на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на развитие выносливости
p align="left">Техника бега.

Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива… В подъем ориентировщик бежит, ставя на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствия, не поднимая высоко центр тяжести [13].

­ Техника «взятия» КП.

Логика действия на этапе до КП должна быть проста:

1. где стоит (ориентир)

2. откуда бегу (привязка)

3. выбор пути на привязку.

Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП [4].

Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части - вот она.

Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать.

Далее выбор пути на привязку.

­ Техника подхода и ухода с КП.

Новичка можно отличить сразу. Он радостно бежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП [1].

Отметка на КП.

Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит за ранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки. На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту [18].

К тактическим приемам в ориентировании можно отнести:

­ Движение по азимуту - это движение по прямой.

Путь по прямой от КП до КП самый короткий (теоретически), «но опасный, как военная тропа»

­ Движение по ситуации - это движение по тропам, дорогам, контурам.

Этот путь более длинный, но и более надежный.

­ Движение по рельефу.

Этот тактический прием выделяется отдельно. Рельеф забирает у спортсмена силы и скорость.

­ Комбинированное движение

Тактика комбинированного движения - это тактика мастеров. Опытные ориентировщики, помня о том, что «прямая короче кривой», порой сознательно удлиняют свой маршрут, учитывая свои физические качества, техническую подготовку, психологическое состояние и критерии конкретной соревновательной обстановки [4].

РАЗДЕЛ II РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ.

2.1 Организация специальной физической подготовки

Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного прохождения их наряду с такими физическими качествами как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов - ориентировщиков. При развитии общей и специально выносливости режим выполнения упражнений можно условно подразделить на непрерывный и «прерывный» (дискретный). При непрерывном режиме используются равномерный, переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном - интервальный, повторный и повторно-переменный.

При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей - от самых низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции (время).

Для контроля за развитием выносливости используют так называемый Гарвардский степ - тест. При этом надо по возможности сохранять все внешние условия. Применение тест-бега ориентировщиками на всех этапах подготовки дал отличные результаты. Помимо определения уровня развития выносливости он позволяет вносить коррективы в план дальнейших тренировок.

Круговой метод позволяет повысить скоростно-силовую подготовку и уровень выносливости. Одно из достоинств кругового метода - возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с максимальной или предельной интенсивностью.

Физическая подготовка является основной для спортсмена - ориентировщика и определяет содержание других видов подготовки.

Физическую подготовку в спортивном ориентировании можно разделить на:

- Общую физическую подготовку (ОФП);

- Специальную физическую подготовку (СФП).

Цель ОФП заключается в повышении общей работоспособности организма. Средством ОФП могут быть и другие виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный спорт, туризм

СФП направлена на достижение результата в определенном виде спорта. Чтобы говорить о специальной подготовке в спортивном ориентировании, нужно четко представлять специфику этого вида спорта.

1. Спортивное ориентирование - это циклический вид спорта с элементами ациклической работы (преодоление препятствий).

2. Хотя ориентировщик и стремится к равномерному бегу, но бег на дистанции является неравномерным, с элементами «равного» бега.

3. Наличие неровностей и препятствий повышает требования к ОДА.

4. Наличие при физической работе отвлекающих факторов - чтение карты, слежение за местностью, за поведением участников и т.д.

5. Ориентирование предъявляет повышенные требования к скоростной и силовой выносливости

6. Энергообеспечение преимущественно анаэробно и анаэробного характера.

7. Ориентирование - это тяжелая физическая работа, совмещенная с интенсивной интеллектуальной деятельностью (запоминание, восприятие, анализ, выбор тактики прохождения, иногда счет расстояния - и все это в оптимальном беговом режиме)

8. Зависимость умственной работы от интенсивности физической деятельности [10].

Из многообразия традиционных физических упражнений выделим несколько наиболее важных для спортивного ориентирования.

1. Бег через лес с равной интенсивностью.

2. Бег через болото.

3. Бег по колено в воде.

4. Бег по песку.

5. Бег в подъем с равной интенсивностью.

6. Бег с волокушей.

7. Бег с отягощением (утяжеленный пояс).

8. Бег с забинтованной эластичным бинтом грудной клеткой (для развития межреберных мышц, участвующих в дыхании).

9. Бег по лестнице.

10. Бег по лесу в тяжелой обуви.

11. Бег по склону «по горизонтали».

12. Бег по склону «серпантином».

13. Бег через кустарники.

14. Многоскоки по грунту и песку.

15. Преодоление препятствий по узкой опоре.

16. Всевозможные варианты прыжков со скакалкой, с отягощением и без него.

17. Преодоление на скорости искусственных и естественных препятствий.

18. Бег с изменением расстояния в разных условия (песок, кустарник, подъем, спуск, высокотравье) [1].

В основе всех специальных упражнений лежит бег, потому что именно быстрое передвижение определяет результат в ориентировании.

2.1 Организация и результаты экспериментально - практической работы по проблеме исследования

Гарвардский степ - тест

Проведем одну из методик определения индекса Гарвардского степ - теста (ИГТС). Для проведения теста необходимы метроном, секундомер и ступенька. Высота ступеньки для юношей 45см, для девушек - 40см. По команде марш испытуемый начинает выполнять движение в режиме метронома (120 уд/мин): на счет 1- ставит правую ногу на ступеньку, на счет 2 - ставит левую ногу и выпрямляется, на счет 3 - опускает на пол правую наго, на счет 4 - встает на пол обеими ногами. (Это 30 подъемов в 1 мин). В течение упражнения можно сменить ногу. По истечении 5 мин работы испытуемый садится на стул и первую минуту свободно отдыхает. Пульс подсчитывается в течение первых 30 с. на 2, 3, 4-й минутах восстановления ИГТС высчитывается по следующей формуле:

ИГТС= t*100\(f1 + f2 + f3)* 2,

Где t - время восхождения в секундах; f1 f2 f3 - количество сердечных сокращений за первые 30 с. на 2, 3, 4-й минутах восстановления.

Величина ИГТС характеризует скорость восстановительных процессов после физической нагрузки, чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина (f1 + f2 +f3) и, следовательно, выше ИГТС.

ИГТС

Оценка

Меньше 55

55 - 64

65 - 79

80 - 89

90 и выше

Плохая

Ниже средней

Средняя

Хорошая

Отличная

Это метод контроля за состоянием тренированности спортсмена показывает его готовность к нагрузке. Чем выше показатели ИГТС, тем выше скорость восстановительных процессов, значит выше выносливость.

Ортостатическая проба

Другой метод контроля - ортостатическая проба. Ортостатическая проба - это разница величин пульса утром в положении лежа и стоя. Методика очень проста: утром, проснувшись и не вставая с постели, после 2 -3 минут спокойного лежания определить частоту пульса за минуту. Спокойно, без резких движений, поднявшись с постели и постояв 2 - 3 минуты, определить пульс за минуту стоя.

2.2 Результаты исследования

В начале нашего исследования была изучена литература по данному вопросу, все полученные данные были оформлены в первом разделе данной дипломной работы.

На втором этапе исследования были подобраны две группы школьников, в одну из которых входили школьники, длительное время занимающиеся спортивным ориентированием, другие же ребята не участвовали в кружковой работе по спортивному ориентированию. После этого у обеих исследуемых групп были проведены замеры показателей, используя Гарвардский степ - тест и ортостатическую пробу. Эти результаты были занесены в специальные таблицы. Подобные тесты у этих же исследуемых групп были взяты и в сентябре (см. табл. 1,2,3,4)

Таблица 1. Результаты ИГТС у школьников, занимающихся спортивным ориентированием

Фамилия

май 2007

сентябрь 2007

Лапин С

69

71

Коробицин П

51

53

Зеленцова К

69

73

Зиннатулин В

59

68

Пигульский Э

68

68

Рычков В

70

73

Зайцев М

62

61

Новоселова К

68

70

Леднева Г

63

64

Соболев Р

69

73

Таблица 2. Результаты ИГТС у школьников, не занимающихся спортивным ориентированием

Фамилия

май 2007

сентябрь 2007

Новоселов С

51

52

Ярышев С

53

53

Харинский В

58

59

Коротина Л

54

55

Силинский М

52

51

Баландин А

49

50

Козицин Е

47

48

Гридина К

51

50

Лепехин А

44

46

Мезенев Д

49

47

По результатам Гарвардского степ - теста можно увидеть что ИГТС у занимающихся спортивным ориентированием, после проведения специальной физической подготовки повысилась с уровня «ниже средней» до уровня «средней», а у не занимающихся ИГТС осталась такой же т. е. «плохая». А у одного из испытуемых повысилась до уровня «ниже средней». Это свидетельствует о положительном влиянии тренировок по спортивному ориентированию на развитие выносливости.

По результатам проведения ортостатической пробы, мы получили следующие результаты:

Таблица 3.Результаты ортостатической пробы у школьников, занимающихся спортивным ориентированием

Фамилия

май 2007

сентябрь 2007

Лапин С

6

4

Коробицин П

8

6

Зеленцова К

8

6

Зиннатулин В

6

6

Пигульский Э

6

6

Рычков В

8

6

Зайцев М

6

4

Новоселова К

8

6

Леднева Г

8

6

Соболев Р

8

6

Таблица 4.Результаты ортостатической пробы у школьников, не занимающихся спортивным ориентированием

Фамилия

май 2007

сентябрь 2007

Новоселов С

6

6

Ярышев С

8

8

Харинский В

8

8

Коротина Л

8

6

Силинский М

8

8

Баландин А

12

8

Козицин Е

6

6

Гридина К

8

8

Лепехин А

12

12

Мезенев Д

6

6

Оценка результатов ортостатической пробы

4 уд/мин - спортсмен готов к любым нагрузкам, можно работать над качеством скорости;

6 уд/мин - восстановление хорошее, лучше работать над силовой и скоростной выносливостью;

8 уд/мин - наблюдается недовосстановление, лучше работать над выносливостью;

12 уд/мин - за этой чертой необходимы мероприятия по восстановлению (снижение нагрузки, восстановительный кросс).

По результатам ортостатической пробы можно наблюдать что испытуемые, которые занимались специальной физической подготовкой стали более выносливее, им стало легче переносить длительные физические нагрузки, восстановление организма стало более быстрым. Результаты не занимающейся группы остались на том же уровне при котором после длительно физической нагрузки наблюдалось недовосстановление и уровень выносливости остался на низком уровне.

Таким образом, нам удалось доказать важное значение специальной физической подготовки у спортсменов - ориентировщиков. Кроме этого, было доказано что данные тренировки оказывают положительный эффект на развитие выносливости, как одного из главнейших физических качеств, необходимых в спортивном ориентировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы по изученной теме, хочется сказать, что рассмотрев интересующий вопрос в различных источниках информации, можно придти к определенным выводам и сформулировать основные принципы занятий спортивным ориентированием.

Во-первых, решается самая главная задача обучения современных школьников - это применение здоровьесберегающих методик, которые оказывают положительное влияние на формирование растущего организма в целом и отдельных систем в частности.

Во-вторых, применение этой системы не требует никаких солидных денежных вливаний в большой зависимости от постоянного финансирования.

Ну и в-третьих, специалистами этой области занятий физической культуры доказано положительное влияние спортивного ориентирования на организм человека, в частности на развитие выносливости.

В ходе нашего исследования были проведены методики, позволяющие на конкретных примерах показать позитивное влияние спортивного ориентирования на организм, и были выработаны конкретные рекомендации по их активному применению в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.

Результаты нашего исследования показали, что выносливость является одним из важнейших физических качеств, необходимых спортсменам - ориентировщикам для участия в различного рода соревнованиях.

Кроме этого, в ходе проведенных исследований и методик, удалось доказать, что специальные тренировки оказывают положительное влияние на развитие выносливости. Данные, приведенные в этой работе нашли конкретное подтверждение и могут служить доказательством важности применения специальной тренировки в выработке выносливости спортсменов - ориентировщиков.

Список используемой литературы

1. Вяткин Л.А.,Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование. М.,2001

2. Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М.,1974.

3. Иванов ЕИ., Колесников А.А. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск, 1973.

4. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., 1971.

5. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М 1968.

6. Васильева В.В Физиология человека. М 1973

7. Васильева Г.Н. О тактике соревнований по спортивному ориентированию. «Теория и практика физкультуры» 1963, О методах анализа результатов в беге с ориентированием. 1965, Планирование тренировки спортсменов- ориентировщиков в годичном тренировочном цикле. 1969, экспериментальное исследование некоторых вопросов методики тренировки в беге с ориентированием., 1972.

8.Волков Н. И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. 1974.

9. Воробьев А.Н. Очерки о физиологии и спортивной тренировке. М.,1971

10. Гепецкий Н., Якубович В. Бег с картой. Кишенев.,1969.

11. Герои Е. Дифференцирование психологических проблем спортивной тренировки. 1972.

12. Гилмор Г. Бег к вершинам мастерства. М.,1968.

13.Гиссен Л.Д. психорегулирующая тренировка.М.,1970.

14. Елаховский С.Б. Победить себя. «Турист», 1969

15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1966.

16. Зубков Е.И. Пути преодоления трудностей в ориентировании. М., 1971

17. Иванов С.А. Ориентирование на местности как вид спорта.М., 1970.

18 .Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков - разрядников. М., 1984.

19. Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М., 1990.

20. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., 1985.

21. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта. М.,2004.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.