эффективным методикам или алгоритмам. Так, абсолютный уровень достоверности
информации можно полу¬чить, обрабатывая информацию с доверительным и даже с
нега¬тивным уровнем достоверности.
Ценность информации характеризуется снижением уровня за¬трат ресурсов
(материалов, времени, денег) на принятие пра¬вильного решения. Ценность
информации имеет четыре уровня:
• нулевой,
• средний (сокращение уровня затрат или повышение при¬были более чем на
10%),
• высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза),
• сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).
Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую
стоимость. Нулевую ценность имеет информа¬ция, повторяющая известные
характеристики объекта управле¬ния или представляющая ненужные для принятия
решения ха¬рактеристики. Средний уровень ценности имеет информация,
создаваемая добросовестными, но потерявшими интерес к рабо¬те специалистами.
Высокую ценность представляют имитацион¬ные модели организаций, позволяющие
руководителю правиль¬но предусмотреть возможные последствия реализации при
раз¬личных вариантах решения. Сверхвысокую ценность представ¬ляет информация,
связанная с инновационными технологиями, маркетинговыми исследованиями.
Иногда сверхценная инфор¬мация имеет криминальный источник.
Насыщенность информации — это соотношение полезной и фоновой информации.
Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной (профессиональной)
информации за счет улучшения настроения, поднятия эмоционального уровня.
Фоновая информация может включать: шутки, анекдоты, сведения о материальном и
моральном стимулировании, преду¬преждение о предстоящей информации,
вспомогательную и вводную информацию. Если фоновой информации нет, то
по¬лезная оценивается человеком как «сухая» и плохо воспринима¬ется.
Выработка наилучшего соотношения полезной и фоновой информации относится к
искусству управления. Со¬временной тенденцией информационного обеспечения
процесса управления является увеличение насыщенности информации (наличие
большого количества текста, таблиц и цифр).
Открытость информации — это возможность предоставления ее различным
контингентам людей. Существует три уровня от¬крытости информации:
• секретная (государственная тайна) — отражает глобальные потребности
общества и имеет ограничения на использо¬вание.
• конфиденциальная (для служебного пользования) — от¬ражает интересы
общества, потребности группы или кол¬лектива людей. Имеет ограничения на
использование. К конфиденциальной относятся сведения о потенциале организации
(кадровом, технологическом, научном и т.п.).
• публичная (открытая) — отражает интересы общества, по¬требности и
интересы людей. Не имеет ограничений на использование.
Рассмотренные пять характеристик информации оказывают влияние друг на друга.
Корректировка одной из них влияет и на другие. Так, повышение достоверности
информации вызывает необходимость увеличения её объема и открытости.
Процесс формирования заданных характеристик информа¬ции может идти по двум
вариантам: по упреждению и по ре¬зультатам. Формирование по упреждению
требует хорошего на¬бора статистических данных, аналитических методов и
совре¬менных информационных технологий. В единую систему пере¬численные
составляющие еще не сведены. Пока лучшие резуль¬таты дает процесс
формирования требуемых характеристик ин¬формации по результатам путем
корректировок характеристик.
Особенности управленческого труда
В условиях применения современных информационных тех¬нологий можно отметить
следующие особенности управленче¬ского труда (УТ).
1. Основным предметом и продуктом УТ становится инфор¬мация. Она
постепенно переходит в категорию товара и приоб¬ретает потребительскую
стоимость.
2. Освобождается часть рабочего времени за счет ИСУ, кото¬рое на первом
этапе будет идти на расширение коммуникаций с работниками, а на втором этапе
— на работу с системой управ¬ления (методологией и механизмом управления).
3. Возрастает комфортность УТ за счет получения качествен¬ной информации и
работы с пакетами прикладных программ.
4. Руководитель выбирает из набора правильных решений лучшее на его взгляд.
5. Увеличивается стоимость результатов принятого решения. Информация в
форме управленческого решения многократно увеличивает свою стоимость,
реализуясь в материально-вещественные элементы производства.
6. Уменьшается двойственный, а то и тройственный характер работы
руководителя. Современные руководители часто совме¬щают функции
высококвалифицированных специалистов (инженеров, экономистов, врачей и
т.д.), непосредственных ор¬ганизаторов производства (менеджеров) и
руководителей менед¬жеров. Информационные системы управления организации
мо¬гут существенно сократить время, затрачиваемое руководителем на работу в
качестве специалиста.
7. Существенно уменьшается мобильность УТ. Руководитель может меньше
ездить в командировки, перемещаться по закреп¬ленным подразделениям. ИСУ
обеспечивает руководителей дос¬товерной и полной информацией о состоянии
объекта управле¬ния для принятия решения и последующей проверки его
испол¬нения. Постепенно будет идти процесс перехода к преимущест¬венно
кабинетному стилю работы. Использование ИСУ дает возможность расширить набор
форм реализации УТ. В качестве новых форм можно выделить деловые игры
(тренинга) и моде¬лирование с помощью компьютеров. Информационной основой для
новых форм являются база зна¬ний и база данных.
Организация безопасности информации
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 139), действующему с
1 января 1995г. «лица, незаконными методами получившие информацию, которая
составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные
убытки».
Информация — это интеллектуальная собственность, товар, сведения «Кто владеет
информацией — тот владеет миром», — писал У. Черчиль. По данным журнала
«Business-week» (США), утеря и хищение информации на фирме IBM за последние
10 лет оцениваются в 1 млрд. долл. упущенной прибыли.
Хорошая информация — это основное условие конкурентной способности
организации. Информация в отличие от классического товара при переда¬че ее
другому лицу остается и у продавца (в виде копий). По¬этому пропажу сразу
заметить сложно. Получение информации идет легальным (легитимным) или
криминальным путем. Регла¬мент использования информационного пространства и
защита информации от несанкционированного доступа отражены в Фе¬деральном
законе «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20
февраля 1995 г., принятом ГД РФ 25 января 1995 г.
Способы получения информации различны:
• от сотрудников: контакты, подкупы, угрозы;
• путем использования технических средств;
• кража.
Также существуют способы ее защиты:
• защита офисов и персонала (охрана);
• подбор или воспитание лояльных сотрудников (лояльность —
корректное, благожелательное отношение к чему-либо);
• создание системы защиты документооборота. Для получения и защиты
информации используются сле¬дующие технические средства.
Серьезный подход к информационному обеспечению персо¬нала компании требует
больших затрат как на получение ин¬формации, так и на ее охрану.
Особенности закона информированности-упорядоченности
Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с
персоналом, финансами, производством и др. ИСУ подчиняется действию закона
информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается
гармонич¬ное развитие всех элементов организации: системы управления,
персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами
установленного взаимодействия (взаимовлияния) — ко¬эффициентов
пропорциональности.
Формулировка закона информированности-упорядочности:
• чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней
среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования
(самосохранения).
Закон может действовать в трех вариантах.
Первый вариант: руководитель и подчиненные ни¬чего не знают о законе
информированности-упорядоченности.
Результат стихийного действия закона. Персонал будет ста¬раться собирать как
можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., не задумываясь о
ее упорядоченности и объеме. На этот процесс может уйти много финансовых
ресур¬сов, кроме того, компании могут подбросить ложную информа¬цию, которая,
несомненно, будет принята. В результате компания мо¬жет понести серьезные
убытки.
Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.
Результат действия закона. Персонал будет стараться принес¬ти руководителю
как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др. Роль
руководителя будет заключаться в про¬смотре всей информации и отборе
существенной. Это весьма, трудная работа, и руководитель может что-то важное
пропус¬тить. Если эта пропущенная информация приведет к отрицательным
результатам, то персонал во всех грехах обвинит руко¬водителя. Таким образом,
этот вариант самый тяжелый для ру¬ководителя. Лучше не знать всем, чем знать
одному.
Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе
информированности-упорядоченности.
Результат действия закона будет самым благоприятным. Все ра¬ботники в рамках
своих полномочий и ответственности собирают, обрабатывают информацию, делают
выводы и сообщают об этом заинтересованному специалисту компании. При этом
варианте «туфта» (пустая информация) или дезинформация с большой
веро¬ятностью будет опущена для дальнейшей аналитической работы.
Наличие устойчивого канала информации увеличивает веро¬ятность поступления
нужной для работника информации и при этом неопределенность ее уменьшается.
Закон требует от руководителей создания и развития источ¬ников информации,
организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передовых
информационных тех¬нологий, в том числе автоматизированных рабочих мест.
Следствие закона: информированность работника после дости¬жения ею
критического уровня переходит в его компетентность.
Руководитель, используя характеристики информации (объем, ценность,
насыщенность и достоверность), имеет воз¬можность создать первоклассный
информационный ресурс сво¬ей организации.
Заключение.
Действительно, информация является очень важным ресурсом в управленческой
деятельности на любом уровне управления (федеральный или уровень мелкой
организации).
Важным умением руководителя помимо всего прочего является его умение грамотно
и рационально распоряжаться имеющейся у него информацией, а также важно знать
и уметь отбирать только нужную информацию для анализа и использования в
процессе принятия управленческого решения.
Именно в законе информированности-упорядоченности и говорится о принципах
правильной работы с информацией в рамках управленческой деятельности. Важно,
чтобы знанием этих основных принципов обладал не какой-то один субъект
управления, а желательно, что все субъекты (и объекты) управления грамотно
строили свою работу с информацией.
Список используемой литературы.
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.:
Гардарика, 1998. – 528 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд. перераб.
И доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.
3. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.:
Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.
Страницы: 1, 2
|