на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Проблема организации справочно-библиографического обслуживания

сектор научно-технической информации, в котором имеются три рабочих

компьютерных места, благодаря чему любой читатель сможет быстро узнать о

наличии в библиотеке интересующей его литературы, а также где конкретно = в

абонементе или читальном зале = находится любая из 700 тысяч единиц хранения

библиотечного фонда. В перспективе планируется создание электронной

регистрационной картотеки всех читателей библиотеки, что ускорит процесс

обслуживания читателей. [25, с. 50-54]

2.2. Формирование ресурсной базы онлайнового СБО

Рассмотрено формирование онлайновой ресурсной базы как технологического

процесса справочно- библиографического обслуживания.

В настоящее время существует много проблем организации онлайнового справочно-

библиографического обслуживания (СБО). Это - формирование материально-

технической базы (наличие мощных ПК, программного обеспечения,

телекоммуникационных каналов с высокой скоростью прохождения), подбор и

обучение персонала, отработка технологии обслуживания. Важной является

комплексная проблема взаимодействия пользователей и персонала, включающая

правовое и финансовое регулирование их взаимоотношений, а также обучение

пользователей, контроль за их работой в целях обеспечения безопасности

компьютерной техники, сетей и информационных массивов. Но приоритетной стала

проблема оценки, отбора и использования онлайновых ресурсов, которые в

совокупности составляют ресурсную базу онлайнового СБО.

Основой обслуживания пользователей в процессах традиционного СБО всегда

являлась и остается "система источников справочно-библиографического поиска"

[1, c. 45], т.е. совокупность справочно-библиографических пособий, которые

используются для нахождения требуемой информации. В 1970-1980-х гг. проблеме

формирования традиционного справочно-библиографического фонда (СБФ) уделялось

достаточно много внимания, что нашло отражение в многочисленных научных

публикациях. Было постулировано, что СБФ может быть или целостным,

объединяющим все справочно-библиографические ресурсы библиотеки, или

рассредоточенным по отделам в соответствии с отраслевой специализацией, или

носить универсальный характер с дублированием целого ряда изданий в других

фондах [3, с 32-33]. Общеизвестно, что основу любого СБФ составляют

информационные и справочные издания, являющиеся базой обслуживания.

Рассмотрим, что же представляет собой ресурсная база онлайнового обслуживания.

Активное внедрение новых способов обработки информации и изменение физической

сущности части ее носителей, естественно, изменило профессиональные

представления о СБФ . Под СБФ стала пониматься "особая группа печатных и

электронных ресурсов, отобранная, приобретенная и предоставленная для доступа

пользователям в определенном месте библиотекарями справочных отделов" [3, c.

34-36]. Данное определение характерно для переходного периода превращения

"автоматизированной библиотеки" (библиотеки с автоматизированным СБА, но

фондами, в большинстве случаев состоящими из изданий на традиционных

носителях) в цифровую библиотеку (где в фондах преобладают электронные

документы).

Дальнейшее внедрение современных информационных технологий, прежде всего

сетевых, раздвинуло рамки видовой структуры ресурсной базы

автоматизированного СБО, добавив к электронным каталогам библиотек, локальным

БД, CD-ROM и DVD-ROM продуктам целый ряд онлайновых ресурсов справочного

характера. В настоящее время по данным обзора мирового рынка информационных

продуктов, проведенного в конце 1998 г., более 24 компаний и фирм,

обслуживающих библиотечную сферу, создают и распространяют около 44

специализированных онлайновых, Web-based и CD-ROM систем [4, с. 73-74]. Эти

системы активно используются при выполнении практически всех видов справок в

СБО (тематических, фактографических, адресных, библиографических уточнений и

др.). Кроме того, помимо специализированных продуктов может быть выделена

особая группа потенциальных источников справочной информации, которые все

активнее начинают использоваться в онлайновом СБО. Это веб-сайты

универсального и отраслевого характера, создаваемые учреждениями,

организациями и фирмами, для которых информационная деятельность (т.е. по

сути создание информационных ресурсов) является вторичной по отношению к их

основной деятельности: сайты крупных книжных издательств, журналов, газет,

новостийных агентств, промышленных корпораций, научных центров,

правительственных учреждений, торговых палат, музеев, спортивных клубов и

туристических фирм. Все перечисленные сайты доступны пользователям и имеют

большие возможности для выполнения оперативных запросов в СБО, в том числе

фактографического характера.

Особую группу составляют сайты, пригодные для готовых справок (ready

reference). Такие сайты хорошо организованы, снабжены системой ссылок на

известные справочные источники, традиционно используемые для выполнения

готовых справок (энциклопедии, словари, справочники, сборники цитат, адресно-

справочные материалы), например World Factbook, Britannica online и др. В

целом в качестве потенциальных источников информации могут рассматриваться

любые электронные издания, представленные в Интернет. Эффективность их

использования в СБО доказана результатами ряда исследований [5, с. 3-6].

В настоящее время специалисты идентифицируют девять видов тематических

запросов, при выполнении которых целесообразность обращения к ресурсам

Интернет подтверждена практикой: текущие события, юбилейные даты, "горячие

темы"; бизнес; правительственная и правовая информация; популярная культура:

информация о кино, телевидении, литературных бестселлерах, популярной музыке,

выставках; информация о спорте; статистика по Интернет, списки Интернет-

провайдеров, бесплатное программное обеспечение, обучающие программы;

информация адресно-справочного характера; туристическая информация;

медицинская информация просветительско-популярного характера [7, с. 69-70].

Все это делает проблему формирования и рационального использования

онлайнового СБФ весьма актуальной для библиотекарей.

Рассмотрим эту проблему более подробно.

Важно определиться, что понимается под онлайновым СБФ , каковы его функции,

структура и составные элементы. Являясь составной частью совокупного СБФ

библиотеки, онлайновый СБФ представляет собой особую группу электронных

удаленных источников информации, собранных и систематизированных в

зависимости от потребностей пользователей, доступ к которым осуществляется в

целях предоставления пользователям библиографической, фактографической и

полнотекстовой информации. Доказано [13, с. 124-125], что онлайновое

обслуживание пользователей стало одной из форм "классического" СБО и,

естественно, многие функции, в том числе и формирование источниковой базы

обслуживания, трансформируясь под влиянием внедрения информационных

технологий, остаются в структуре деятельности .

Долгие годы существовала модель распределения функций, характерная для

структуры библиотеки с четким разделением (даже некоторым

противопоставлением) функций "хранение" - "предоставление доступа". В

настоящее время функция доступа стала приоритетной. Резко возрастает

количество удаленных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в

СБО, их составляющая в СБФ также увеличивается, что ведет к перераспределению

функциональной нагрузки между подразделениями.

В таблице показано распределение функциональной ответственности между

подразделениями библиотеки при формировании как традиционного, так и

онлайнового СБФ. (см. Приложение)

Прежде чем приступить к анализу перечисленных выше этапов формирования

онлайновой ресурсной базы СБО, отметим, что проблемы, возникающие на всех

этапах технологического цикла, обусловлены сущностными особенностями

электронных ресурсов [8, с. 89]. Это - динамичность ресурсов, определяемая их

постоянной актуализацией; виртуальность, определяемая возможностями

телекоммуникационного пространства; разнообразие видовой структуры

информационных массивов справочного характера (от БД до электронных

справочников, энциклопедий, словарей); неравнозначность по объему, надежности

и достоверности; нередко эксклюзивный характер отдельных ресурсов, не имеющих

печатных и других электронных эквивалентов.

Первым этапом формирования онлайнового СБФ является идентификация ресурсов,

т.е. определение их физического наличия и местоположения в информационном

пространстве. Существуют три основных "барьера", затрудняющих проведение

данного этапа. Во-первых, как правило, идентификация затрудняется количеством

информационных ресурсов. Во-вторых, достаточно привычным стало существование

ресурсов одинакового содержания, представленных в разных форматах и под

различным программным обеспечением. И в-третьих, ограниченный срок

существования некоторых групп ресурсов также создает определенные трудности.

Успех идентификации определяется последовательностью и регулярностью

мониторинга информационного пространства. Это требует специальных навыков

персонала, его подготовки или переподготовки. Безусловно, оптимизация

деятельности невозможна без выделения дополнительного штата.

Если на этапе идентификации традиционных изданий, электронных изданий на CD-

ROM или DVD-ROM используется зарекомендовавшая себя система оповещения о

вышедших или планируемых к выходу изданий (системы "Books in Print", печатные

каталоги книготорговых фирм, БД книгоиздательств, сайты ведущих издательств и

книготорговых фирм), то при идентификации онлайновых ресурсов зачастую

приходится полагаться на опыт специалистов справочных отделов.

Весьма показателен в плане изменений этап оценки и отбора уже

идентифицированных ресурсов справочного характера. Основным принципом

комплектования документальных фондов всегда был отбор литературы,

обусловливающий качество фонда и его информационную емкость. Это может быть

полностью отнесено и к сфере формирования онлайновой ресурсной базы.

В целом процесс отбора любых электронных ресурсов значительно отличается от

отбора традиционных ресурсов и требует выработки системы специальных процедур

[10, с. 54-56]. Более высокие требования, предъявляемые к отбору онлайновых

ресурсов, обусловили необходимость проведения их тщательного анализа. В

каждой конкретной библиотеке могут применяться свои критерии оценки,

определяемые целями обслуживания, типологической принадлежностью библиотеки,

видом информационного ресурса, а также рядом других особенностей. Основным же

моментом является то, что отбор производится в соответствии с политикой

развития фондов, которая проводится каждой библиотекой достаточно

индивидуально. Применительно к нашей отечественной практике отбор онлайновых

ресурсов определяется профилем комплектования фондов, в нашем случае профилем

комплектования СБФ.

Вместе с тем существует комплекс общепринятых критериев оценки и отбора

онлайновых ресурсов, которые нельзя не упомянуть. Среди них основными

являются критерии качества ресурсов (имеется в виду их содержание, языковая

принадлежность, страна-производитель), технологически обусловленные критерии

(наличие браузеров, возможности сохранения результатов поиска, время ответа,

обновляемость, наличие обучающих программ для пользователей), бюджетно-

стоимостные критерии (вариабельность в ценовой политике производителей или

распространителей, возможности финансирования библиотекой закупки ресурса,

соответствующего оборудования и программного обеспечения) [19, с. 38-40].

Дополнительными, но чрезвычайно важными считаются лицензионные и

организационные критерии. Критерии отбора эволюционизируют, что в свою

очередь предъявляет высокие требования к персоналу, осуществляющему оценку и

отбор документов.

При отборе онлайновых ресурсов для СБФ возрастает роль справочных

подразделений. Специалисты справочных подразделений, которых в зарубежной

профессиональной литературе иногда определяют как "специалистов по

информационному доступу" (information access specialists) придерживаются ряда

критериев, набор которых может варьироваться. Это - цель использования

онлайновых БД [12, с. 66-67] рейтинг обращаемости, точность и качество

предоставляемой информации, ее цена, простота доступа, временной охват [13,

с. 146]. Перечень возможных вариантов может быть продолжен, однако,

безусловно, наиболее перспективными представляются два основных подхода при

оценке и отборе ресурсов: первый - "доступность ресурса", второй -

"используемость ресурса".

В Интернете существует большое количество бесплатных ресурсов, которые могут

использоваться в качестве элемента СБФ. Однако их поисковые возможности

зачастую ограничены либо тематикой, либо только текущим характером

предоставляемой информации [14, с. 28]. Поэтому онлайновое СБО невозможно без

использования коммерческих ресурсов. Основной проблемой на этапе комплектования

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.