Здоровье студента |
правление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма. В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы студент как можно больше придерживался природных ритмов.Одна из быстроразвивающихся наук XX века биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70. .3. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Фактологические материалы, приводимые в докторской диссертации К.К. Кардялиса, свидетельствуют, что начиная с 5-го класса средней школы физкультурная и спортивная активность учащихся ежегодно ухудшается, становясь почти нулевой в старших классах. По данным ВНИИФКа, почти 80% старшеклассников страны выразили отрицательное отношение к урокам физкультуры Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с..В годы обучения в высших учебных заведениях интерес к физическим упражнениям и физическому совершенствованию у студентов занимает низкое место в общей системе жизненных ценностей.Методика исследования. Для проведения эксперимента были организованы контрольная и экспериментальная группы.В контрольной группе занятия проводили по общепринятой методике, а в экспериментальной - по разработанной нами методике, в которой преобладали игровой и соревновательный методы и специальные упражнения на расслабление.Для определения эффективности разработанной методики в конце каждого месяца проводились тестирования.Контроль за общей физической подготовленностью осуществля ли с помощью следующих тестов: прыжок в длину с места, челночный бег 4х10 м, подтягивание; функциональные показатели: максимальное потребление кислорода (МПК), артериальное давление, устойчивость к стрессам, порог анаэробного обмена (ПАНО), психологические показатели по методике А. Уэсамана и Ю. Риксмана (тревожность - спокойствие, усталость - энергичность, подавленность - приподнятость, беспокойность - уверенность), проводимость нервной системы по времени прохождения змейки, количество ударов за 15 с.|
Тесты | Контрольная группа | Экспериментальная группа | | | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | | Артериальное давление, max/% | 125,2 100 | 125,45 100,1 | 127,35 101,6 | 122,15 97,5 | - | 119,7 100 | 121,6 101,5 | 123,8 103,2 | 119,5 99,8 | | | Артериальное давление, min / % | 72,1 100 | 68,4 94,8 | 67,8 94 | 68,2 94,6 | - | 70,4 100 | 66,3 94,1 | 74,3 105,5 | 67,1 95,3 | | | Устойчивость к стрессам, бал. / % | 85,5 100 | 86,5 101,1 | 86,38 101 | 84,46 98,7 | - | 84,8 100 | 87,6 103,3 | 83,5 98,4 | 83,9 98,9 | - | | МПК, мл/% | 38,93 100 | 39,4 101,2 | 39,67 101,9 | 39,36 98,5 | - | 37,83 100 | 37,13 98,4 | 37,53 99,2 | 36,74 97,1 | - | | ПАНО резерв, % | 132 100 | 133,13 100,8 | 134,38 101,8 | 133,4 101 | - | 150 100 | 151,28 100,85 | 151,7 101,13 | 149,5 99,6 | - | | Челночный бег 4х10 м, с/% | 11,69 100 | 10,57 109,6 | 10,53 110 | 10,85 107,2 | 11,06 105,4 | 11,79 100 | 11,31 104,1 | 10,53 108,7 | 10,98 105,9 | 11,13 105,6 | | Прыжок в длину, м/% | 2,18 100 | 2,34 107,3 | 2,42 111 | 2,27 104,1 | 2,42 111 | 2,18 100 | 2,31 105,9 | 2,25 103,2 | 2,25 103,2 | 2,35 107,7 | | Подтягивание, колич./% | 9 100 | 8,8 98,6 | 10,09 112,1 | 8,3 92,2 | 10,75 119,4 | 10,42 100 | 10,38 99,6 | 11,2 107,4 | 9,18 88 | 11,27 108,16 | | Тревожность - спокойствие, бал. / % | 6,6 100 | 6,25 94,7 | 6,15 93,18 | 6,95 105,3 | 6,6 100 | 6,64 100 | 6,68 100,6 | 6 90,3 | 6,64 100 | 6,64 100 | | Усталость - энергичность, бал./ % | 6,77 100 | 6,5 96 | 5,65 83,45 | 6,9 101,9 | 5,45 80,5 | 5,88 100 | 6,81 112,8 | 6,86 116,6 | 6,76 114,9 | 6,41 109 | | Подавленность - приподнятость, бал./ % | 6,83 100 | 6,3 92,2 | 5,75 84,18 | 6,15 90,04 | 5,8 84,9 | 6,47 100 | 6,87 106,1 | 6,85 105,8 | 6,76 104,4 | 6,47 100 | | Беспокойность - уверенность, бал./ % | 6,88 100 | 6,9 100,29 | 6,5 94,47 | 6,95 101 | 6,55 95,2 | 7 100 | 7,62 108,8 | 7,2 102,8 | 7 100 | 7,27 103,8 | | Общее, бал. / % | 27,1 100 | 25,6 94,46 | 24,05 88,74 | 27 99,63 | 24,4 90 | 26,1 100 | 28 107,2 | 27,2 104,2 | 27,1 103,8 | 26,64 102 | | Змейка, с/% | 23,84 100 | 22,35 106,35 | 21,35 110,5 | 16,8 129,4 | 17 128,7 | 19,7 100 | 14,18 128,4 | 13,5 131,9 | 11,27 143,1 | 84 157,4 | | Змейка, колич./% | 36,9 100 | 37,15 99,3 | 35,8 103 | 32,6 111,7 | 30,8 116,6 | 34,7 100 | 25,6 126,3 | 25,4 126,9 | 25,29 127,2 | 18,2 147,6 | | Пульс за 15 с, колич./% | 87,4 100 | 85 97,1 | 93,65 107,1 | 100,5 115 | 97,15 111,1 | 95,1 100 | 93,81 98,6 | 88,6 93,1 | 96,58 101,5 | 100,3 105,4 | | | Результаты эксперимента и их обсуждение. За время эксперимента было проведено четыре обследования. Полученные результаты представлены в таблице.Исследование показало, что применение специальной методики в учебном процессе по физическому воспитанию способствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе.Показатели "усталость - энергичность" в экспериментальной группе повысились в ноябре (на 15%), декабре (на 16%) и феврале (на 14,9%), "подавленность-приподнятость" соответственно на 6,1; 5,8; 4,4%, "беспокойность - уверенность" - на 8,8; 2,8%.В показателях нервной системы отмечены такие же изменения. Время прохождения змейки повысилось на 28,4; 31,9; 43,1%; количество касаний во время прохождения змейки - на 26,3; 26,9; 27,2%.Прирост показателей общей физической подготовленности в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. За три месяца время преодоления дистанции челночного бега в контрольной группе изменилось на 9,6; 10; 7,2%, а в экспериментальной - на 4,1; 8,7; 5,9%; прыжок в длину соответственно в контрольной группе - на 7,3; 11; 4,1%, а в экспериментальной - на 5,9; 3,2; 3,2%.Своеобразна динамика артериального давления и функциональных показателей. Анализ данных показал, что в обеих группах произо-шли незначительные изменения.В экспериментальной группе обнаружен более высокий прирост психологических показателей и изменения проводимости нервной системы, а в контрольной - показателей общей физической подготовленности.Таким образом, можно констатировать, что целенаправленный подбор форм, средств и педагогических приемов физического воспитания во время проведения уроков по физической культуре способствует снятию психологического стресса и подъему эмоционального состояния Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59 .ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа своим здоровьем надо следить. Болеть в общежитии не приятно. Во-первых, при болезни человек не очень хорошо выгладит (особенно важно для девочек). Во-вторых, не больно-то кому-нибудь захочется за Вами ухаживать во время болезни. В-третьих, Вы пропускаете занятия и, почти наверняка, заимеете проблемы с учебой. Наконец, чтобы проблем не возникло хотя бы с посещаемостью, Вам придется брать у врача справку, которую дают лишь на три дня, включая день, когда Вы ее взяли, и которую надо по истечении этих трех дней (а именно в третий из этих дней) закрывать или продлять у врача. Таким образом два из трех дней больной должен просидеть в очереди ко врачу, что совсем уж противно.Постарайтесь не сидеть и не лежать (не спать!) на сквозняке. Если Ваша кровать под окном, то заклейте рамы, чтобы не дуло. Всем придется согласиться не открывать форточку на ночь, если на кого-то дует во время сна, и лечь по-другому не удается. Не ходите в непросохшей одежде или с мокрой вымытой головой. Не ходите в дождь или в холод одетыми "не по сезону". Никакого геройства в этом нет, а посиневший от холода нос - не лучшее Ваше украшение.Во время эпидемий (гриппа) ограничьте круг общения. Постарайтесь не пересекаться с больными. Для профилактики заражения можно каждые 2-3 часа пожевать несколько кусочков сушеного корня аира (продается в аптеке). Не отлынивайте от противогриппозных прививок, если такие будут делать в ВУЗе.Питайтесь правильно - обязательно горячее не меньше двух раз в день, обязательно раз в день суп. Мойте руки и следите за чистотой.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70. 2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59 3. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.4. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.5. Физическая культура для студентов /Под ред. П.Д. Рябчиков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Страницы: 1, 2
|
|