p align="left">2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА 2.1 Исторические памятки древних городов Подолья Земли Тернопольщины никогда не пустовали. Они относятся к старозаселенным землям. Плодородные почвы, умеренно-континентальный климат, наличие водных ресурсов, природная защищенность территории лесами и близость к центрам мировой цивилизации с древних времен притягивали сюда людей. Присутствие человеческой деятельности зафиксированы с VIII-VII ст. до н.э. Позднее территория составляла часть заселенных славянских земель, которые входили в Киевскую Русь. Распад общинно-родового строя и формирование феодальных отношений способствовали активному заселению этого края, возникновению сел, городков. В это время возникли первые города - Требовля, Шумск, Микулинцы, Збараж, Кременец. В феодальный период около усадеб феодалов создавались села, в которых жители и ремесленники обменивались своей продукцией. Такие села со временем превратились в города. К возникшим в этот период городам относятся: Бережаны, Чертков, Золотой поток, Гусятин, Тернополь и др. В XVII-XVIII ст. продолжался активный процесс заселения территории. Очень быстро развивались города, которые получили Магдебургское право, - Бережаны, Бучач, Борщев, Гусятин, Пидгайцы и др. Поэтому многие города Тернопольской области представляют интерес как исторические и культурные памятки Украины [11,c.166].Города как и люди имеют свою биографию. В городе Кременец на вершине одноименной горы сохранились остатки замка, который впервые упоминается в исторических источниках с 1064г. По сведениям летописей, замок не удалось взять ни венгерскому корою Андрею, ни татаро-монгольским ханам. С 1536г. на протяжении 20 лет замком владела жена короля Сигизмунда І, королева Бона Сфорца. К настоящему времени замок не уцелел, остались лишь более поздней постройки сооружения церковные - Николаевский собор и Богоявленский монастырь. Еще одной памяткой является комплекс коллегиума в составе учебного корпуса, монастырских сооружений и костела Св. Игнатия Лайолы и Св. Станислава Костки, возведенных на средства князей Вишневецких. Это один из наиболее значимых бароковых ансамблей Украины. В 1809г. здесь заложен парк с ботаническим садом [2,c.18]. Богат на старинные памятки г. Теребовля. Здесь сохранились возведенные на горе валы древнерусского города (первые упоминания относятся к 1097г.), где позднее был сооружен замок, который был сожжен во времена татарского ига. Памятки Теребовли представлены комплексом строений монастыря кармелитов и церкви Св. Николая. На околице города на высокой горе над глубокой пропастью сохранились руины василианского монастыря, одного из старейших церковных сооружений Украины. Первое письменное упоминание о Бережанах датируется 1375г. На протяжении 20 лет длилось строительство местного замка, который несет в себе черты, обусловленные тенденцией превращения замков из сооружений военно-оборонного характера в оборонно-жилые. Поэтому двор сохранившегося замка окружают не оборонные стены, а жилые помещения, внешние стены которых оснащены бойницами. В XVII в. комплекс был дополнен пышно украшенным дворцом и костелом Святая Троица. Замок был частично разрушен во время первой мировой войны и с тех пор больше не восстанавливался [8,c.33]. В Бережанах сохранился также костел Святого Николая с кельями и костел Рождения Святой Богородицы, православная церковь и Троицкий собор. На берегах реки Горынь раскинулось местечко Вишневец. Говорят, что когда весной расцветают вишни, то сразу видно, откуда пришло название. Вишневец впервые упоминается в письменных источниках в 1395 году. От Вишневца происходит фамилия князей Вишневецких. В 1494 году татары разрушили Вишневец, а в 1512г. гетманы Константин Острожский и Миколай Конецпольский разгромили в бою под Вишневцом 26-тысячное войско, возглавляемое ханом Менги Гиреем. В этом бою отличился князь Михаил Вишневецкий с четырьмя сыновьями. Два сына погибли в бою, два были ранены. У старшего сына Ивана родился мальчик, которого назвали Дмитрием. Это и был знаменитый основатель Запорожской Сечи на острове Хортица, воспетый в «Думе про Байду» [4,c.5]. Князь Дмитрий после многих воинских побед и приключений попал в плен к туркам и был казнен в Стамбуле лютой смертью - его подвесили на крюк за ребро. В Вишневце Дмитру Вишневецкому (Байде) установлен памятник. Вишневец известен своим дворцом. В усадьбе бывали русский цесаревич Павел І, польский король Станислав Август, французский писатель Оноре де Бальзак. Сохранилась также церковь Воскресения, которая известна тем, что в ней произошло обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием [4,c.9]. Город Бучач впервые упоминается в документах 1397г. В первоначальном виде город был хорошо укрепленной крепостью. Замок не сохранился, но сохранилось большое количество церковных сооружений, которые отличаются уникальной резьбой по дереву и росписью иконостасов. Город известен тем, что здесь в 1672 г. был подписан договор между Польшей и Турцией о разделении Подолья между двумя государствами. Сохранились приграничные камни, которые разграничивали земли. На берегах речки Гнизны расположена легенда Тернопольского края - Збараж. Это один из древнейших городов Украины и впервые упоминается в Галицко-Волынской летописи. Город славится легендами, связанными с таинственной Бабиной горой, где согласно легендам находилось капище с каменным идолом-бабой. Здесь происходили старинные ритуалы, горели жертвенные огни и происходили игрища [3,c. 87]. Первую крепость Збаража разрушили татары, но неподалеку был возведен замок-крепость, который строился по проекту итальянского архитектора Винченце Скамоцци. Воплощали проект в жизнь голландский архитектор Генрих ван Пеен и итальянский специалист по строительству крепостей Андреа дель Аква. Дворец сооружен в виде оборонного сооружения с характерными для ренесанса формами. История замка связана с именами известных деятелей освободительного движения: Богданом Хмельницким, Максимом Кривоносом, Н. Морозенко, который героически погиб под Збаражем. Многие деятели культуры побывали в Збараже и описали замок и его прошлое. И.Франко, не один раз побывал в Збараже. На его материалах он написал около 15 произведений, среди которых «Перехресні стежки”, “Панські жарти”. В Збараже также побывали писатели В. Стефаник, О. Маковей, И. Кулик, В Стус, П. Тычина и др. Замок и до наших дней остается нераскрытой тайной, будучи не до конца исследованным. Но уже сегодня здесь можно посмотреть и дворец и часть раскопанных подземелий [11,c.168]. Историческую ценность представляет сохранившийся столетний орган, который, как и часть этнографических памяток ждет своей реставрации. В целом замок является перспективным для развития туризма и, после проведения реставрационных работ и возрождения своих святынь может стать популярным и для жителей Украины и для иностранных (особенно польских) туристов. Тернополь. Областной и культурно-исторический центр области. Первая запись в истории Тернополя - 15 апреля 1540г. свидетельствует о начале строительства оборонного замка для защиты подольской земли от набегов ордынцев под руководством коронного гетмана Яна Тарновского. Давние укрепления не сохранились, а старый замок был перестроен на дворец. В истории Тернополя тесно переплетены три культуры - украинская, польская и еврейская. Это отражается в архитектуре города. В архитектурный ансамбль города вплетаются многочисленные церковные сооружения и замок, которые отличаются оригинальной архитектурой. До сегодняшнего дня тернопольчане гордятся Старым замком - памятником архитектуры Славится Тернополь и большим количеством парков и бульваров. Первый парк был заложен в 1860 г. С Тернополем связаны имена многих выдающихся деятелей культуры и искусства Украины. Здесь училась известная певица Соломея Крушельницкая, зачаровывали зрителей выдающиеся мастера сцены Николай Садовский и Мария Заньковецкая, Лесь Курбас возглавлял созданный им театр «Тернопольские театральные вечера». В Тернополе родились украинский писатель Юлиан Опильский, украинский композитор и пианист Василий Барвинский. В 1865 году гимназию в Тернополе окончил Иван Пулюй, то самый ученый, который открыл рентгеновские лучи еще до Рентгена [4,c.5]. Многочисленные памятки истории расположены и в сельской местности. Так в селе Буданов сохранился замок конца XVI - начала XVII веков и дворец, возведенный на средства графов Потоцких. В селе Яблоневка, которое в прошлом было известно как городок Язловец, сохранились руины старинного замка, Успенский костел и армянская церковь Св. Николая (поскольку в средние века здесь находилась большая армянская колония ремесленников). Сохранился замок 1516 г. в селе Заложцы. В с. Микулинцы кроме руин замка средних веков, имеются еще два историко-архитектурных объекта - Троицкий костел и дворцовый комплекс. Исследование ресурсов культурно-исторических памяток на территории Тернопольской области, позволяет сделать вывод, что их большая часть так или иначе связана с религиозными сооружениями. Среди них особо выделяются объекты, считающиеся святыми, обладающие чудотворной силой. 2.2 Живописные святыни Тернопольщины Одним из самых известных в мире мест, связанных с почитанием Божьей Матери, является село Зарваница. Село расположено среди прекрасной подольской природы. Тихо несет свои воды река Стрипа, с трех сторон село обступают невысокие горы, покрытые густым лесом. Разнообразные деревья, каньоны и пещеры создали своеобразный пейзаж.В исторических записях село Зарваница упоминается в 1458 г. По народным сказаниям, с появлением чудотворной иконы Божьей Матери село получило свое сегодняшнее название еще в 1240г (во времена татаро-монгольского ига). Интересна история появления иконы. Один из киевских монахов путешествовал до Теребовли. Обессиленный от голода и ран он заночевал в лесу. Монах искренне молился за свой обездоленный татарами край и просил заступничества у Божьей Матери. Проснувшись утром он увидел невиданное диво - в разноцветном тумане посреди долины неестественный блеск. Преодолевая боль от ран, он пошел на свет и увидел икону Матери Божьей. Это ее отражение светилось в воздухе. Вскоре монах выздоровел, а икону поместил в одной из пещер, где устроил келью. Место, где он проснулся (где ему сорвали сон) он назвал Зарваницей. Люди услыхали о чудесном исцелении монаха и стали приходить к иконе в надежде выздороветь [8,c.30]. Имеются даже исторические упоминания, что князь Требовлянский Василько, побывавши в Зарваницах, стал здоровым после тяжелого недуга. В знак благодарности он построил церковь. Со временем в местности неподалеку от Зарваниц построили еще несколько церквей, где появилась еще одна чудотворная икона - икона Распятого спасителя. Тоже найденная чудесным образом. Слава Зарваниц как чудотворного святого места распространялась. Каждую неделю и в праздники в летние месяцы тысячи людей шли сюда из разных местностей Украины. Проводились службы в церкви, отправлялись молебны и освящалась вода. В Зарванцы привозили большое количество больных людей, которые на коленях просили Бога и Пречистую Деву Марию даровать им исцеление. В истории Зарваницы имеется тысячи свидетельств о чудесном исцелении больных и других дивах.История святого места не закончилась. Она продолжается и по сей день. Неоднократно многим страдающим и молящимся людям являлась Пресвятая Богородица и отправляла к святому источнику. Люди, вначале с надеждой, а потом с благодарностью, ежегодно идут на исповедь и поклонение, преодолевая сотни и тысячи километров (многие приезжают и из-за рубежа) чтобы поклониться Божьей Матери за ее милосердие.Свято-Успенская Почаевская Лавра - другая всемирно известная святыня Украины и Тернопольщины.Первое упоминание о г. Почаеве датировано 1450 г. Главным туристическим объектом города является Свято-Успенская Лавра, основанная в 1597г. Центром ансамбля является Успенский собор, который имеет нетрадиционную пространственную ориентацию: главный его фасад повернут к югу, а алтарь - на север. Храм построен в виде креста на искусственной площадке, с террасы которой открывается прекрасный вид. Парадные фасады украшены пилястрами, а торец западного крыла - бароковым франтоном [14,c. 170].Проект собора был подготовлен известным архитектором Готфридом Гофманом. Через двадцать лет с начала постройки храма, он засиял золотыми куполами на фоне голубого неба, как сказочное творение человеческих рук и разума.Интерьер храма выполнен в классическом стиле с участием русских художников Васильева, Нестерова, Горбунова, Верховцева. Настенные росписи выполнили лаврские мастера. Посетителей собора поражает величие и красота красок и позолоты, а также иконостас, увенчанный чудотворной иконой Богоматери и 22 иконами из меди. Храм также украшают иконы, связанные с историей края. Бытует мнение, что тот, кто побывал в храме, становится добрее, лучше и чище душой.Поражает величие храма и его размеры. В нем могут одновременно разместиться шесть тысяч человек. Прекрасна и акустика храма. Особенно поражает колокольня, высота которой 65 м. Главный колокол весит 720 пудов. Почаевская колокольня по высоте третья после колоколен Киево-Печерской лавры и Софии Киевской. В толще горы под Успенским собором находится трехнефневый пещерный комплекс с подземными церквями. Там сохраняется камень с отпечатком ноги Богородицы.В 1825 г. на южном склоне Почаевской горы сооружено Архиерейское здание. Оно также оригинально и богато украшено карнизами, пилястрами и отражает стиль позднего классицизма.На здании имеется мемориальная табличка в честь Тараса Шевченко, который побывал здесь и по заданию Киевской археографической комиссии срисовывал виды лавры. Т. Шевченко выполнил четыре акварельных рисунка и несколько эскизов, которые сохраняются в Государственном музее в Т. Шевченко в г. Киеве. В Почаеве поэт написал и несколько стихов, о Почаеве он упоминает во многих своих произведениях.В 1906-1912 гг. по проекту архитектора Щусева сооружен Троицкий собор, стилизованный под новгородско-псковскую средневековую архитектуру. В интерьере собора сохранились мозаики, выполненные по эскизам Н. Рериха. Южное панно изображает Спаса Нерукотворного, по бокам его стоят князья Киевской Руси. На западном портале - образ Почаевской Богоматери [12,c.225]Почаевский монастырь привлекал и привлекает многочисленных паломников и туристов. В разные времена его посещали украинские мастера художественного слова, художники, ученые, политические деятели, не говоря уже о церковных представителях.В последние годы завершена реставрация всего комплекса. Сегодня на его территории действуют Успенский и Троицкий соборы, Пещерная, Антоновская, Похвальная, Варваринская и Рождественско-Богородицкая церкви. Сохранились также церковь Всех Святых и Покровская церкви.Свято-Успенская Почаевская Лавра притягивает к себе, она как бы вобрала в себя горячие молитвы людей, которые просили заступничества у Девы Марии и ехали сюда отовсюду на протяжении многих столетий.Таким образом, наличие в области большого количества действующих храмов разного вероисповедания, красота и уникальность их архитектуры и росписей, являются потенциальной возможности для организации и проведения религиозного туризма как для наших соотечественников, так и для зарубежных гостей. 3. ПРОЕКТ ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В НИЖНИЕ ВИНОГРАДНИКИ» (ШАБО)3.1 Туристская привлекательность маршрутаШабо - старинное украинское село - центр сельского совета в Белгород-Днестровском районе Одесской области. Оно раскинулось вдоль левого берега Днестровского лимана - в 8 км от районного центра и в 70 км на юго-запад от Одессы. Через Шабо проходит железная и автомобильная дороги Одесса - Белгород-Днестровский. Здесь разместился широко известный завод по производству вин «Шабо» и большое рыбное хозяйство. Вблизи села находится популярная курортная зона Затока - Каролино-Бугаз. Поселения людей на территории Шабо существовали еще в далекие времена. На северной окраине села исследованы курганы с погребениями эпохи средней бронзы. Здесь же обнаружены остатки древнегреческого поселения и погребения сарматов, относящихся к первому веку н.э. В ХІІІ ст. эти земли были захвачены ханскими ордами, а позднее - турками. Население в этих местах издавна занималось виноградарством. Этимология слова «Шабо» восходит к турецкому Аша-Абаг, что в переводе означает «нижние сады», ведь располагались они, на террасах Днестра, в отличие от Аккермана Белгород-Днестровска), где сады-виноградники размещались на более высоком плато. После победы над турками и начала освоения земель нынешней Одесской области, в селе Шабо появились швейцарские колонисты, которым царское правительство отдавало на льготных условиях лучшие земли. Виноградарство и виноделие стало развиваться невиданными доселе темпами. Много славных имен связано с Шабо. Естественна гордость жителей, когда они говорят о том, что здесь побывал А.С. Пушкин (1821г.), где интересовался целебными качествами местного винограда. Сведения о целебных свойствах некоторых сортов шабского винограда стали известны в первой половине ХІХ в. далеко за пределами села. Особенно славился местный сорт «аль-варна», содержащий значительное количество глюкозы. В числе многих курортников, в Шабо приезжали лечиться: Леся Украинка, известный украинский композитор Н.В. Лысенко. Жители Шабо пережили революцию и гражданскую войну, здесь же неподалеку во время Великой Отечественной войны, они были свидетелями героического прорыва советских кораблей через Днестровский лиман, успешно выполнивших эту операцию, хотя и с большими жертвами. Свежие цветы у подножия памятника погибшим воинам всегда напоминают об этом. Таким образом, географическое расположение Шабо; курортный климат; близость лимана; древняя история; наличие таких объектов как завод по производству вин и рыбацкое хозяйство, а так же близкая расположенность от областного и районного центров, - является, на наш взгляд привлекательными для проведения данного тура, являющегося одновременно и экологическим и сельским и познавательным и рекреационным. 3.2 Программа тура (однодневный тур, группа - не менее 25 и не более 30 человек) проводится в летний период 9.00 - выезд из Одессы на автобусе 10.30 - прибытие в Шабо 10.30 - 12.00 - пешеходная обзорная экскурсия по Шабо (история села и история создания завода по производству шабовских вин) заканчивается дегустацией вин в дегустационном павильоне 12.00 - 13.00 - обед в ресторане «Золотая гроздь» 13.00 - 15.00 - продолжение знакомства с селом Шабо. Автобусная экскурсия вдоль виноградников, садов, овоще-бахчевых культур и плантаций подсолнечника к производственному участку рыбного хозяйства «Будаки». 15.00 - 16.00 - знакомство с процессом лова 16.00- 16.30 - прибытие в пляжную зону Каролино-Бугаза 16.30- 18.30 - свободное время, пикник со своими продуктами 20.00 - прибытие в Одессу Стоимость тура: 75 грн - взрослый 45 грн - детский В стоимость тура входит: транспортное обслуживание в течение дня; экскурсионное обслуживание; дегустация вин для взрослых; обед На наш взгляд, такой тур может пользоваться успехом у многих промышленных организаций, которые организовывают отдых для своих сотрудников. Тур отличается насыщенностью программы и небольшой стоимостью, что объясняется сельскими ценами. Многие одесситы слышали о Шабо, но вряд ли там бывали. Тур может быть интересен и приезжим отдыхающим. ВЫВОДЫ Проанализировав литературные источники, освещающие геополитическое положение Тернопольского региона, его рельеф, климат, природу, историю и культуру края, можно сделать следующие выводы. Тернопольская область, расположенная в лесостепной части Подолья, имеет благоприятные климатические условия, живописные ландшафты, лесные массивы, источники минеральных вод и лечебные грязи. Все это составляет привлекательность для организации и проведения массового туризма. Область имеет 421 объект природно-заповедного фонда, 12 памяток природы и 4 памятки садово-паркового искусства. Среди этих объектов, уникальное значение имеют редко встречающиеся на Украине пещерные образования, удивительные по величине, неповторимости и красоте. Тернопольский регион имеет древнюю историю заселения. История нашла свое отражение в архитектуре и памятниках древних городов. Наиболее известными и старейшими являются Бучач, Збараж, Гусятин. Немало на Тернопольщине сел, сохранивших памятки старины. Тернопольская область - край старинных замков. Сохранились замки в с. Буданов, в с. Заложцы и в г. Тернополь. Многие местечки области бережно охраняют развалины и остатки строений замков. Славится Тернопольская область сохранившимися и действующими церковными сооружениями - церквями, костелами, монастырями и даже синагогой. Непревзойденным шедевром церковной архитектуры, богатством живописи святых реликвий является всемирно известная Свято-Успенская Почаевская Лавра. Обладая, перечисленными богатыми во всех отношениях и уникальными туристскими ресурсами, Тернопольская область, на наш взгляд слабо представляет свой туристический продукт в других регионах, как Украины, так и в зарубежных странах. ЛИТЕРАТУРА 1. Бачинський Г., Дублінський В. Палаци під землею.// Наука і суспільство.-1964.-№7.-С.11-15. 2. Бунякина Т.А. Шабо.- Одеса: Маяк, 1981.- 55 с. 3. Вихрущ В. Тернопільщина.-К.: Знання, 1983.-95с. 4. Зборовский А. Поїздка казаков в Тернополь , Вишневец и Збараж //Непоседа.-2001.-№10.-С.4-9. 5. Клапоущак І. Печерно-скельні культові споруди Поділля //Краєзнавство.Географія.Туризм.-2006.-№35.-С.6-11. 6. Коротун І.М. Природні ресурси України: Навчальний посібник.-Рівне.- 348с. 7. Кузнєцов Д. Карстові печери Тернопільської області //Краєзнавство.Географія.Туризм.-2006.-№14-15.-С.22-23. 8. Лавренюк В.А. Тернопільщина туристська: Путівник..- Львів, Каменяр, 1993.-56с. 9. Любіцева О.О. Ринок туристичних послуг.-К.: Альтерпрес, 2006.-436с. 10. Муранов О.П. У світі водоспадів.-К., 1979.-116с. 11. Панкова Є.В. Туристичне краєзнавство: навчальний посібник.-К.: Альтерпрес, 2003.-352с. 12. Петранівський В.Л., Рутинський М.Й. Туристичне краєзнавство: навчальний посібник.-К.: Знання, 2006.-575с. 13. Питуляк М. Заповідна вода //Краєзнавство.Географія.Туризм.-2006.-№14-15.-С.29. 14. Пам'ятки природи Тернопільської області: Ілюстрований нарис.-Львів, 1977.- 156с. 15. Природа Тернопільської області.-Львів, 1979.-89с. 16. Радзієвський В. Подорож у підземну казку.-Львів: Каменяр, 1973.-61с. 17. Радзієвський В.О. У печерних лабіринтах Тернопільщини.-К.: Здоров'я, 1967.- 62с. 18. Свинко Й.М., Волік О.В. Травертинові скелі Середнього Придністров'я: Посібник-путівник.-Тернопіль: Богдан, 2004.- 98с. 19. Скелі і печери в історії та культурі стародавнього населення України.-Львів: Каменяр, 1995.- 226с. 20. Татаринов К. Карстовые пещеры Приднестровья.-М.: Наука, 1965.-111с. 21. Цибух В.І. Перспективи туристичної галузі //Дніпро.- 2004.-№3-4.-С.83-87.
Страницы: 1, 2, 3
|