p align="left">Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 м, ширина -- 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала -- «Врат смерти» -- созданы в 1949--1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII. БАЗАЛИКА Великолепная постройка эпохи Возрождения, заменившая базилику св. Петра, строительство которой было начато императором Константином в 326-333 и завершилось уже после его смерти, в 354-361, при императоре Констанции. Эта первая базилика была возведена по предложению папы Сильвестра I над тем местом, где, по преданию, был погребен апостол Петр; длина ее 88 м, ширина 62 м. Перед базиликой был обширный прямоугольный передний двор, или атриум, окруженный колоннадами. Сам храм, с четырьмя продольными рядами колонн, по 22 колонны в каждом, имел главный неф, с рядом верхних окон, по два боковых нефа с каждой стороны, узкий трансепт и выступающую за линию стен апсиду. Интерьер храма был пышно украшен многоцветной мраморной облицовкой и мозаиками. Раскопки, проведенные под фундаментами собора в 1940-1949, показали, что ради сооружения базилики при Константине было снесено древнее кладбище со множеством мавзолеев и выправлена покатость Ватиканского холма (насыпано 46 000 кубометров грунта). Базилика, в которой в 800 был коронован Карл Великий, простояла до середины 15 в., когда папа Николай V (1447-1455) начал строительство нового храма. Флорентийский архитектор Бернардо Росселини был назначен первым архитектором новой базилики. Часть старого сооружения снесли, в алтарной части заложили первые ряды кладки нового здания, однако со смертью папы проект был заброшен. Папа Юлий II (1503-1513) вернулся к идее его осуществления. После рассмотрения новых планов предпочтение было оказано смелому замыслу Донато Браманте, в соответствии с которым купол Пантеона устанавливался на стены базилики св. Петра таким образом, чтобы можно было увенчать монументальным куполом постройку, имеющую в плане греческий (равноконечный) крест. 18 апреля 1506 в присутствии 35 кардиналов Юлий II заложил краеугольный камень нового сооружения. Когда Браманте скончался (1514), его работу продолжили Джакондо да Верона (ум. 1515), Джулиано да Сангалло (ум. 1516) и Рафаэль (ум. 1520) и др. В течение многих лет велись споры о том, сохранить ли план в виде греческого креста или удлинить восточное плечо, чтобы придать ему форму латинского креста. После смерти Антонио да Сангалло Младшего (1546) папа Павел III (1534-1549) настоял на том, чтобы руководство работами было возложено на Микеланджело. Тот поначалу отказывался от участия в строительстве, ссылаясь на возраст (ему было уже 72 года) и отсутствие опыта, но, в конце концов, взялся за исполнение заказа. Микеланджело вернулся к первоначальному плану Браманте, но усилил центральные столбы, чтобы те могли держать на себе более высокий и великолепный купол, который он спроектировал для собора св. Петра и который был завершен уже после его смерти Джакомо делла Порта. Впоследствии работы были поручены Карло Мадерне, который возвел фасад базилики. Собор был, наконец, освящен папой Урбаном VIII (1623-1644) 18 ноября 1626, как считали, ровно через 1300 лет после основания древней базилики. БАЗИЛИКА Гигантские колоннады, охватывающие площадь перед собором св.Петра, были завершены Джованни Лоренцо Бернини в 1667. Обелиск, стоящий в центре этой площади и весящий 360 т, был некогда привезен в Рим из Египта императором Калигулой и украшал разделительную стену посреди цирка Нерона, в 1586 был передвинут на нынешнее место. Общая длина базилики вместе с вестибюлем составляет 212 м, ширина трансепта 137 м, диаметр купола 42 м. Свод центрального нефа поднят на высоту 46 м, а общая высота собора до вершины креста на фонаре купола 133 м. По внешним стенам боковых нефов - множество капелл, в одной из которых установлена знаменитая Пьета Микеланджело. По правой стороне главного нефа, по направлению к центру храма установлена знаменитая бронзовая статуя сидящего апостола Петра, правая нога которого истерта прикосновениями припадающих к ней бесчисленных пилигримов. За хором с восточной стороны собора возведен огромный алтарь работы Бернини. Храм украшен мраморной инкрустацией, лепными фигурами из стука, мозаиками, обильной позолотой и многочисленными мраморными статуями. Под многоцветным мраморным полом главного нефа расположены крипты, известные как Ватиканские гроты. Здесь находятся гробницы многих пап, включая Адриана IV (Николаса Брейкспира, 1154-1159), единственного англичанина на папском престоле, Пия X (1903-1914) и Пия XII (1939-1958). Здесь же гробницы императора Оттона II, шведской королевы Кристины, а также гробницы Якова III, Карла Эдуарда и кардинала Йоркского, последнего из Стюартов. Несколько выше крипты размещен этаж исповедален, открытое пространство к востоку от главного алтаря, где постоянно горят 89 лампад. Алтарь, над которым установлен бронзовый балдахин работы Бернини, поднимающийся на высоту 29 м, размещен прямо под круглым отверстием (окулюсом) в вершине купола. Этот алтарь был возведен при папе Клименте VIII (1592-1605) над двумя прежними алтарями - Каликста II (1119-1124) и Григория I Великого (590-604). Под ними сохранились остатки камеры из цветного мрамора и порфира, в которую по приказу Константина был заключен более ранний памятник на могиле св. Петра. Этот простой памятник, сооруженный в 160 н.э., представлял собой красную кирпичную стенку с тремя расположенными одна над другой нишами, перед ней стояли две небольших мраморных колонны, на которых лежал травертиновый блок. Памятник известен как “трофей Гая” по имени римского священника, обозначившего в 3 в. место захоронения апостола. Раскопки под этим небольшим памятником выявили следы неглубокой могилы, в которой, возможно, действительно некогда находились останки св. Петра. Это место было полностью разграблено, по крайней мере, один раз, возможно, в 846, когда сарацины разоряли святыни в непосредственной близости от стен Рима. IV Ватикан - сокровищница искусств Ватикан представляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них - это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства. Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508-1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, “поддерживаемых” рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины. В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли. На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура - Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д' Элиодоро - его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио - Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. “Малой Библией Рафаэля”. Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий. Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона. Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение, а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи, Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени. Ватиканское собрание древностей - одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них - т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи. Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами. Некоторые из них стояли на вилле императора Адриана близ Тиволи и во дворце императора Нерона. Они послужили исходными моделями для скульпторов эпохи Возрождения, вдохновлявшихся античным искусством. Наиболее знаменит восходящий к 1 в. до н.э. Бельведерский торс, который копировался целыми поколениями мастеров эпохи Возрождения. Такую же ценность представляют скульптурная группа Лаокон, которую Микеланджело считал шедевром, и статуя Аполлона Бельведерского (вероятнee всего, римская копия греческой бронзовой скульптуры 4 в. до н.э.), вызывавшая восхищение в эпоху Возрождения. Музей Кьярамонти также обладает ценными археологическими коллекциями. В его галерее Лапидарио собрано множество древних надписей. В самом музее богато представлены римские статуи и особенно бюсты, в том числе прекрасный бюст Цицерона. Самые ценные в эстетическом отношении экспонаты сосредоточены в Браччо Нуово. Здесь выделяются Прима Порта Аугустус - лучшее из сохранившихся изображений первого римского императора; великолепную статую Нила, воплощающую традиции эллинизма (древний бог рек предстает в виде гиганта, облепленного ватагой детей); прекрасную римскую копию Дорифора (копьеносца) Поликлета. Грегорианский музей посвящен египетскому и этрусскому искусству. Самые знаменитые сокровища этого музея - статуя бога Марса из Тоди (4 в. до н.э.) и прекрасно сохранившаяся гробница Реголини-Галасси (7 в. до н.э.). http://www.vatikanguide.ru/sokrovishha_iskusstva.html В Ватикане находится и всемирно известная картинная галерея - Пинакотека. Среди шедевров ее коллекции: три композиции Рафаэля, а такжеработы Леонардо да Винчи и Караваджо. Заключение Каждый год Ватикан переживает огромное паломничество верующих католиков и туристов. Посетив Ватикан, люди считают, что они воссоединились с чем-то совершенно уникальным, незыблемым, святым. Именно такое впечатление создаёт о себе это карликовое государство-город своими старыми, как сама вечность храмами и произведениями искусства. Этот священный район «вечного города» Рима является не только резиденцией папы - он является колыбелью мировой католической церкви, а также мировым, уникальным «музейным экспонатом». Список используемой литературы 1. Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М. Политиздат.1989. 2. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам. Учебное пособие/ А.Н.Муравьев - М.: «Книга» 1990 3. Галкина Т.А., Красновская М.М. Страны и народы. Южная Европа. Москва. Издательство "Мысль", 1983. 4. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Энциклопедическая география. М. - 1998. 5. http://www.vatikanguide.ru 6. http://www.vatikanguide.ru/arxitektura.html
Страницы: 1, 2
|