p align="left">Будущий бегун на стадии начальной подготовки редко тренируется целенаправленно. Развитие физических качеств, физиологических возможностей происходит в основном под воздействием естественных факторов: условий жизни (сельская местность, маленький город, "спальный" район большого города), особенностей семейного воспитания (физический труд, поощрение занятий спортом со стороны родителей), возможностей реализации двигательных потребностей и т.п. В конечном итоге, для тренера вовсе неважно, как его ученик достиг хорошего уровня развития физических качеств, необходимых для данной специализации. Важно другое - чтобы организм отобранного спортсмена был готов переносить специфичные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для бегуна на средние и длинные дистанции, на последующих стадиях многолетней подготовки. [1,7,12] Таким образом, стадия начальной подготовки - создание необходимых предпосылок для будущей специализации. И неважно, был ли это правильно организованный тренировочный процесс или естественные условия. Важно, чтобы к этапу предварительной базовой подготовки будущий бегун на средние и длинные дистанции имел надежный фундамент выносливости, предпосылки для развития других необходимых качеств, желание тренироваться и соревноваться. Этап предварительной базовой подготовки. Для бегунов на средние и длинные дистанции стадия предварительной базовой подготовки начинается в возрасте 15 - 18 лет и заканчивается к 19 - 22 годам (с учетом индивидуальных возможностей, темпов роста мастерства, возраста начала занятий). Основные целевые установки: создать предпосылки для исключительно напряженной тренировки и соревновательной деятельности в будущем; укрепить здоровье; обеспечить разностороннее развитие физических возможностей; сформировать функциональный и психологический потенциал; выработать разнообразные двигательные навыки; освоить основные техники и тактики. Способ достижения основных целевых установок: формирование устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности; экспериментальная проверка средств и методов тренировки для выбора оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных особенностей; выбор оптимальных способов мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности; организация разнообразной соревновательной деятельности: бегуны должны соревноваться на основной, смежных дистанциях и в эстафетах, как на стадионе и в манежах, так и на пересеченной местности и шоссе; выработка специальных физических качеств функциональной подготовленности и двигательных возможностей, характерных для специализации. Этап специализированной базовой подготовки. Этап специализированной базовой подготовки начинается с 19 - 22 лет и заканчивается к 24 - 27 годам. Основные целевые установки: окончательно сформировать "облик бегуна", развив до должного уровня все необходимые качества, характерные для специализации; экспериментально подобрать оптимальные средства и методы подготовки с учетом индивидуальных особенностей. Способы достижения основных целевых установок: поддержание устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности; окончательный выбор индивидуальных форм разносторонней подготовки; организация разнообразной соревновательной деятельности; совершенствование физической и функциональной подготовленности до высокого уровня (естественное физическое развитие к этому времени полностью заканчивается и поэтому спортсмены способны переносить самые напряженные нагрузки); овладение техническим и тактическим мастерством; внимательный учет индивидуальных особенностей при выполнении напряженных нагрузок; укрепление здоровья. [1,7,12] Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей начинается с 24 - 27 лет и заканчивается к 28 - 30 годам. [1,7,12] Основные целевые установки: полностью реализовать максимальные индивидуальные возможности; бережно расходовать физический, функциональный и психологический потенциал, стараясь максимально долго выступать на самом высоком уровне. Способы достижения основных целевых установок: построение тренировочного процесса с направленностью на достижение максимальных результатов на избранной дистанции; значительное увеличение доли средств специальной подготовки; активизация соревновательной практики; применение тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов: суммарные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки должны достигнуть максимума; обязательное использование подготовки в среднегорье и высокогорье; обеспечение сильной мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности; сохранение здоровья, состояние которого лимитирует соревновательную деятельность: у спортсменов появляется большое количество травм, которые часто переходят в хроническую форму. Этап сохранения спортивных достижений. Основные целевые установки: продлить спортивную биографию; реализовать возможности на основе предшествующего опыта тренировочной и соревновательной деятельности. Способы достижения основных целевых установок: построение тренировочного процесса сугубо индивидуально с использованием только апробированных средств и методов, которые в наибольшей степени способствуют сохранению спортивных результатов; уменьшение количества соревнований, в которых выступает спортсмен; увеличение интервалов между соревнованиями; сокращение мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности как можно более длительное время: решение об окончании спортивной карьеры необходимо принимать индивидуально, ведь часто состояние здоровья и уровень подготовленности позволяют некоторым спортсменам выступать в соревнованиях до 35 - 40 лет. [1,7,12,17] К числу важнейших тенденций современной системы спортивной тренировки в беге на средние и длинные дистанции относится пять видов подготовки спортсменов, которые надо развивать. 2.3. Виды подготовки бегунов на протяжении многолетнего тренировочного процессаТактическая подготовка. Существует много понятий, которые определяют тактику: Организованные действия для осуществления намеченного плана. Способ добиться решения оперативных задач. Искусство ведения борьбы. Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. Практический метод, используя который выполняют поставленные задачи. Для обеспечения общей тактической подготовленности следует: - программировать варианты технико-тактических действий и упражняться в них, стремясь выработать для каждого легкоатлета наиболее целесообразную манеру ведения спортивной борьбы; - повышать уровень технической подготовленности спортсменов, развивать их двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида легкой атлетики. Особое внимание обратить на развитие ловкости, чувство времени, чувство пространства; - развивать наблюдательность, способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предвосхищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующих данному моменту; - обучать спортсменов психологическому воздействию на соперника путем демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям; - моделировать разнообразные тактические приемы в условиях тренировочных занятиях, отрабатывая их в соревнованиях вспомогательного характера; - применять промежуточное финиширование ускорения, отдалять конец дистанции; - решать технико-тактические задачи в состоянии утомления. Проигрыш в соревнованиях, где состязаются одинаковые по силам атлеты, всегда бывает следствием неадекватной тактики. Бегуны часто стартуют, не имея "домашних" тактических заготовок. В ходе соревнований они не могут противостоять порой даже менее опытным спортсменам. [1,7,12] Психологическая подготовка. Бегун, который выходит на старт, должен быть психологически готовым к соревнованиям, иметь боевой настрой, поскольку борьба предстоит не только с соперниками, но и самим собой. Атлет должен уметь бороться со своими слабостями. Только победив себя, можно добиться успеха в спортивной борьбе с противниками. [1,7,12,17] Бег - это средство саморазвития и самовоспитания, и атлет никогда не должен забыть об этом. Настоящий спортсмен способен бороться с самим собой, со своими недостатками. Тренер должен научить его: преодолевать чувство страха; концентрировать внимание на своих действиях; принимать быстрые решения; верить в свои силы. Самостоятельно преодолевая постоянно возникающие трудности, бегун быстрее повысит тренированность, овладеет тактикой, освоит технику, добьется высоких результатов. Самостоятельность способствует формированию характера, развитию личностных качеств. Техническая подготовка. Тактика совершенствуется только в соревнованиях. А вот техническое мастерство трудно улучшать в условиях соперничества, поскольку скорость выполнения соревновательного упражнения выше "контролируемой". В условиях соревнований проводится тестирование технической подготовки, и тренеру становится понятно, над чем еще стоит поработать. Такая обратная связь осуществляется постоянно на протяжении всей спортивной жизни бегуна, поскольку нет предела совершенствованию. [1,18] Задача состоит в том, чтобы развивать у своего ученика не только чувство движения, но и другие производные от него: чувство скорости, величины усилия, чувство дистанции, чувство противника или партнера. Рациональная техника зависит от ряда факторов, причем некоторые из них не в силах изменить ни один человек. Это рост, длину конечностей, морфологическое строение суставов и некоторые другие конституционные особенности. Техника - это "предмет", который довольно быстро ломается, если ей не уделять постоянного внимания, не закреплять ее в каждой пробежке. Вообще же можно по пальцам пересчитать тренеров, чьи ученики владеют хорошей техникой бега, сохраняя при этом индивидуальные стилевые особенности. В спорте используется один и двух методов обучения технике: целостный и расчлененный. Целостный метод состоит в том, что движения выполняются целостно, то есть в Ом виде, в каком это делается на соревнованиях. Для обеспечения контроля за правильностью выполнения элементов техники следует снизить интенсивность движений. В расчлененном методе обучение технике осуществляется поэлементно. В беге невозможно вычленить отдельные элементы. Для облегчения работы над техникой бега следует искать другие пути расчленения. Например, последовательно совершенствовать отдельные подсистемы технического мастерства. [1,7] Вот возможная иллюстрация того, в какой последовательности следует совершенствовать отдельные подсистемы в технике бега на средние и длинные дистанции: осанка (положение туловища, плеч, таза, головы); движение ног; движение рук; бег по прямой; бег на поворотах; высокий старт и стартовый разгон; переход от стартового разгона к бегу по дистанции; бег при выходе с поворота на прямую часть дорожки; бег на финишном отрезке. Каждую из выделенных подсистем с самого начала желательно выполнять с усилиями, размахом, быстротой, силой и ритмом, характерными для этих действий в целостном движении. Техника бега может считаться усвоенной только тогда, когда бегун способен сохранять правильность движений в большом количестве повторений варьируя интенсивность выполнения от очень низких до предельно высоких. Иначе говоря, прогресс в овладении техникой достигается в том случае, если спортсмен научится сохранять правильную структуру движений и контроль над ними при их выполнении с вариативными и контрастными усилиями. Конечную оценку о стабильности техники можно сделать только в ходе соревнования. Часто на тренировке все получается, а в состязательной борьбе с соперниками ученик "ломается": его техника становится неузнаваемой. [6] Теоретическая подготовка. Повышение теоретической подготовленности легкоатлета способствует возникновению у него постоянного интереса к занятиям. Теоретическая подготовка начинается с первых тренировок и продолжается весь период занятий спортом. Источниками знаний служит личный опыт тренера, опыт выдающихся спортсменов, научно-методическая литература.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|