Учебно-тренировочные занятия по волейболу
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №34» Учебно-методическая разработка Учебно-тренировочные занятия по волейболу на этапе начальной подготовки Тренер-преподаватель Щемелинин В.И., кандидат педагогических наук, доцент Уфа - 2010 Введение Учебно-методическая разработка содержит обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в волейболе на этапе начальной подготовки (втягивающий мезоцикл). Основная задача спортивной школы по волейболу заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально-активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности. Основным условием выполнения этой задачи являются правильно с методической и научной точки зрения построенного учебно-тренировочного процесса, особенно на этапе начальной подготовки. На данном этапе закладывается основная база физической, технической, теоретической и других видов подготовки. В процессе спортивной тренировки где решается целый комплек задач необходимо: содействовать гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся; подготавливать игроков в волейбол высокой квалификации, для подготовки резерва сборных юношеских, молодежных команд районов, городов, областей и республик; обеспечивать воспитание волевых качеств, смелости, и бойцовских качеств спортсменов. При планировании тренировочных и соревновательных нагрузок, направленных на воспитание физических качеств спортсменов, обучение их технике и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества (см. таб. 1) Таблица 1 Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств |
Морфофункциональные показатели физических качеств | Возраст, лет | | | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | | Длина тела | | | | | | + | + | + | + | | | | Мышечная масса | | | | | | + | + | + | + | | | | Быстрота | | | + | + | + | | | | | | | | Скоростно-силовые качества | | | | + | + | + | + | + | | | | | Сила (относительная) | | | | | | + | + | + | | | | | Сила (абсолютная) | | | | | | | | + | + | + | + | | Выносливость (аэробная) | | + | + | + | | | | | + | + | + | | Выносливость (анаэробная) | | | + | + | + | | | | + | + | + | | Гибкость | + | + | + | + | | | | | | | | | Координационные способности | | | + | + | + | + | | | | | | | Равновесие | + | + | | + | + | + | + | + | | | | | |
Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут 8-10 и в 15-16 лет; для развития анаэробно-гликолитических механизмов - возраст 11-13 и 16-17 лет; для развития креатинфосфатного энергетического механизма - возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше. Если говорить о последовательности в воспитании нескольких физических качеств на одном тренировочном занятии, то рекомендуется следующая последовательность: а) при постановке задач направленных на воспитание силы, быстроты и выносливости, в начале необходимо развивать быстроту, затем силу и только в конце выносливость. А при воспитании силы её рекомендуется сочетать с воспитанием гибкости. б) при воспитании координационных способностей, гибкости и выносливости, рекомендуется следующая последовательность - координация - выносливость - гибкость. в) при воспитании выносливости, скоростно-силовых способностей и совершенствовании техники, то приемлема последовательность - скоростно-силовые способности - выносливость - совершенствование техники. Причём следует учесть, что категорически не рекомендуется сочетать скоростно-силовые упражнения с упражнениями на растягивание, так как излишне-растянутые мышцы при резкой взрывной работе будут способствовать получению травм. Подбор средств и объем для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Этап начальной подготовки может длиться 2-3 года, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, возраста и др. Каждый учебно-тренировочный год является макроциклом, внутри которого планируются несколько типов мезоциклов, продолжительностью от 10 до 45 дней. Мезоцикл в свою очередь включает от 2 до 6 микроциклов продолжительностью в среднем 6 дней. В данной разработке приведено содержание учебно-тренировочных занятий первого втягивающего мезоцикла продолжительностью 2 недели. Каждая группа учащихся имеет свои особенности в физической, технической и других видов подготовки, поэтому данная разработка может браться за основу с внесением изменений исходя из особенностей группы и опыта тренера-преподавателя. Шесть учебно-тренировочных занятий группы начальной подготовки (гнп-1) (втягивающий мезоцикл) Занятие № 1 Первое учебно-тренировочное занятие посвящается организационным вопросам. Тренер-преподаватель знакомится с группой или новичками группы, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о технике безопасности, о программе и расписании занятий. Доступно даются сведения о строении и функциях организма учащихся. Выясняются социальные условия учащихся, чтобы иметь более полную информацию о возможности полноценных занятий волейболом. Занятие №2 Задачи: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение (совершенствование) перемещениям волейболиста. 3. Обучение (повторение) верхней передачи мяча двумя руками. Продолжительность занятия 120 мин. Инвентарь - набивные и волейбольные мячи. Вводная часть - 5 мин. Построение, приветствие, проверка присутствующих. Сообщение задач урока. Повороты на месте. Ходьба обычная, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении. Аналогичное задание выполняется в медленном беге. Подготовительная часть - 20-25 мин. 1.Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, пружинящими и рывковыми движениями отведение рук назад, сжимание пальцев в кулак. 2. В различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз, вперед, назад, круговые движения плечами. 3. Сгибание к разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями, сжимание я разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными перемещениями (ходьба, приставные шаги). 4. Бег с высокого и низкого старта 10-20 м лицом вперед, боком вперёд, спиной вперёд, быстрое передвижение на согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед, шагами галопа и скачками. 5. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонке ускоряет бег и, обогнав колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега, при обгоне применяются и другие способы перемещения в зависимости от подготовленности группы. Обязательно даётся указание учащимся, чтобы они не выходили из колонны и не мешели обгоняющему. 6. Из упора, стоя у стены; одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук при максимальном тыльном сгибании в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. 7. Из различных исходных положений, руки за головой, пальцы переплетены, нажимая руками, наклонять голосу вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц; поднимать голову и наклонять ее назад, оказывая сопротивление руками. 8. В положении стойки па лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад: одновременное и поочередное сгибание ног до касания коленями лба. 9. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой наружу и внутрь; то же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук круговыми движениями рук. 10. Из различных исходных положений (стоя на одной и обеих ногах, в выпаде на согнутой ноге) пружинящее покачивание на носках. 11.«Эстафета с бегом». Занимающиеся делятся на две команды, которые стоят в колонне (шеренге). По сигналу занимающиеся, стоящие первыми, бегут до контрольной отметки (10-15 м) и возвращаются обратно. Побеждает команда, раньше других закончившая бег. Основная часть - 90 мин. I. Обучение передвижениям волейболиста - 20 мин. С изучения стоек и перемещений начинается знакомство занимающихся с волейболом. Занимающиеся разучивают способы передвижения на площадке, характерные для игры в волейбол. Основные способы - это приставые шаги вправо, влево, вперед и назад, двойной шаг вперед и назад, скачок вперед и назад. Стойками принято называть наиболее рациональные исходные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры (рис.1). Очень важно, чтобы волейболисты научились сочетать различные способы перемещения с остановками и принятием той или иной стойки, а также умели выбирать тот или иной способ перемещения в зависимости от игровой обстановки (расстояние от мяча, скорость полета мяча и его траектория и т. д.). Рис. 1. Стойки волейболиста. 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют поворот и имитируют вторую передачу (в зоне 2 поворот выполняется налево, в зоне 4 - направо, в зоне 3 - налево и направо). Надо следить за тем, чтобы при повороте налево впереди была правая нога, а при повороте направо - левая. Занимающиеся стоят в колонне по одному на месте пересечения боковой и лицевой линий. По сигналу бегут вдоль лицевой линии в зону 6, выполняют остановку и поворот лицом к сетке (бег из зоны 1 и из зоны 5).
Страницы: 1, 2
|