/b>Примечание (см. Таблицу 4).При повторном тестировании, показатели контрольной группы имели незначительные изменения и составили прирост от 10 до 22 %.Положительная динамика подтверждается данными, приведенными в таблицах 10,11. Таблица 10Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 - 17 лет в экспериментальной группе после педагогического эксперимента.|
Ф. И. | Сумма баллов | Оценка УФП | | 1. А. А. | 173 | Выше среднего | | 2. А. К. | 172 | Выше среднего | | 3 Б. А. | 148 | Средний | | 4. Г.И. | 166 | Выше среднего | | 5. Ж.М. | 175 | Выше среднего | | 6. К.Н. | 174 | Выше среднего | | 7. К.О. | 135 | Средний | | 8. Л.Н. | 173 | Выше среднего | | 9. П.К. | 171 | Выше среднего | | 10. Х.Т | 160 | Средний | | 11. Х.Е | 152 | Средний | | 12. Я.И | 155 | Средний | | | Характерной особенностью данных, полученных в экспериментальной группе, является: - увеличение суммы в среднем на 27,2 балла;- отмечены переходы из ниже среднего уровня в средний и из среднего в выше средний уровень. Таблица 11Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 - 17 лет в контрольной группе после педагогического эксперимента. |
Ф.И | Сумма баллов | Оценка УФП | | 1. Б.М. | 152 | Средний | | 2. Б.А. | 105 | Средний | | 3. Б.Н. | 122 | Средний | | 4. К.А. | 145 | Средний | | 5. К.Т. | 135 | Средний | | 6. К.Н. | 132 | Средний | | 7. Л.Н. | 141 | Средний | | 8. М.И. | 154 | Средний | | 9. М.О. | 151 | Средний | | 10. П.К. | 145 | Средний | | 11. С.А. | 139 | Средний | | 12. С.И. | 146 | Средний | | |
Результаты контрольной группы не имели существенных сдвигов по сравнению с данными, полученными при исходном тестировании, что отмечалось выше. Для подтверждения гипотезы исследования, был проведен сравнительный анализ данных методом математической статистики. Таблица 12 Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности девочек 15 - 17 лет экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента. |
Показатель /группа | Экспериментальная | Контрольная | Р | | УФП (баллы) | 135,92 3,07 | 111,33 2,50 | < 0,001 | | | На основании результатов, полученных после первого и второго этапа исследования, мы построили индивидуальные профили физической подготовленности девочек 15-17 лет. Для наглядности приводим индивидуальный профиль физической подготовленности юных спортсменов А.К. (экспериментальная группа) и М.О. (контрольная группа) (см. Приложение).Уровень здоровья, оцениваемый по медицинским показаниям - АД, пульса в покое и его восстанавливаемости, и количеству пропущенных занятий по болезни, в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий. Как до, так и после педагогического эксперимента. Это доказывает, что программы по коррекции отстающих физических качеств не имели отрицательных последствий и не повлияли на уровень здоровья юных спортсменок.ЗаключениеРезультаты проведенных исследований подтверждают взаимосвязь состояния здоровья и физической подготовленности девочек - 15-17 лет. Этой взаимообусловленности предшествовали разработка и оценка эффективности индивидуальных педагогических коррекционных программ. Они строились исходя из индивидуального уровня функциональной подготовленности и физического состояния (физического развития и физической подготовленности), который представлен совокупностью упорядоченных определенным образом подсистем - педагогического, медико-биологического и метрологического обеспечения измерений. Отмеченные аспекты объединены общей целью - объективной оценки физической подготовленности девочек-спортсменок этого возраста. Знания о физическом развитии и подготовленности девочек 15-17 лет используются для моделирования уровня физического здоровья. Выявленные отстающие звенья в индивидуальной физической подготовленности позволяют тренеру эффективно организовать и методически правильно построить процесс физического воспитания в учреждении дополнительного образования. Повышение критерия физического здоровья положительно отражается на учебной, спортивной и трудовой деятельности исследуемого контингента систематически тренирующихся юных спортсменок. Выводы 1. Анализ литературных источников состояния проблемы позволил определить актуальность темы исследования и ход работы по определению индивидуального уровня физической подготовленности девочек-спортсменок 15-17 лет. 2.Диагностика по выявлению уровней и слабых сторон в физической подготовленности девочек 15-17 лет с использованием технологий индивидуального подхода позволила разработать индивидуальные педагогические программы по коррекции отстающих физических качеств. 3. Эффективность коррекционных программ была оценена по данным, отмеченным в экспериментальной группе: - в увеличении суммы баллов - в среднем на 27,2 балла;- в полученных переходах из ниже среднего уровня в средний и из среднего в выше средний уровень физической подготовленности.4. Приведенные данные, используемые нами в оценке и повышении уровня физической подготовленности девочек-спортсменок, необходимо рекомендовать в практику физического воспитания учащихся разного пола и возраста, в том числе детско-юношеского спорта. Литература 1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровье, 1983. - 288 с. 2. Аршавский И.А. Постнатальный онтогенез // Возрастная физиология. - М.: Наука, 1982. - 270 с. 3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с. 4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 264 с. 5. Бахрах И.И. Исследование и оценка физического развития детей и подростков // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Руководство для врачей. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. - С. 230-257. 6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Академия, 2002. - 416 с. 7. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с. 8. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Харитонов В.И., Бажанова М.В., Исаев А.П. и др. Под общей ред. д-ра биол. наук, проф. Исаева А.П. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ АТ и СО, 1999. - 157 с. 9. Васильева В.В., Коссовекая Э.Б., Степочкина Н.А. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 189 с. 10. Васильков А.А. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учебное пособие. - Ч.: УралГАФК, 2001. - 80 с. 11. Васильков А.А. Способ определения общего состояния организма: Патент на изобретение № 2142733 от 20.12.1999 // Открытие изобретения. - Бюлл. 35. 1999. 12. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 1965. - 390 с. 13. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 88 с. 14. Граевская Н.Д. Спорт и сердце. М.: Медицина, 1968. - 65 с. 15. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с. 16. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12. - С. 31-34. 17. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988.- 288с. 18. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфо-функциональные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина. 1997. - 288 с. 19. Железняк Ю. Д., Петров П.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264 с. 20. Заяшников С.И. Тайский бокс. Учебно-методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 272 с. 21. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы / Под общ. ред. В.И. Ляха, - М.: Наука, 1992. - 111 с 22. . Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. - Мн.: Народная асвета, 1980. - 128 с. 23. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5-10. 24. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с. 25. .Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 457 с. 26. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 1997. - 125 с. 27. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод. пособие / Под ред. Г.И. Сердюковской. - М.: РИА Максим, 1993. - 120 с. 28. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье, любовь, красота: В 5 т. - СПб.: изд-во «Петроградский и К», Минск: ООО «Оракул», 1996. - Т.3. 29. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. - Киев: Здоровье, 1989. - 167 с. 30. Фарбер Д.А. Физиология подростка. - М.: Академия, 1988. - 460 с. 31. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: Ф и С, 1975. - 475с. 32. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учереждений (Под ред. В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мерксона). - М.: Просвещение, 1997. - 160 с. 33. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с. 34. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с. 35. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. - Ч.: Челябинский пединститут, 1975. - 193 с. 36. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 176 с. 37. Харитонов В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи: Метод. пособие. - Челябинск: ДЦНТИ, 1994. - 40 с. 38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001. - 480 с. 39. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с. 40. Янкаускас И.М., Логвинов Э.М. Моторика растущего женского организма. - Вильнюс «МОКСЛАС», 1984. - 148 с. Приложение Рис. 2. Индивидуальный профиль физической подготовленности учащейся А.К. (экспериментальная группа). Рис. 3. Индивидуальный профиль физической подготовленности учащейся М.О. (контрольная группа). Примерный комплекс упражнений для развития физического качества - гибкость. С целью развития этого качества необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: наклоны из положения стоя и сидя вперед, в стороны с элементами вращения, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью тренера или партнера. Рис.4. Комплекс упражнений для развития гибкости. 1. И.п. - о.с. 1 - наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах). 2. И.п. - сидя на полу. 1 - наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. 3. И.п. - сидя на полу. 1 - наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге; 2 - и.п. Следующий цикл - к правой ноге. При этом коснуться ладонью стопы. Дозировка - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях. 4. И.п. - стоя, ноги по шире. 1 - наклон к левой и правой ноге попеременно с элементами скручивания; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. 5. И.п. - о.с. 1 - шаг вперед левой ногой, с выносом прямых рук кверху над головой; 2 - прогнувшись; 3-4 - и.п. Тоже с шагом вперед правой ногой. Дозировка - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях. 6. Упражнения 1,2,3,4 можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества - динамическая сила С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: напрыгивания и спрыгивания, прыжки, подскоки, ускорения в беге и др. Примерные упражнения: 1. Напрыгивания на скамейку (стул), козла и др. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний и высокий. 2. Выпрыгивания толчком двух, тройной прыжок и многоскоки, в 3-5-и сериях. 3. Спрыгивания в глубину со скамейки, плинтов с последующим отталкиванием. Высота возвышения от 30 см и выше. Дозировка - 10-14 повторений в 3-5-и сериях. Темп средний и высокий. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества - скоростная выносливость С целью развития ее в тренировочном процессе необходимо использовать следующие средства: наклоны в быстром темпе, вращения, прогибы, подъемы ног и туловища с вращениями. Рис. 5. Комплекс упражнений для развития скоростной выносливости. Примерный комплекс упражнений: 1. И.п. - о.с. 1 - наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями) пола; 2 - и.п. Дозировка - 14-18 повторений в 4-5-и сериях, в высоком темпе (близко к максимальному). 2. И.п. - сидя на полу, ноги прямые. 1 - наклоны вперед, максимально вытягиваясь, руки скользят по полу параллельно у ног; 2 - и.п. Дозировка - 14-16 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный. 3. И.п. - стоя, ноги по шире. 1-2 - наклон к левой ноге; 3-4 - и.п. Попеременно к правой. Дозировка - 8-10 повторений к каждой ноге. Темп высокий. 4. Попеременно вращения в левую и правую стороны. И.п. - стоя, ноги по шире, руки на бедрах. 1-4 - наклонившись вперед, вращение в правую сторону на 360° с прогибом; 5-8 - то же, в левую сторону. Дозировка - 8-10 вращений в каждую сторону, в быстром темпе. 5. И.п. - сидя на полу, упор на коленях, с опорой руками сзади. 1-2 -выпрямиться с прогибом, оттолкнувшись с руками; 3-4- и.п. Дозировка - 16-20 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный. 6. И.п. - лежа на спине с опорой на пол руками, ноги согнуты под 90° в отношении к туловищу прямые, носки оттянуты. 1-4 - вращение ногами влево; 5-8 -то же вправо. Дозировка - 8-10 вращений в каждую сторону, в 3-4-х сериях Темп максимально возможный. 7. И.п. - то же, что и п.6. 1-4 - вращения правой вправо; 5-8 - вращения левой ногой влево. Дозировка - 8-10 вращений каждой. Темп максимально возможный. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества - скоростно-силовая выносливость С целью развития этого качества необходимо в тренировочном процессе, использовать следующие средства: жим штанги, разведение гантелей, подтягивания, отжимания и др. Примерный комплекс упражнений с отягощениями: 1. И.п. - в висе на перекладине, хват широкий. Подтягивания и опускания, касаясь плечами перекладины. Максимально возможное число повторений, в 3-х подходах. Темп выполнения средний. 2. И.п. - наклонив туловище вперед, под прямым углом, в среднем хвате, захватом сверху, штанга в вытянутых руках. Подтягивания к животу и опускания штанги, касаясь живота, локти через стороны. 8-10 повторений, в 3-х подходах. Темп средний. 3. И.п. - лежа на спине, на доске или скамейке, штанга на стойках, хват средний (узкий, широкий). Жим штанги от груди. 8-10 повторений, 3-4 подхода. Темп средний. 4. И.п. - лежа на скамейке, на спине, гантели в прямых руках перед грудью. Разведение и сведение гантелей в стороны, руки чуть согнуты в локтях. 8-10 повторений, в 3-х сериях. Темп средний. 5. И.п. - о.с. Штанга в опущенных руках, хват средний, захват снизу. Сгибание и разгибание рук в локтях, касаясь грифом груди. 8-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний. 6. И.п. - сидя на краю скамейки, штанга над головой на прямых руках, в среднем хвате, захватом сверху. Сгибание и разгибание рук в локтях, касаясь грифом головы. 8-12 повторений, в среднем темпе. Примечание. Упражнения выполняются в течение 3-4-х месяцев, с периодичностью 2-3 раза в неделю. Вес отягощения подбирается в зависимости от степени подготовленности занимающегося и составляет 20-70% от собственного веса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|