунт замерзает, болота укрыты снежным покровом). Труднопроходимые болота являются серьезным препятствием и в зимних условиях, но такие участки не включают в лыжные маршруты. Переправы через водные преграды, не покрытые льдом или с тонким покровом льда не такая уж редкость в лыжном туризме; их можно отнести к характерным препятствиям (разумеется, кроме переправы вброд). Специфичными для зимних условий естественными препятствиями на маршруте являются: протяженные участки движения по тонкому льду или по льду с полыньями; локальные и протяженные участки сильнопересеченной местности (холмы, промоины, овраги), требующие хорошего владения техникой подъема и спуска на лыжах по склону; протяженные участки с глубоким снежным покровом и их разнообразные комбинации.

Какие естественные препятствия характерны для пеших и лыжных походов в горах? В районах с горным рельефом характерными естественными препятствиями на маршрутах пеших и лыжных походов, прежде всего, являются: горные склоны различной природы и крутизны; переправы через горные реки, ручьи и сухие каньоны, участки открытых и закрытых ледников. Горные склоны - это собирательное (обобщающее) определение под которым подразумеваются различные элементы горного рельефа: перевалы, горные вершины, горные хребты. Перевал - это понижение гребня между вершинами, используемое как наиболее удобный путь для преодоления горного хребта (путь из одной горной долины в другую) (Рис.1). Горная вершина - это наиболее высокая часть горы, массива или гребня горного хребта (Рис.2). Горный хребет - это серия линейно вытянутых горных вершин, соединенных понижениями (перемычками, седловинами), ограниченная глубокими долинами (Рис.3). Все горные склоны по характеру их покрытия можно подразделить на склоны травянистые, снежные, ледовые, скальные и скально-осыпные. На основании крутизны горные склоны принято подразделять на пологие склоны (15? и менее), склоны средней крутизны (20-45?) и крутые склоны (более 45?), в том числе склоны предельной сложности с крутизной более 60?, вплоть до склонов с отрицательным уклоном (нависания).

Движение по ледникам и моренам или их пересечение так же является обычным атрибутом горного похода (и, соответственно, они являются характерными естественным препятствием для движения). Горный ледник - это естественное скопление льдов атмосферного происхождения, обладающих самостоятельным движением. В зависимости от состояния и количества снега на ледниках они подразделяются на ледники открытые и закрытые. Закрытые ледники в целом являются более сложным препятствием на маршруте - под снегом не видны ледовые трещины, представляющие объективную опасность.

Морены - образуются в результате движения ледника. Это весь транспортируемый и откладываемый ледником обломочный материал. Движение по моренам представляет собою определенную трудность (скорее физического плана). Классификация переправ по способу преодоления водных преград и по их сложности, данная нами выше, распространяется и на горные реки и ручьи. Отметим только, что переправы в горах в общем случае являются более сложными и опасными, по сравнению с переправами через равнинные водные преграды, что диктуется их параметрами (скоростью, силой водного потока и т.д.)

Названные горные препятствия мы, с некоторой долей условности, можем подразделить на препятствия локальные и протяженные. Перевалы, вершины, переправы через горные реки и каньоны, небольшие участки траверса горных хребтов - примеры локальных естественных препятствий. Значительные участки траверса горных хребтов, значительные участки движения по моренам, ледникам - примеры протяженных естественных препятствий. Не претендуя на полноту точность, мы представляем классификацию равнинных и горных естественных препятствий на рис.6.

3. Понятие классифицированных участков маршрута и принципы оценки их технической сложности в спортивном туризме

В предыдущей лекции посвященной туристским походам мы представили понятие классифицированных участков маршрута различающихся по категориям трудности. Укажем его еще раз. Классифицированные участки (КУ) маршрута - это участки, содержащие локальные и (или) протяженные естественные препятствия. Эффективное и безаварийное преодоление таких участков требует от участников похода владения определенной туристской техникой, а так же принятия правильных тактических решений. По сути, понятие КУ весьма сходно с понятием классифицированных естественных препятствий, которое мы определили выше (раздел 1).

Чем отличается классифицированный участок маршрута от классифицированного естественного препятствия? Классифицированный участок (КУ) маршрута - в целом понятие более широкое, нежели понятие «естественное препятствие». Естественные препятствия являются обязательными и главными компонентами КУ. При этом, в одних случаях КУ маршрута может полностью состоять из «сплошного» протяженного естественного препятствия (например, участок движения на лыжах по замерзшему льду реки с возможными полыньями и фрагментами тонкого льда). В других случаях, КУ маршрута представляет собою фрагмент маршрута, включающий одно препятствие или комбинацию (совокупность) логично взаимосвязанных естественных препятствий и участков подхода к ним. Вряд ли возможно установить точные границы и протяженность КУ на местности (да это и не требуется); классифицированные участки выделяются из нитки маршрута на основании логики движения по фрагментам маршрута, содержащим локальные и протяженные естественные препятствия. Структура характерных КУ на маршрутах лыжных походов показана на Рис.7.

Понятие КУ введено в теорию и практику спортивного туризма В.И. Ганопольским (1990) для более точного определения технической сложности маршрутов экспертными комиссиями и туристами, разрабатывающими нитку маршрута. Оценку технической сложности маршрута более корректно проводить, рассматривая категорию трудности (к.т.) не отдельных естественных препятствий, а целых участков маршрута, которые могут содержать несколько взаимосвязанных препятствий. При этом данный комплекс препятствий оценивается по показателю технической сложности как единое целое. Например, в горном походе группа осуществляет подъем на перевал A (1 к.т.), затем выполняет траверс участка горного хребта (движется по гребню 2 к.т.) и спускается в нужную долину с соседнего перевала B (3 к.т). Фактически группа преодолевает три отдельных препятствия установленной категории трудности (два перевала и участок гребня), но два из них проходит не полностью (на один перевал поднимается, с другого спускается). Такой участок при оценке его технической сложности невозможно «разбить» на отдельные препятствия - он является единым классифицированным участком с логично связанным набором естественных препятствий и требует оценки как единого целого. Весь классифицированный участок, в зависимости от выбранных для движения более трудных или более легких склонов двух перевалов, может получить оценку 2 к.т., 3 к.т. или даже 4 к.т. (см. ниже в данном разделе).

Приведем другой пример из практики горного туризма. Представьте себе два сходных участка маршрута, включающих в себя подход к препятствию (подъем по горной тропе к перевалу), участок непосредственного преодоления препятствия (перевал 2 к.т.) и участок отхода от препятствия (спуск по тропе в долину). При этом в одном случае (классифицированный участок A), на подходе к перевалу группа вынуждена преодолевать горный ручей (наводить переправу со страховкой), а в другом случае (классифицированный участок B) такой необходимости нет. Очевидно, что категория трудности обоих участков маршрута в основном определяется категорией трудности перевала (2 к.т.), но участок A преодолеть сложнее (кроме техники преодоления горного склона он включает и технику наведения переправы через водное препятствие). Тогда, условно, участок A эксперты могут оценить, как КУ 3-й к. т., а участок B - как участок 2-й к. т.

Как устанавливается категория трудности отдельных классифицированных участков маршрута? В зависимости от категории трудности имеющихся на маршруте классифицированных участков, эксперты, выпускающие группу, устанавливают категорию сложности маршрута похода в целом (конечно с учетом и других его характеристик). Определение категории трудности классифицированных участков маршрута проводится исключительно экспертными методами.

В спортивном туризме наиболее разработанной является система оценки категории трудности КУ маршрутов пеших и лыжных походов в горах. Обычно определяющими сложность маршрута препятствиями в горах являются перевалы. На основании известных характеристик все перевалы в высокогорье и среднегорье разделены на шесть полукатегорий трудности - от 1А до 3Б. Эксперты определяют категорию трудности перевала исходя из сложности техники передвижения по склону, необходимости и сложности техники страховки для его безаварийного преодоления, необходимости использования технических средств; сложности ориентирования на данном участке и т.д. То есть категория трудности перевала (и КУ в целом) прямо пропорциональна необходимому для безопасного преодоления препятствия уровню сложности технико-тактических действий группы. В свою очередь уровень сложности технико-тактических действий, разумеется, определяется самим характером горных склонов на каждом конкретном перевале: их высотой, крутизной природой покрытия, наличием хороших зацепок для лазанья на ключевых участках, наличием удобных скальных полок для организации страховки и т.д. Пример экспертной оценки локального препятствия (перевал), входящего в состав классифицированного участка, приведен в таблице 1.

Формально (по сложности ключевого препятствия) участок маршрута, включающий перевал 1А можно отнести к КУ 1-й к.т., а участок, включающий перевал 3Б - к КУ 6-й категории трудности. Итоговая оценка категории трудности КУ - процесс более сложный. Она проводится с учетом характеристик КУ, как единого целого, а не только ключевого препятствия. В расчет принимаются, как мы указывали выше, особенности движения и действий группы на непосредственных подходах к ключевому препятствию, особенности ключевого препятствия или комплекса взаимосвязанных препятствий и т.д. Однако сами принципы экспертной оценки КУ идентичны принципам оценки отдельных естественных препятствий.

Таблица 1

Пример экспертной оценки категории трудности перевалов.

Категория трудности

перевала

Характер наиболее сложного участка пути.

Техника и условия передвижения

Время преодоления перевала

Необходимое специальное снаряжение.

2

Снежный склон средней крутизны (до 45?).

Одновременное движение в связках, выбивание ступеней.

Не более одного дня.

Горные ботинки, ледорубы, основная веревка, страховочные системы.

5

Крутой (45-65?) ледовый склон значительной протяженности. Стенной скальный участок 2 веревки подряд (100м).

Различные приемы передвижения, включая движение на кошках, применение лесенок и других искусственных точек опоры. Различные приемы страховки, включая попеременную страховку.

Два дня.

Кошки на каждого участника. Страховочные скальные и ледовые крючья, ледовый инструмент, основные веревки и пр.

4. Туристская техника передвижения, применяемая для преодоления естественных препятствий в пеших и лыжных походах

Что следует понимать под техникой передвижения в туризме? В соответствие с понятием туристской техники вообще, туристскую технику передвижения мы можем определить как совокупность технических приемов и средств, используемых для передвижения туристов на маршруте похода. Однако такое определение явно представляет немало возможностей для дискуссии. Скажем техника движения пешком по лесной тропе, или техника движения на лыжах по готовой лыжне вряд ли является специфически туристской (обычная ходьба, обычный одношажный попеременный ход, пусть даже с рюкзаком). Мы предлагаем в контексте данной лекции сузить понятие техники передвижения до совокупности технических приемов и средств, применяемых для передвижения по естественным препятствиям на маршруте похода. В таком случае вопрос о туристской специфичности техники передвижения отпадает - характер самого препятствия диктует применение особенной, по сравнению с обычными условиями, техники передвижения.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.