Значение гимнастики в физическом воспитании
3 ГимнастикаОглавление Введение 1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания 2. Виды гимнастики и их классификация 2.1. Общеразвивающие вид гимнастики 2.2. Спортивные виды гимнастики 2.3. Прикладные виды гимнастики Заключение Список использованной литературы ВведениеГимнастика на современном этапе сло-жилась как стройная система методов и средств, направлен-ных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматрива-ющими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:- определить место гимнастики в системе физического воспитания;- рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;- изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;- проанализировать значение прикладных видов гимнастики.1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитанияТермин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занима-лись дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исто-рических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспита-ния людей и занимает в ней важное место. Она по-пулярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, да-же очень сложными, упражнениями, которые есть в современ-ной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любо-му человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наря-ду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занима-ются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, кол-лективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художест-венной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со-вершенство.1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правиль-ной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гиб-кости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выра-зительности движений; вооружать учащихся знаниями, уме-ниями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.3. Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, на-стойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициатив-ности». Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2-3.2. Виды гимнастики и их классификация Все великое много-образие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и при-кладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными зада-чами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе -- с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной тео-рии и методики ее практического применения. Существующие ныне виды гимнастики отличаются частны-ми целями и задачами, специфическими упражнениями и ме-тодическими приемами. 2.1. Общеразвивающие вид гимнастики К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая. «Основная гимнастика направлена на всестороннее разви-тие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упраж-нения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических сна-рядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки». Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М.: Педагогика, 1980. - с. 104. Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд раз-новидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся. Основная гимнастика для детей дошкольно-го возраста (3--7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укреп-ление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выра-ботка первоначальных навыков личной и общественной гиги-ены. Учитель должен учитывать физические возможности де-тей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития ра-стущего организма. В связи с особенностями развития скеле-та, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений--общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, рав-новесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки органи-зованного поведения в коллективе. Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практиче-ской деятельности. Наряду с урочной формой в школьном режиме дня преду-смотрена гимнастика до занятий. Цель ее -- организовать уча-щихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям. В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст под-разделяется на три периода: а) младший школьный возраст--от 7 до 9 лет (I-- III классы); б) средний школьный возраст--от 10 до 14 лет (IV-- VIII классы); в) старший школьный возраст--от 15 до 16 лет (IX-- Х классы). В каждой из этих возрастных групп используются различ-ные средства и методы физического воспитания. Атлетической гимна-стикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она раз-вивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость. «Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие уп-ражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, на-бивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, ган-тели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на сту-ле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах мас-сового типа и гимнастических снарядах. В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая». Палыга В.Д. Гимнастика. - М.: Просвещение, 1982. - с. 26. Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражне-ниями без предметов. Упражнения для развития силы и уве-личения объема мускулов должны сочетаться с упражнения-ми, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения -- с бегом на короткие и длинные дистанции. Цель гигиенической гимнастики -- укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигие-ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работ-никам умственного и физического труда. В состав гигиениче-ской гимнастики входят физические упражнения, водные про-цедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь мето-дической литературой, советами учителя и указаниями, ко-торыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по ра-дио и телевидению. Если ею заниматься систематически, она приносит боль-шую пользу -- укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибко-сти тела, формированию и сохранению правильной осанки, по-вышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы. В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики -- индивидуальная и групповая. Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых, доступных каждому, физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руковод-ством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, шко-лах, вузах, воинских частях, общежитиях и т. д. В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие уп-ражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, фор-мирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организ-ма в целом. Упражнения гигиенической гимнастики методически оформ-ляются в виде комплексов из 5--6 упражнений, каждое из ко-торых повторяется несколько раз. Изменение количества пов-торений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся. 2.2. Спортивные виды гимнастики К спортивным видам гим-настики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой попу-лярностью в нашей стране и за рубежом. «Спортивная гимнастика является наиболее массо-вым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчер-паемое число постоянно новых и интересных упражнений де-лают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвиже-ние вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,-- все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера. Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высо-кой степени совершенства, технику исполнения -- до уровня мастерства». Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 6. Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражне-ния, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское -- вольные упражнения, упраж-нения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований -- Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, уни-версиад.
Страницы: 1, 2
|