Введение в специализацию: "Теория и методика гандбола"
3 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ: "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА" г. Омск 2008 год Содержание: 1. Цель и задачи изучения дисциплины 2. Содержание дисциплины 3. Самостоятельная работа 4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов 5. Учебная практика 6. Зачетные и экзаменационные требования Список литературы 1. Цель и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по гандболу, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области теории и методики избранного вида спорта. Задачи изучения дисциплины: 1. Изучить вопросы теории гандбола. 2. Изучить методику обучения технике и тактике гандбола. 3. Изучить основные приемы техники игры и тактические действия в гандболе. 4. Овладеть практическими навыками судейства соревнований. 5. Научиться проводить занятия по гандболу с различными контингентами занимающихся. 6. Овладеть навыками научно-исследовательской работы. 7. Изучить возрастные особенности организма лиц, занимающихся гандболом. 8. Научиться квалифицированно планировать учебно-тренировочный процесс гандболистов различной квалификации. 9. Изучить практику эксплуатации спортивных сооружений, технические характеристики инвентаря и оборудования. Будущий преподаватель должен уметь: 1. Составить и провести комплексы упражнений для подготовительной части занятий по гандболу. 2. Обучить выполнению приемов техники игры. 3. Обучить игроков тактическим действиям. 4. Развивать физические качества занимающихся. 5. Правильно планировать и регулировать нагрузку. 6. Вести врачебно-педагогический контроль. Занятия проводятся в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. Учет успеваемости ведется в форме экзаменов, зачетов и промежуточной аттестации. По окончании обучения студент защищает выпускную квалификационную работу и сдает государственный экзамен по теории и методике специализации. 2. Содержание дисциплины Согласно учебному плану весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «гандбол». На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня. Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам. Программа 1 курса предусматривает изучение следующего материала: 1. Введение в предмет. Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Требования, предъявляемые к будущему специалисту. 2. История развития гандбола. Зарождение игры. Развитие игры в Европе. Зарождение игры в России, ее развитие до 1941 года. Развитие игры после 1945 года. Гандбол на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. 3. Правила игры в гандбол. Эволюция правил игры. Действующие правила. 4. Методика судейства соревнований по гандболу. Состав судейской бригады. Обязанности судей и их взаимодействие. Судейская терминология и жестикуляция. Судейская документация. 5. НИР в спортивных играх. Цель и задачи НИР. Требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам. Методы научных исследований. 6. Техника игры в гандбол. Определение понятия техники игры. Классификация приемов техники игры. Характеристика приемов техники игры в защите и нападении. Понятия рациональной и вариативной. 7. Тактика игры в гандбол. Определение понятия тактики игры. Классификация тактических действий. Расстановка игроков на площадке в защите и нападении. Виды и системы защиты и нападения. Характеристика современной тактики игры. 8. Физические качества гандболиста. Определение понятий: сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость, гибкость. Обоснование необходимости развития физических качеств. Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой гандбола. 9. Площадки, оборудование и инвентарь для занятий гандболом. Характеристика спортивных залов и открытых площадок. Характеристика оборудования и инвентаря. Основные санитарно-гигиенические требования к местам тренировок и соревнований. 10. Организация и проведение соревнований по гандболу. Значение соревнований в процессе подготовки гандболистов. Виды соревнований. Планирование соревнований. Системы розыгрыша. Документы для проведения соревнований. 11. Средства и методы обучения технике и тактике в гандболе. Характеристика процесса обучения технике и тактике. Общие принципы обучения. Характеристика средств и методов обучения. 12. Современное состояние игры в гандбол. Итоги крупнейших соревнований за последние годы в мире и в России. Характеристика игры сильнейших команд. Характеристика и перспективы развития современной техники и тактики игры. 13. Средства и методы развития физических качеств гандболистов. Характеристика процесса развития физических качеств. Особенности развития различных физических качеств. Характеристика и методы развития физических качеств. 14. Технические средства для обучения и тренировки в гандболе. Методические подходы к использованию технических средств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе. Тренажеры для физической подготовки. Тренажеры для обучения и совершенствования технико-тактических действий. 15. Физическая подготовка гандболиста. Понятия общей и специальной физической подготовки. Методика развития физических качеств. Средства физической подготовки. Высокий уровень развития специальных физических качеств - основа современного гандбола. 16. Техническая подготовка гандболистов. Понятия технической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Взаимосвязь с другими видами подготовки. Значение технической подготовки для успеха игровой деятельности. 17. Тактическая подготовка гандболистов. Понятие тактической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Последовательность обучения тактическим действиям. Взаимосвязь с другими видами подготовки. 18. Психологическая подготовка гандболистов. Понятие психологической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Воспитание морально-волевых качеств - необходимое условие подготовки гандболистов. 19. Теоретическая подготовка гандболистов. Понятие теоретической подготовки, ее место в процессе обучения и тренировке. Теоретическая подготовка на различных этапах обучения и тренировки. Формы занятий по теоретической подготовке. Содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации. 20. Игровая подготовка гандболистов. Место игровой подготовки в процессе обучения и тренировке, ее цель и задачи. Игровая подготовка как средство оценки готовности к соревнованиям. Значение игр для тренировки высококвалифицированных гандболистов. 21. Взаимосвязь видов подготовки в гандболе. Зависимость эффективности технической и тактической подготовки от физической подготовленности занимающихся. Зависимость эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов от уровня психологической подготовленности занимающихся. 22. Отбор детей для занятий гандболом. Организация начального отбора детей. Этап первичного отбора в группах начальной подготовки. Факторы, значимые для успешного овладения навыками игры. Прогнозирование способностей детей. Комплектование учебно-тренировочных групп на основе конкурсного отбора. 23. Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки в ДЮСШ по гандболу. Комплектование групп начальной подготовки. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Специальное оборудование и инвентарь для занятий с детьми младшего возраста. 24. Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ по гандболу. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Организация учебно-тренировочного процесса с учетом загруженности детей в общеобразовательной школе. Организация спортивного класса. 25. Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования в ДЮСШ по гандболу. Комплектование групп СС на основе конкурсного отбора. Особенности развития физических качеств. Особенности технико-тактической подготовки. Ориентация учебно-тренировочного процесса на режим команд мастеров. 26. Особенности тренировки команд мастеров и сборных команд. Общие принципы и подходы к комплектованию команд. Соотношение видов подготовки в различные периоды годичного цикла. Связь тренера сборной команды с тренерами базовых команд. Контроль за подготовкой отдельных игроков и команды в целом. Научно-методическое обеспечение и врачебный контроль в процессе подготовки команд высокой квалификации 27. Методика занятий с игроками среднего и старшего возраста. Задачи, средства и методы тренировки лиц среднего и старшего возраста. Особенности работы с гандболистами старших возрастных групп. Учет возрастных изменений в организме занимающихся в процессе работы с ними. 28. Методика занятий с женскими командами. Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий гандболом на женский организм. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в женских командах. 29. Руководство командой на соревнованиях. Значение правильного руководства командой в период соревнований. Подготовка к предстоящим соревнованиям. Наблюдение и анализ игр соперников. Составление общей стратегии соревнований, плана отдельной игры. Модельная тренировка перед предстоящей игрой. Установка на игру, разбор игры. Руководство командой в процессе игры. 30. Организация, планирование и учет тренировки гандболистов. Значение планирования и учета спортивной тренировки. Виды планировании. Командный и индивидуальные планы спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Документы планирования и учета. Педагогический контроль и его значение. 31. Государственные органы и общественные организации, руководящие работой по развитию гандбола. Содержание деятельности федеральных и территориальных исполнительных органов государственной власти по регулированию деятельности в гандболе. Содержание деятельности общественных организаций по управлению и развитию гандбола. Руководство проведением соревнований по гандболу. 32. Научно-исследовательская работа. Таблица 1 Распределение часов по видам занятий |
№ п/п | Виды занятий | Курсы | Всего: | | | | I | II | III | IV | V | | | 1. | Лекции | 20 | 16 | 22 | 16 | 18 | 80 | | 2. | Семинарские занятия | 26 | 18 | 18 | 16 | 10 | 78 | | 3. | Методические занятия | 12 | 30 | 14 | 40 | 16 | 116 | | 4. | Практические занятия | 44 | 32 | 38 | 26 | 2 | 98 | | 5. | Учебная практика | 16 | 24 | 28 | 20 | 20 | 98 | | 6. | Зачеты, экзамены | 2 сем. зач. | 4 сем. зач. | 6 сем. зач. | 8 сем. экз. | 10 сем. экз. | | | 7. | Курсовая работа | 5 семестр | | 8. | Выпускная работа | | | | | гос.экз. | | | | ИТОГО: | 120 | 120 | 120 | 120 | 60 | 540 | | |
Страницы: 1, 2
|