на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Значение гимнастики в физическом воспитании

Значение гимнастики в физическом воспитании

3

Гимнастика

Оглавление

Введение

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

2. Виды гимнастики и их классификация

2.1. Общеразвивающие вид гимнастики

2.2. Спортивные виды гимнастики

2.3. Прикладные виды гимнастики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Гимнастика на современном этапе сло-жилась как стройная система методов и средств, направлен-ных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматрива-ющими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- определить место гимнастики в системе физического воспитания;

- рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;

- изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;

- проанализировать значение прикладных видов гимнастики.

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занима-лись дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исто-рических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспита-ния людей и занимает в ней важное место. Она по-пулярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, да-же очень сложными, упражнениями, которые есть в современ-ной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любо-му человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наря-ду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занима-ются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, кол-лективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художест-венной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со-вершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правиль-ной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гиб-кости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выра-зительности движений; вооружать учащихся знаниями, уме-ниями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

3. Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, на-стойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициатив-ности». Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2-3.

2. Виды гимнастики и их классификация

Все великое много-образие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и при-кладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными зада-чами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе -- с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной тео-рии и методики ее практического применения.

Существующие ныне виды гимнастики отличаются частны-ми целями и задачами, специфическими упражнениями и ме-тодическими приемами.

2.1. Общеразвивающие вид гимнастики

К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая.

«Основная гимнастика направлена на всестороннее разви-тие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упраж-нения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических сна-рядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки». Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М.: Педагогика, 1980. - с. 104.

Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд раз-новидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольно-го возраста (3--7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укреп-ление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выра-ботка первоначальных навыков личной и общественной гиги-ены.

Учитель должен учитывать физические возможности де-тей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития ра-стущего организма. В связи с особенностями развития скеле-та, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений--общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, рав-новесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки органи-зованного поведения в коллективе.

Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практиче-ской деятельности.

Наряду с урочной формой в школьном режиме дня преду-смотрена гимнастика до занятий. Цель ее -- организовать уча-щихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.

В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст под-разделяется на три периода:

а) младший школьный возраст--от 7 до 9 лет (I-- III классы);

б) средний школьный возраст--от 10 до 14 лет (IV-- VIII классы);

в) старший школьный возраст--от 15 до 16 лет (IX-- Х классы).

В каждой из этих возрастных групп используются различ-ные средства и методы физического воспитания.

Атлетической гимна-стикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она раз-вивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

«Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие уп-ражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, на-бивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, ган-тели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на сту-ле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах мас-сового типа и гимнастических снарядах.

В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая». Палыга В.Д. Гимнастика. - М.: Просвещение, 1982. - с. 26.

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражне-ниями без предметов. Упражнения для развития силы и уве-личения объема мускулов должны сочетаться с упражнения-ми, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения -- с бегом на короткие и длинные дистанции.

Цель гигиенической гимнастики -- укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигие-ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работ-никам умственного и физического труда. В состав гигиениче-ской гимнастики входят физические упражнения, водные про-цедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь мето-дической литературой, советами учителя и указаниями, ко-торыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по ра-дио и телевидению.

Если ею заниматься систематически, она приносит боль-шую пользу -- укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибко-сти тела, формированию и сохранению правильной осанки, по-вышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики -- индивидуальная и групповая.

Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых, доступных каждому, физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руковод-ством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, шко-лах, вузах, воинских частях, общежитиях и т. д.

В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие уп-ражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, фор-мирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организ-ма в целом.

Упражнения гигиенической гимнастики методически оформ-ляются в виде комплексов из 5--6 упражнений, каждое из ко-торых повторяется несколько раз. Изменение количества пов-торений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.

2.2. Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гим-настики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой попу-лярностью в нашей стране и за рубежом.

«Спортивная гимнастика является наиболее массо-вым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчер-паемое число постоянно новых и интересных упражнений де-лают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвиже-ние вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,-- все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.

Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высо-кой степени совершенства, технику исполнения -- до уровня мастерства». Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 6.

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражне-ния, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское -- вольные упражнения, упраж-нения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований -- Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, уни-версиад.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.