p align="left"> Предпосылкой создания анимации в гостевом бизнесе является борьба за клиента, желание продать ему как можно больше услуг, побудить гостя разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных и друзей в обстановке отдыха и развлечений (Рис.1.1). Следствие этого - повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Рис. 1.1 Предпосылки возникновения туристской анимации Аниматорами раньше называли специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно - курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации шире. Аниматор - это специалист, знающий секрет возбуждения интереса и привлечения внимания. Это специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный отдых Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме.- М.: РИБ Турист, 2003. Анимация в гостевом бизнесе рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // «Актуальные проблемы туризма».- М.,1999. Под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если составляется анимационная программа на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу и т.д. Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызывать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов: - возраста участников или зрителей; - уровня образованности; - пола; - этнической принадлежности; - настроения на момент реализации данной программы и т.д. Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы анимационных служб в предприятиях гостевого бизнеса. Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать вопросы в перспективе Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Жаркова, В. М. Чижикова.-М.: Издательство МГУК, 1981. Организация призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений. Как правило, таких структурных подразделений несколько. У каждого организатора свое поле деятельности: - организатор спортивно - оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейне и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники; - организатор развлекательных программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий; - организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями; - организатор туристско -экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и пр.; - менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов. В задачу анимационной команды входит организация отдыха, который является средством не только избавления от усталости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха необходимо продумать программу, способную отвлечь гостей от повседневных проблем. Отдых должен быть всегда активным, отличаться высоким уровнем эмоциональности и давать психологический разряд, важно правильно его планировать, наполняя его ярким зрелищным мероприятием. Нередко в обязанности менеджера на отечественных российских предприятиях входит также решение коммерческих вопросов, вопросов организации рекламной кампании и многих других, что, конечно, отражается на качестве работы Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства // М.:Academia,2003 -185. К сожалению, немногие предприятия гостевого бизнеса могут позволить себе создание полноценной анимационной службы. В большинстве из них один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и поют, и танцуют, и спортивные соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио и т.д. При этом вызывают недовольство у собственного руководства, тоскующего об анимации "не хуже, чем в Турции", выплачивая минимальную зарплату своим работникам Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом //Управление персоналом.- 2002.- № 1. Такая организация труда в современных гостевых учреждениях уже неприемлема, и любому грамотному менеджеру это понятно. Характерными чертами современной анимационной деятельности являются высокий уровень культурно - технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // «Актуальные проблемы туризма».- М.,1999. Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ. Отсюда логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных, увлекательных анимационных программ. Именно поэтому перед учебными заведениями стоит проблема повышения качества подготовки специалистов данного профиля. Я полагаю, что анимация - направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Бригада аниматоров организует активный досуг гостей, отличающийся высоким уровнем эмоциональности, дающий психологический разряд, наполняет его ярким зрелищным мероприятием. Анимация в российской гостинице находится в стадии становления, не хватает опытных, хорошо подготовленных специалистов, наработанных программ спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятий. 1.3. Зарубежный опыт организации активного отдыха в туризмеРазнообразие интересов потребителей гостиничных услуг определяет современную сегментацию мирового гостиничного рынка и разнообразие гостиниц. Свыше 50 % путешествий составляют деловые поездки, около 40% приходится на поездки с целью отдыха и 10 % - на путешествия с другими целями. Эта структура потребительского спроса определяет и спрос на отели соответствующего качества и направленности.Так как у деловых людей и бизнесменов наблюдается спрос на дорогие отели высокого уровня обслуживания и этот спрос достаточно устойчив, то количество отелей класса «люкс» и первого класса, расположенных в крупных городах, деловых, коммерческих, торговых центрах городов, является доминирующим в мировом гостиничном хозяйстве. Среди них наибольший процент составляют бизнес-отели и конгресс-отели, имеющие условия для работы (для проведения деловых встреч, совещаний), а также высокие коммуникационные возможности. У деловых людей приоритеты в выборе отеля распределены следующим образом: расположение гостиницы - наличие условий для работы - качество обслуживания - цена Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. - М., 1998..Отели, предназначенные для отдыха, развлечений и экскурсий, составляют в процентном отношении в мировой гостиничной индустрии примерно такое же количество, но они относятся к отелям среднего и экономического классов, отелям-апартаментам и отелям курортного типа. Приоритеты в выборе отеля для путешествующих с целью отдыха и развлечений распределены иначе: цена - качество обслуживания - наличие условий для отдыха и разнообразие сервисных услуг - расположение. Развитие массового туризма, в первую очередь внутреннего туризма, рождает спрос на средства размещения, расположенные ближе к природе (загородные отели и туристические комплексы, частные пансионаты, туристские деревни и т. д.) и более дешевые, но с достаточно широким набором услуг. Потребительский спрос на внутренние и международные туры распределен следующим образом: массовый туризм и его развитие обусловливаются прежде всего внутренним туризмом в каждой из стран; количество международных путешествий на порядок меньше количества внутренних путешествий. Это также отражается на спросе более дешевых гостиничных мест в каждой стране. В настоящее время мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %, что свидетельствует о значительной динамике роста средств размещения туристов. Более того, структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки и по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения имеет этот регион. Даже несмотря на то, что цифровые данные в различных источниках расходятся (что свидетельствует о расхождениях в терминологии и основных понятиях гостиничной индустрии, а также о действительной трудности подсчета), приведенные примерные данные говорят сами за себя: грандиозность гостиничной индустрии, стабильность ее положения и роста во времени выдвигают данную индустрию на одно из первых мест в настоящем и будущем. Тенденция к увеличению свободного времени, имеющая постоянный характер, является объективным фактором дальнейшего поступательного развития анимационных услуг. Потребность в отдыхе приобретает массовый характер, когда общество достигает высокого уровня благосостояния. Вместе с ростом общественного богатства в развитых странах сокращаются расходы на питание и предметы роскоши в структуре общих потребностей граждан, а растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени, отдыха. Ухудшение экологической обстановки, возрастание ритма жизни, ведет к стрессодинамика, учащаются психические и невротические расстройства. В этих условиях большое значение приобретает не только туризм как таковой, но туризм зрелищный, связанный с релаксацией физических и духовных сил человека, в том числе через анимационную деятельность в туризме. Все больше гостиничных предприятий и спортивно - оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация. Рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. Например, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей. Зарубежный туристский рынок достаточно хорошо насыщен анимационными программами, которые позволяют расширять границы зрелищного туризма Курило Л. В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006. К грандиозным зрелищам относится карнавал в Рио-де-Жанейро. Чтобы посмотреть на это зрелище, путевки в туристских агентствах заказывают, как правило, за несколько месяцев. Сотни тысяч туристов со всех уголков земного шара приезжают в Бразилию, чтобы не только посмотреть, но и самим по мере возможности принять участие в этом зрелище. Карнавал - это самая демократическая форма массового праздника. Помимо известного Бразильского карнавала несомненный интерес у туристов вызывает Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне. Помимо этого, можно назвать пивной карнавал в Мюнхене - " Октоберфест". На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.
Страницы: 1, 2, 3
|