на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм ХХ века

Туризм ХХ века

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет физической культуры, спорта и туризма

Контрольная работа

по дисциплине "История международного туризма"

Выполнила:

студентка II курса заочного отделения

специальность "Туризм"

Кинжигужина Н.В.

Проверил: Огиенко И.В.

Костанай, 2010

Содержание

1. История туризма как наука

2. Развитие международного туризма в XX веке и до нашего времени

3. Пути повышения эффективности туризма как современного социального явления

Заключение

Список использованных источников

1. История туризма как наука

Туризм - это сложное многогранное проявление общественной жизни. Как комплексное явление туризм стал объектом междисциплинарных исследований. В настоящее время идет процесс становления новой науки - туризмологии (рекреалогии), вклад в развитие которой вносят в первую очередь такие дисциплины, как география, экономика, социология, психология, медицина, юриспруденция, архитектура и градостроительство, районная планировка, а также другие естественные и технические науки. Среди этого комплекса наук ведущее место принадлежит истории.

В качестве предмета исследования данной науки Шаповал Г.Ф. называет следующее: "История туризма определяется как наука, изучающая "путешествия (походы, экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени" [1].

Воронкова Л.П. уточняет этот момент: "Применение исторического подхода к туризму осуществляется с целью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемого явления" [2]. Другими словами, история туризма своими корнями уходит в историю путешествий и развития традиций гостеприимства. При этом история туризма прослеживает, как влияли путешествия на развитие человеческой цивилизации и культуры в разные периоды истории и определяли цели и характер путешествий.

Исходя из общей цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия.

2. Рассмотреть историю туризма в связи с определённым типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий.

3. Проследить изменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периоды истории.

4. Показать направления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничной индустрии на современном этапе.

5. Выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма и понять тенденции его развития и национальную специфику.

6. Раскрыть особенности туризма в разных странах в историческом разрезе до современного этапа.

7. Показать географию современного международного туризма, основные тенденции и перспективы его развития.

Таким образом, история туризма - наука, изучающая различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей "человека путешествующего", а также с целью изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма [2].

История туризма пользуется общетеоретическими и частными методами историко-культурных исследований: историографический, историко-сравнительный, биографический, статистический и др.

В данной науке можно выделить определённый понятийный аппарат. Основные понятия, которыми оперирует история туризма: путешествие, путешественник, туризм, турист, туристская услуга, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, турпродукт, гостеприимство и др.

Возможные разночтения в толковании терминов связано с тем, что наука о туризме постоянно развивается. В настоящее время вокруг толкования туристских терминов продолжаются дискуссии. Это приводит к усложнению туристской деятельности. Так отмечается, что "толкование и применение искажённых терминов в ведомственных нормативных актах приводит к возникновению трудностей в туристских формальностях… Применение неправильных толкований, а также использование без учёта экономической и политической сущности явлений приводит к серьёзным осложнениям, которые возникают в оценке показателей статистики туризма и их анализе" [3].

Задача каждого историка не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить его основные этапы и периоды. В современной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории туризма и гостеприимства.

Американский учёный Дж. Уокер связывает периодизацию с развитием транспорта и выделяет пять периодов:

1) предындустриальный (использование примитивных средств передвижения);

2) век железных дорог;

3) век автомобиля;

4) век реактивных авиалайнеров;

5) век круизов на морских лайнерах [4].

В.Б. Сапруновой история туризма делится на четыре этапа, взяв за основу технико-экономические и социальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разных этапах:

1) до начала XIX века (предыстория туризма);

2) XIX век (становление и развитие элитарного туризма, зарождение турпредприятий);

3) первая половина XX века (становление социального туризма);

4) конец Второй мировой войны по настоящее время (развитие массового туризма, формирование туриндустрии) [5].

Отечественный учёный С.Р. Ердавлетов ссылаясь на Унцикера, Мариотти, Пжеславского и др., выделяет следующие периоды:

Туризм до конца XVIII века:

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

Туризм в XIX и XX вв. - до начала второй мировой войны.

Туризм современный [6].

Одним из основных методов классификации и сравнения исторических событий является типологизация. Сам процесс типологизации связан с выделением в системе различных объектов и группировкой с помощью определённой модели. Типология позволяет выявить то общее, что объединяет культуры разных стран и народов, показать присущие им общие черты.

В качестве критериев типологизации могут браться:

· географический,

· материально-экономический,

· религиозный,

· национально-этнический [2].

Наиболее распространённой в научной литературе является историческая типология культур. Она и положена в основу периодизации истории туризма, в процессе изучения которой сопоставляются типы культур и типы "человека путешествующего", характерные для определённой эпохи и народа.

Базируясь на достижениях прикладной культурологи, история туризма рассматривает эволюцию "человека путешествующего" в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно изучив особенности самой культуры.

2. Развитие международного туризма в XX веке и до нашего времени

Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.

По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами [7].

Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставляли совершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, для перевозок стали использовать авиацию.

Расширению географии международного туризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров.

Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,

Появившийся ещё в конце XIX века автобус к 1915 году стал доступным и распространённым транспортом. Стали изготавливаться туристские автобусы большой вместимости - до 5 человек. Стал развиваться автомобильный туризм. В 20-е годы первые туристические площадки впоследствии превратились в мотели.

Все эти факторы развития различных видов транспорта позитивно влияет на становление международного туризма [2].

Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог и авиатранспорта привело к созданию системы питания на вокзалах и привокзальных/ аэропортовых гостиниц. Развитие автотранспорта привело к появлению системы придорожных пунктов питания. Появились закусочные "драйв-ин", когда туристы обслуживались, не выходя из машины.

В начале ХХ века появляются гостиницы, в которых удобства в номерах сочетались с высоким качеством сервиса. Э. Статлером была введена униформа, именно ему принадлежит фраза "Клиент всегда прав". В Европе идёт процесс создания различных профессиональных союзов, а также гостиничных и ресторанных цепей. Именно в это время появляется новая система хозяйствования - франчайзинг. Это форма аренды, когда покупающий у компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частью его собственности в соответствии с условиями, оговорёнными держателем лицензии.

На фоне усиливающегося экономического кризиса и Великой депрессии 1930-х годов продолжает развиваться внутренний туризм и туризм между странами, далёкими от военных конфликтов. И если в Европе туристский обмен к середине века практически свернулся, то на Североамериканском континенте он продолжал процветать [2].

Главными причинами, препятствующими становлению массового туризма в мире начала XX века были бедность большинства населения и отсутствие оплачиваемых отпусков [7].

Подобное положение вызывало протест у трудящихся, которые постепенно добивались от работодателей все улучшающихся условий для отдыха. Одновременно, после первой мировой войны растет и ширится рабочее туристское движение, организаторами которого были профсоюзы и социал-демократические партии, создававшие свои туристские бюро и средства размещения туристов. Особенно широко это движение было представлено в Германии, Швейцарии и Австралии.

С развитием индустрии туризма и гостеприимства остро встал вопрос системы профессионального образования. Инициатором в этом стала Швейцария. В 1893 году в Лозанне открывается первая школа по подготовке специалистов индустрии гостеприимства - Школ гостиничного менеджмента. К началу ХХ века количество таких школ возрастает. Непосредственное формирование системы профессионального образования в сфере туризма состоялось только после Второй мировой войны, когда стали создаваться учебные и научно-исследовательские национальные учреждения. Начало этому процессу положило открытие Международной академии туризма в Монако в 1951 году [2].

Вторая половина XX века характеризовалась быстрыми изменениями в окружающем мире. На смену типу жизни, который П.Г. Олдак определил как статичный, когда подавляющая часть населения безвыездно пребывала в местах своего жительства, пришел новый динамичный образ жизни. Он характеризовался значительным ростом миграционных процессов.

По данным советских географов, работавших в Академии наук СССР, в 1950 г. во всех странах мира было зарегистрировано 25,3 млн. иностранных посетителей, а в 1968 г. их число достигло 141 млн., что составило 4% населения земного шара [8].

Резкое возрастание миграционных туристских потоков после Второй мировой войны связано с укреплением экономических связей между странами и континентами, расширением научных и культурных связей, достижениями в области транспорта, удешевлением транспортных тарифов, ускорению авиационных рейсов и накоплению большого количества личных автомашин.

Кроме того, развитию туризма того времени способствовали некоторый рост доходов населения ряда стран, увеличение продолжительности отпусков, растущее утомление от жизни больших городов. Исследованиями установлено, что даже в промышленно развитых странах поездки с целью отдыха совершают главным образом жители крупных индустриальных центров.

Развитию туризма во многих странах в послевоенный период способствовали такие меры как упрощение пограничных формальностей, обмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительство аэродромов, дорог, отелей, широкая реклама туристских объектов. После второй мировой войны туризм приобретает массовый характер и становится потребностью для большинства населения индустриальных стран. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.