p align="left">Изучение типологических особенностей нервной системы и ее свойств позволяет объяснить индивидуальные различия в физических способностях. В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональные показатели нервной системы еще далеки до совершенства. Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Младшие школьники, обладая способностью вырабатывать сложные дифференцировки, отличаются слабой устойчивостью к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. У детей инертного или возбудимого типа эта особенность проявляется больше, чем у сильных, уравновешенных. Дети младшего школьного возраста могут оперировать понятиями, логически мыслить и сопоставлять факты и события. Поэтому на уроках физической культуры в школе, на тренировках наряду с наглядными, широко используются словесные методы обучения. Причем словесные объяснения должны вызывать у детей ассоциации с ранее прочувственными, известными двигательными действиями, носить образный характер. У подростков существует тенденция к усилению способности закрепления запаздывающего торможения, они менее восприимчивы к воздействию сбивающих факторов внешней среды. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Становится более выраженной тормозящая, регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга. К 11-12 годам замена непосредственного раздражителя словесным в большинстве случаев дает положительный результат. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты: у тренированных все показатели ее становятся относительно выше. 1.1.2. Особенности соматического развития двигательной подготовленности Профессор В.Н. Крамаренко устанавливает, что у детей, представителей различных соматических типов, развитие физических способностей обуславливается особенностями строения их тела. Например лица брахипластического типа (широко сложенный) имеют длину тела чаще всего ниже среднего, сравнительно короткие, толстые руки и ноги, широкую грудную клетку. При выполнении скоростных беговых упражнений у них вскоре появляется одышка, дыхание становится резким. Дыхательная недостаточность объясняется привычным, слишком высоким положением грудной клетки, даже в спокойном состоянии. Дети данного типа гораздо легче переносят большие физические нагрузки силового характера, чем скоростного. К такому же выводу приходит и профессор В.В. Бунак, замечая при этом, что узко- грудной субъект едва ли способен к продолжительному физическому труду; для поднятия тяжестей высокорослые будут менее приспособлены, чем низкорослые; для быстрых и ловких передвижений длинноногие пригоднее, чем коротконогие; широкая кисть непригодна для тонкой работы; короткая нога и рука в целом непродуктивна при размашистых движениях и т.д. Полученные другими исследователями данные позволяют установить, что сила кисти астеников обычно незначительна, но они могут при кратковременном напряжении производить значительную работу. У них слабо развита способность к своевременному мускульному напряжению и расслаблению. Атлетики могут при работе применять значительную силу ( по динамометру 60-65 кг), но способность к легкой ручной работе у них ниже, чем у представителей других групп. Лица пикнического телосложения работают быстро, сила рук равна 45-50 кг, средняя ручная умелость их хуже чем у астеников, но лучше, чем у астеников. Выдающиеся успехи в определенных видах физических упражнений или выполнении тяжелых физических работ совпадают с наиболее благоприятными физическими данными, характерными для определенных типов. Эти и другие данные позволили более четко провести дифференциацию развития двигательных способностей представителей различных соматических типов. Многими исследователями отмечаются, что формирование и развитие двигательных способностей оказывают влияние и отдельные антропометрические признаки. Наиболее четкая зависимость между уровнем физического развития и двигательными способностями замечена в пубертатном периоде 5. Так, у детей 12-15 лет до 75% вариаций скоростно-силовых способностей определяются возрастными показателями роста и массы. Избирательное влияние возраста не превышает 25%. В значительном числе случаев рост и масса оказывают большее влияние на конечный результат в скоростно-силовом упражнении нежели возраст. Была получена достаточно четкая информация о влиянии массы на показатели силовых способностей. Степень физического развития, определяемого по тотальным признакам, у детей младшего школьного возраста оказывает существенное влияние на результаты в упражнениях и требуется проявление силы, быстроты и скоростно-силовых способностей. Отмечена наибольшая распространенность низких показателей контрольных испытаний среди школьников с низким физическим развитием - 100%; среди школьников с уровнем физического развития ниже среднего таких детей оказалось 79,4%, а в группе со средним уровнем физического развития - 14,8%. Учащиеся высокого выше среднего уровней физического развития отставания двигательных способностей и низких показателей контрольных упражнений не имеют 5. Как правило, большинство исследований свидетельствуют о том, что спортсмены, которые достигают значительного успеха в скоростных, силовых и других видах деятельности, имеют определенные особенности строения тела. Изучение влияния генетических факторов на морфологические признаки свидетельствуют о том, что наименьшему влиянию среды подвергаются длина туловища и конечностей. Несколько меньше влияние наследственный фактор оказывает на размеры тела по горизонтальной оси, наиболее значимое - на поперечный диаметр нижних эпифизов бедра и голени, поперечный диаметр эпифизов плеча, ости-повздошный и вертикальный диаметр. Исследования, проведенные В.Б. Шварцем (1973), позволили сделать вывод, что 65% всех морфологических показателей имеют наследственную зависимость. Это свидетельствует о значительном влиянии особенностей строения тела на формирование и развитие физических способностей человека. Таким образом, многочисленные исследования говорят о том, что на уровень развития физических способностей значительное воздействие оказывают биологические, индивидуальные особенности человека и это во многом определяет успех в трудовой и спортивной деятельности. 2. Возрастные особенности двигательной подготовленности Термины «физические качества» и «двигательные качества» используются в специальной литературе как равнозначные. Физические качества - это величины, характеризующие потенциальные двигательные возможности человека [11,28]. Качественные особенности двигательной деятельности характеризуются быстротой, силой, длительностью, слаженностью выполнения целостного движения. Количественное проявление силы можно выразить через величину мышечного напряжения, быстроты - через скорость мышечного сокращения, величину скрытого периода двигательной реакции, скорость передвижения. Характер нервных влияний, состояние периферического аппарата движений, уровень обменных процессов и состояние функций внутренних органов различны в каждом из физических качеств. Так, существенно отличаются частота и сила нервных импульсов, обеспечивающих проявление быстроты и выносливости. Изменяется состояние периферического двигательного аппарата при выполнении силовых и скоростных упражнений. Зависимость физических качеств от состояния вегетативных функций очевидна. Невозможно, например, развить выносливость при неудовлетворительном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особое значение в проявлении физических качеств у человека имеет сознательный контроль и возможность волевого преодоления сложных функциональных состояний, возникающих в процессе выполнения упражнений. Воспитание специальной выносливости немыслимо без волевого преодоления сложных функциональных состояний организма, связанных с накоплением продуктов промежуточного обмена, гипоксическими явлениями. В развитии и проявления физических качеств важная роль принадлежит условно-рефлекторным механизмам. Многократное повторение движения обеспечивает формирование таких условно-рефлекторных отношений в деятельности центрального и периферического аппарата, которые создают условия для оптимального проявления физических качеств в зависимости от изменяющихся условий внешней среды. Уровень физических качеств повышается даже после однократного выполнения упражнения. В результате однократной тренировки темп движений увеличивается на 30-60%, мышечная сила - на 50-100%, выносливость - в 2,5 раза 31,32. Подобное увеличение показателей физических качеств носит условно- рефлекторный характер. Прогрессивные морфологические и биохимические изменения в организме составляют структурную основу развития физических качеств. Так, увеличение анатомического поперечника мышцы приводит к увеличению мышечной силы. Изменение содержания химических элементов в мышцах (фосфорных соединений, гликогена, белковых соединений) действует на быстроту, выносливость и другие качества. Следовательно, развитие физических качеств обусловлено, с одной стороны, условно-рефлекторными факторами, с другой - безусловно-рефлекторными и гуморальными воздействиями на работающие органы и ткани. Физические качества находятся в прямой зависимости от морфологических и биохимических изменений в двигательном аппарате, а также от взаимной согласованности в работе периферического аппарата и внутренних органов. В установлении оптимальных взаимоотношений между физическими качествами и работой внутренних органов важное место принадлежит моторно-висцеральные рефлексы обеспечивают тот нормальный фон жизнеобеспеченения двигательной функции, который диктуется степенью напряжения и скоростью сокращения отдельных мышечных групп в зависимости от изменения условий среды. Разработка средств и методов педагогического воздействия, направленных на воспитание физических способностей детей и подростков, предусматривает использование данных о критических, сенситивных периодах развития силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Многочисленные исследования позволили сделать следующие выводы относительно, сенситивных зон возрастного развития физических способностей: развитие физических способностей у детей и подростков происходит разновременно; величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек; у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню; специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный и педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности. Анализ педагогических исследований показал, что разносторонняя физическая подготовка с преимущественным воздействием на физические способности, находящиеся в стадии ускоренного возрастного развития, приводит к существенным сдвигам в развитии этих способностей. При исследовании развития физических способностей детей и подростков, как правило, используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с биологическим. Для практики, наиболее удобным критерием биологического возраста принято считать «костный» возраст. При этом многие исследователи [11,25,32] указывают на высокую степень взаимосвязи между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функций сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма. Таким образом, степень полового созревания не в меньшей мере, чем «костный» возраст, информирует нас о возрасте биологическом. Этот критерий позволяет дифференцировать детей и подростков в период максимальной вариабельности вторичных половых признаков. Однако не менее важны для теории и практики знания о дифференцированном развитии физических способностей в младшем и старшем школьных возрастах. В качестве критерия для дифференциации в данном возрастных периодах можно использовать показатель физического развития, определяющийся сочетанием тотальных размеров тела. Данный критерий был использован при изучении дифференцированного развития физических способностей у детей и подростков школьного возраста. В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные (или сенситивные) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно [5,7,14]. Так, для мышечной силы наибольшие темпы прироста характерный в 13-15 лет. Показатели выносливости у девочек растут наиболее интенсивно в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков в 14 лет. По мнению специалистов [4,5,6,14], возраст 8-11 лет - наиболее благоприятный для воспитания скоростных возможностей. Ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми, а у взрослых - по сравнению с юношами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|