на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм, как форма международной торговли

Туризм, как форма международной торговли

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина «Экономика отрасли»

Тема: «Туризм как форма международной торговли»

Выполнил: студент 2 года

заочной формы обучения по сокр. программе гр.76

Прохоров А.В.

Проверил: проф. Иванов И.И.

Москва 2009

Содержание

Введение

1. Международная торговля товарами и услугами. Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма

2. Теории международной торговли: теория подобия стран, теория абсолютного преимущества, теория относительного преимущества, теория жизненного цикла туристического центра, теория соотношения факторов

Заключение

Список литературы

Введение

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международных путешествий.

В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2010 г. туризм должен выйти на первое место.

Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.

Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.

Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.

Целью контрольной будет более подробный анализ международной торговли в сфере туризма. Изучение доходов от международного туризма в разных странах мира.

1. Международная торговля товарами и услугами. Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма

Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен, товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.

Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.

Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем, импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.

Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорт. Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.

Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма

Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:

- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;

- объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;

- идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.

Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

В 2004 году, после трех лет стагнации, наблюдался впечатляющий подъем в сфере международного туризма, подавляющее большинство турцентров сообщили о положительных, и не редко рекордных, результатах. Особенно сильно на результаты международного туризма сказались энергичное восстановление азиатско-тихоокеанских рынков после проблемы, вызванных атипичной пневмонией 2003 года

Международные туристские прибытия в 2004 году побили все предыдущие рекорды и достигли 763 миллионов. 8 относительных величинах рост по сравнению с 2003 годом составил 11%, самый высокий (и единственный двузначный) показатель, зарегистрированный с начала с6ора подробных статистических данных в 1980 году. Рост наблюдался повсюду, однако был особенно сильный в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+28%) и на Ближнем Востоке (+ 18%). Кроме того, рост, выразившийся в двузначных цифрах, был зарегистрирован в Американском регионе (+ 11 %). Показатели Африки (+8%) и ЕВI:ЮПЫ (.5%) оказались ниже среднемировых, но при этом были положительными и значительно превышали их результаты за предыдущие гады. Результаты по субрегионам также оказались полностью положительными.

В абсолютных величинах количество международных туристских прибытии в мире возросло в 2004 году на 73 миллиона, что по объему можно сравнить с появлением «нового» направления размером с Францию, крупнейшего направления в мире по количеству международных прибытий. Рост коснулся всех регионов, хотя и в различной степени. Почти половина новых прибытий (более 33 млн.) пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа с ее более медленными темпами роста, но при значительно более высоких исходных показателях, заняла второе место (20 млн. новых прибытий).

Скачек 2004 года в первую очередь особенно заметен на фоне низких показателей 2003 год, вызванных войной Ираке, атипичной пневмонией и экономическим спадом, но даже по сравнению с рекордным 2002 годом рост числа прибытий составляет +9% или 63 млн., Азиатско-Тихоокеанский регион более чем компенсировал спад 2003 года (-9%) и значительно усилил результат по сравнению с 2002 годом (+ 16%). Только Северная Америка и 3ападная Европа не превзошли показателей прошлых лет, не добрав соответственно 6 млн. и 1 млн. до уровня 2000 года.

В 2004 году большинство международных туристских прибытии относились к путешествиям в целях досуга, отдыха и проведения отпуска (52%) или 395 млн. На деловые поездки пришлось 16% от общего количества при6ытий (120 млн.), 24% (185 млн.) дали путешествия с такими целями, как посещение друзей и родственников, религиозные нужды/паломничество, лечение и т.п. В отношении оставшихся 8% поездок причина не уточняется.

Примерно половина международных поездок в 2004 году была совершена наземным автомобильным (45%) и железнодорожным (4%) транспортом. Воздушный транспорт перевез 43% туристов, а водный - 7%. После трехлетнего спада рост на воздушном транспорте в 2004 году составил 15%, на водном - 9% и на наземном - 7%.

Европа - бурно развивающееся направления в стабильном регионе

На фоне двузначных темпов восстановления туристской активности Европа показывает самый низкий рост, однако не следует забывать, что в, отличие от Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, она демонстрировала положительные результаты в 2002 и 2003 гг. Международные туристские прибытия в регионе выросли на 5% благодаря приличным успехам стран Центральной и Восточной Европы (+15%), а также Северной Европы (+9%), в которой осо6енно заметным 6ыл рост при6ытий в СК с европейских и заокеанских рынков. В Центральной и Восточной Европе благоприятный валютный курс и факт вступления 10 новых членов в Европейский Союз (ЕС) определили положительный рост практически всех основных направлений. С другой стороны, Южная и Средиземноморская Европа (+2%) и 3ападная Европа (+2%) продемонстрировали гораздо более скромные результаты. Темпы роста некоторых крупных направлений Западной Европы составили от 2% до 5% (Австрия и Голландия), в Германии рост составил ощутимые 10%, при этом международные прибытия во Францию практически стагнировали (+0,1%). Наиболее развитые направления еврозоны особенно пострадали от возросшей конкуренции со стороны стран не зоны евро не только в Европе, но и в Северной Африке (Марокко, Тунис) и на Ближнем Востоке (Египет), а также дальних направлений в Американском (Северная Америка и Караибы) и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Традиционные направления, такие как Италия (-6%), Франция (+0.1%) и Португалия (-0.8%) показали сравнительно невысокие результаты. Исключение составила Испания, которая вопреки сильному евро и трагическим со6ытиям 11 марта зарегистрировала рост туристских прибытий более чем в 3%. С другой стороны, основные возникающие «отпускные» направления вне зоны евро показали отличные результаты: Турция (+26%), Словения (+9%) и Хорватия (+7%). Относительное повышения уровень безопасности в отношениях между Израилем и Палестиной и слабый доллара США внесли свой вклад в исключительно высокие показатели Израиля (+42%).

Азия и тихоокеанский регион - впечатляющее восстановление после атипичной пневмонии.

Для Азии и Тихоокеанского региона 2004 год безусловно стал годом полного восстановления. Рост туристских прибытии составил 28% и достиг 153 млн. В развитие тренда, наблюдавшегося с конца 2003 года, большинство направлении Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии успешно восстановились после спада, вызванного атипичной пневмонией, обеспечив к концу года рост около 30% в обоих субрегионах. Прекращение паники из-за атипичной пневмонии и улучшение экономической ситуации на ведущих направляющих рынках, таких как Япония, привели к росту внутрирегиональных путешествий, в то время как межрегиональные поездки из Европы и Американского региона получили дополнительный стимул в виде сравнительно благоприятного обменного курса, т.к. значительное количество региональных валют тесно привязаны к доллару США. Внутрирегиональный трафик также выиграл от облегчения условий пересечения границы и общего повышения мощностей воздушного транспорта в связи с бурным расцветом дешевых авиакомпаний.

Международные туристские прибытия Северо-Восточной Азии выросли на 30%, основные пострадавшие от атипичной пневмонии турцентры полностью покрыли потери 2003 года по прибытиям и по доходам. Практически все направления установили собственные рекорды. Выездной туризм Китая полностью восстановился благодаря 27% роста (почти 42 млн. туристских прибытий), что значительно превысило показатели 2002 года. Успешное развитие выездного рынка Китая обеспечило высокие показатели Гонконга (Китай) (+40%) и Макао (Китай) (+32%). Все остальные направления субрегиона также продемонстрировали двузначные темпы роста. 18% роста туристских прибытий в Японию позволили этой стране установить с06ственныи рекорд (6.1 млн.), в Республике Корея рост составил 22%, в Тайване (пр. Китая) 31%. Восстановление в Юго-Восточной Азии было еще более быстрым, рост прибытии составил 31%, после спада почти в 14% в 2003 году. Особенно быстрыми темпами росли прибытия в Камбодже (+51%) и Малайзии (+49%). На остальных направлениях рост в среднем составил 20%.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.