на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Министерство образования РФ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Автоматики и электромеханики

Кафедра Электрические машины и аппараты

МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Реферат по дисциплине «Электрические машины»

Исполнитель

студент группы 7А91 _____________________Вакер В.С.

(подпись, дата)

Руководитель

доцент, к.т.н. _____________________Игнатович В.М..

(подпись)

_____________________

(дата)

Томск-2002

Введение.

Электрические машины постоянного тока широко применяются в различных

отраслях промышленности.

Значительное распространение электродвигателей постоянного тока

объясняется их ценными качествами: высокими пусковым, тормозным и

перегрузочным моментами, сравнительно высоким быстродействием, что важно

при реверсировании и торможении, возможностью широкого и плавного

регулирования частоты вращения.

Электродвигатели постоянного тока используют для регулируемых приводов,

например, для приводов различных станков и механизмов. Мощности этих

электродвигателей достигают сотен киловатт. В связи с автоматизацией

управления производственными процессами и механизмами расширяется область

применения маломощных двигателей постоянного тока общего применения

мощностью от единиц до сотен ватт.

Генераторы постоянного тока общего применения в настоящее время

используются реже, чем электродвигатели, поскольку значительное

распространение получают ионные и полупроводниковые преобразователи.

Электродвигатели и генераторы постоянного тока составляют значительную

часть электрооборудования летательных аппаратов, Генераторы постоянного

тока применяют в качестве источников питания; максимальная мощность их

достигает 30 КВт. Электродвигатели летательных аппаратов используют для

привода различных механизмов; мощность их имеет значительный диапазон – от

долей до десятков киловатт. На самолетах, например, устанавливается более

200 различных электродвигателей постоянного тока. Двигатели постоянного

тока широко используются в электрической тяге, в приводе подъемных

устройств, для привода металлорежущих станков. Мощные двигатели постоянного

тока применяются для привода прокатных станов и на судах для вращения

гребных винтов. Постоянный ток для питания двигателей получается с помощью

генераторов постоянного тока или выпрямительных установок, преобразующих

переменный ток в постоянный.

Генераторы постоянного тока являются источником питания для

промышленных установок, потребляющих постоянный ток низкого напряжения

(электролизные и гальванические установки). Питание обмоток возбуждения

мощных синхронных генераторов осуществляется во многих случаях от

генераторов постоянного тока (возбудителей).

В зависимости от схемы питания обмотки возбуждения машины постоянного

тока разделяются на несколько типов ( с независимым, параллельным,

последовательным и смешанным возбуждением).

Ежегодный выпуск машин постоянного тока в РФ значительно меньше выпуска

машин переменного тока, что обусловлено дороговизной двигателей постоянного

тока.

Основные элементы конструкции МПТ

В машинах постоянного тока насажанный на вал роторный сердечник вместе

с заложенной в его пазах якорной обмоткой обычно называется якорем. Якорь

машины постоянного тока вращается в магнитном поле, создаваемом обмотками

возбуждения 1, надетыми на неподвижные полюсы 2 (рис 1). По проводникам 6

нагруженной якорной обмотки проходит ток. В результате взаимодействия полей

обмоток возбуждения и якорной создается электромагнитный момент,

возникновение которого можно также объяснить взаимодействием тока якорной

обмотки с магнитным потоком машины.

Из технологических соображений сердечник полюсов обычно набирается на

шпильках из листов электротехнической стали толщиной 0,5—1 мм (рис. 2).

Одна сторона полюса прикрепляется к станине, часто при помощи болтов,

другая — располагается

[pic]

Рис. 1. Устройство машины постоянного тока:

1 — обмотка возбуждения; 2 — полюсы; 3 — ярмо; 4 — полюсный

наконечник; 5 — якорь; 6 — проводники якорной обмотки; 7 — зубец

якорного сердечника; 8 — воздушный зазор машины

Рис. 2. Полюс машины постоянного тока:

2 — полюсный сердечник; 2 — воздушный зазор; 3 — полюсный наконечник; 4 —

обмотка возбуждения 5 — болт для крепления полюса; 6 — ярмо

вблизи якоря. Зазор между полюсом и якорным сердечником является рабочим

воздушным зазором машины. Со стороны, обращенной к якорю, полюс

заканчивается так называемым полюсным наконечником, форма и размер которого

выбираются таким образом, чтобы способствовать лучшему распределению потока

в воздушном зазоре. На полюсе размещается катушка обмотки возбуждения.

Иногда в малых машинах полюсы не имеют обмотки возбуждения и выполняются из

постоянных магнитов. Часть станины, по которой проходит постоянный

магнитный поток, называется ярмом.

Основная часть потока Ф (см. рис. 1), создаваемого обмоткой

возбуждения, идет через сердечник 2 северного полюса N, воздушный зазор 8,

зубцы 7 и спинку якоря 5, после чего поток проходит аналогичный путь в

обратной последовательности к южному соседнему полюсу S и через ярмо 3

возвращается к северному полюсу N. Поток Ф проходит замкнутый путь, который

показан на рис. 1 линиями магнитной индукции. Полярность полюсов чередуется

(северный, южный, северный и т. д.).

На рис. 3, а представлено распределение магнитной индукции в воздушном

зазоре двухполюсной машины в функции геометрического угла ?. Начало

координат и выбрано посередине между полюсами. В этой точке значение

индукции равно нулю. По мере приближения к полюсному наконечнику индукция

возрастает, сначала медленно (до точки а) у края полюсного наконечника, а

затем резко. Под серединой полюсного наконечника в точке b индукция имеет

наибольшее значение. Кривая распределения индукции располагается

симметрично относительно оси полюса и в точке с, находящейся посередине

между полюсами, проходит через нуль, затем индукция меняет знак. Кривая cde

является зеркальным отображением относительно оси абсцисс кривой oabc.

Области, в которых индукция имеет положительное и отрицательное значение,

чередуются. В общем случае машина может иметь р пар полюсов. Тогда при

полном обходе всего воздушного зазора разместится пространственных

периодов изменения индукции, так как каждый период соответствует длине

поверхности сердечника якоря, расположенной под двумя полюсами. Например, в

четырехполюсной машине (р=2) имеются два пространственных периода (рис. 4).

В теории электрических машин, кроме угла ?г, измеряемого в геометрических

градусах, пользуются также понятием угла ?э, измеряемого в электрических

градусах. Принимают, что каждому пространственному периоду изменения кривой

распределения индукции соответствует электрический угол ?э=360 эл. град или

2? эл. рад. Поэтому

?э=??г (1)

например, на рис. 3 видно, что при числе пар полюсов р==2 имеем ?э=2ссг.

При вращении ротора в проводниках якорной обмотки индуктируется э. д. с.

Согласно закону электромагнитной индукции э.д.с.. проводника

Рис. 3. Кривые изменения магнитной индукции в пространстве и э.д.с.

проводника якорной обмотки во времени:

а — пространственное распределение индукции под полюсом; б — изменение

э.д.с.. проводника во времени; в — выпрямленное при помощи

коллектора напряжение на щетках

e=B?l?, (2)

где Ва — нормальная составляющая индукции в точке, определяемой углом а, в

которой в данный момент времени находится проводник, тл;

I — активная длина проводника, т. е. длина, в которой индуктируется э.

д. с., м;

v — скорость перемещения проводника относительно потока, м/сек.

[pic]

Рис. 4. Распределение потока в четырехполюсной машине:

а — чередование полюсов; б — распределение индукции в воздушном зазоре

При работе машины длина l активного проводника сохраняется неизменной.

Поэтому в случае равномерного вращения (v=const) имеем

e?B?. (3)

Из выражения (3) следует, что при равномерном вращении якорной обмотки

изменение э.д.с е проводника во времени (см. рис. 3, б) в соответствующем

масштабе повторяет кривую распределения индукции в воздушном зазоре В?,

(см. рис. 3, а). Анализируя кривую изменения э.д.с. во времени, видим, что

в проводниках якорной обмотки индуктируется переменная э.д.с.

В двухполюсной машине за один оборот вращения в проводниках якорной

обмотки индуктируется э.д.с., частота которой f=n/60 гц, где n— скорость

вращения потока относительно проводника, вычисляемая в оборотах в минуту.

Если машина имеет р пар полюсов, то за один оборот ротора под проводником

пройдет р пространственных волн магнитного поля. Они наведут э.д.с.,

частота которой в р раз больше, т. е.

[pic] (4)

Выражение (4) определяет частоту э.д.с. многополюсной машины. Оно

показывает, что частота э.д.с. пропорциональна числу полюсов машины и

скорости ее вращения.

В системе единиц СИ скорость вращения w имеет размерность электрический

радиан в секунду. Подставляя в (4) значение w, выраженное через

механическую скорость вращения

[pic]

имеем

[pic] (5)

В машинах постоянного тока для выпрямления э.д.с. применяется

коллектор, представляющий собой механический преобразователь, выпрямляющий

переменный ток якорной обмотки в постоянный ток, проходящий через щетки во

внешнюю цепь. Коллектор состоит из соединенных с витками обмотки якоря

изолированных между собой пластин, которые, вращаясь вместе с обмоткой

якоря, поочередно соприкасаются с неподвижными щетками, соединенными с

внешней цепью. Одна из щеток всегда является положительной, другая —

отрицательной.

[pic]

Рис. 5. Выпрямление э.д.с. при помощи коллектора:

1— медные пластины; 2 — виток обмотки якоря; 3 — щетки; 4 — внешняя

электрическая цепь

Простейший коллектор имеет две изолированные между собой медные

пластины, выполненные в форме полуколец (рис. 5), к которым присоединены

концы витка якорной обмотки. Пластины коллектора соприкасаются с

неподвижными контактными щетками, связанными с внешней электрической цепью.

При работе машины пластины коллектора вращаются вместе с витками якорной

обмотки. Щетки устанавливаются таким образом, чтобы в то же время, когда

э.д.с. витка меняет знак на обратный, коллекторная пластина перемещалась от

щетки одной полярности к щетке другой полярности. В результате этого на

щетках возникает пульсирующее напряжение, постоянное по направлению (см.

сплошную кривую 1 на рис. 3, в).

[pic]

Рис. 6. Устройство коллектора:

1 — корпус; 2 — стяжной болт, 3 — нажимное кольцо; 4 — изоляционная

прокладка; 5 — «петушок» — часть коллекторной пластины, к которой



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.