на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Пластиковые карточки

эквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за

вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки -

клиент банка -эквайра (см 3 , 3а), то последний проводит расчет

непосредственно с владельцем (6). Банк посылает выписку с указанием сум

подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец

карточки - клиент другого банка, схема расчета усложняется. Банк-эквайр

получает деньги от банка эмитента через систему информационного обмена

(интерчейндж) (7) . При этом банк-эквайр уплачивает эмитенту комиссию за

интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент

получает платеж от владельца карточки (8).

Такова общая схема расчета при покупке товара с применением

банковской кредитной карточки. За ее рамками остается ряд важных

операционных и технических деталей, которые будут рассмотрены позже.

3. Выгоды системы карточных расчетов для ее участников.

Быстрое распостранение банковских кредитных карточек, их превращение

в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди

широких групп населния служит наглядным свидетельством того, что эта фоорма

расчетов выгодна основным категориям участников системы. Каковы эти выгоды?

Владельцы карточек. Основные привлекательные черты для владельццев

карточек заключается в следующем:

- удобство пользования

- автоматическое предоставление банковского кредита

- возможность отсрчить погшение долга

- регулярное получеие полной информации о произведенных операциях.

Торговцы. Для этой категории участников карточные расчты имеют

следующие преимущества:

- расширение продаж и привлечение новых покупателей

- возможность предоставления кредита без использования собственных

средств и ведение специальных систем учета

- снижение риска благодаря замещению банковских чеков карточками.

Банки. Банки выступили инициаторами внедрения кредитных и других

видов карточек, рассчитывая получить следующие выгоды:

-увеличение потребительских ссуд

- расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы

-”перекрестная” продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам

карточек

- получение дополнительного дохода в форме комиссионного

вознаграждения и процентных поступлений.

II. БАНКИ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КАРТОЧНЫХ РАСЧЕТОВ.

В системах банковских карточек проводится четкое функциональное

разграничение между банками эмитентами карточек и банками-эквайрами. Первые

обслуживают владельцев карточек, открывают им специальные счета и выполняют

функции процессинга, вторые предоставляют комплекс услуг торговым

предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и

услуг. В начальный период становления карточных систем большинство банков

выполняло одновременно фукции эмитента и эквайра. Однако в результате

конкуренции ставка дисконта, уплачиваемая торговцами, снизилась настолько,

что операции эквайринга огли приносить доход только крупным банкам и

специализированным учреждениям, получающим экономию на массштабах оперций.

Соответственно произошла концентрация эквайринга у немногих учреждений.

Остановимся более подробно на специфике функций эмитента и эквайра.

1. Банк-эмитент.

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:

- выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца

карточки, эмбоссинг, выссылка карточки клиенту, возобновление карточки).

- анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя,

открытие карточного счета, определение кредитного лимита)

- авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения

сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла,

взаимодействие с системами информационного обмена)

- обмен информацией и получение комиссии за интерчейндж

- биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с

указанием сумм и сроков погашения задолженности)

- бухгалтерский учет операций по карточному счету

- взыскание просроченной задолженности и контроль превышения

кредитного лимита

- работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб)

- обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка

отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов)

- маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации

операций по карточным счетам)

Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное

решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного

изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если

результаты анализанеблагоприятны для клиента, ему могут предложить

дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100%-й

авторизации в режиме реального времени.

Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся

существующая информация с заявки вводится в компьтер,где создается файл-

мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента,

его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный

лимит, омер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно

подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки

клиента.

Необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в

процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок производства

карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов

и находится под строгим контрлем. Доступ разрешается узкому кругу лиц,

чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих

отправке владельцам.

После высылки карточки по почте владельцу сообщается ПИН-код,

используемый для идентификации владельца при операциях через электронные

терминалы и банковские автоматы. Коеверт с ПИНом высылается обычно через

несколькодней после высылки арточки. Кроме того на карточке часто

указываетсядата, с которой она становится действительной. Все этоделается

для того, чтобы снизить опасность незаконного использования карточки, если

она будет похищена при пересылке.

Мы уже говорили об авторизации торговой сделки банком-эмитентом. Она

производится двумя способами:

- через электронный терминал в торговом предприятии

- по телефону (голосовая авторизация)

Терминалы устанавливаются в крупных торговыхцентрах с

большимежедневным оборотом. Обычно терминалы производят 100%-ю авторизацию

всех сделок в автоматическом режиме. При наличии электронного терминала

центральный компьютер торгового центра напрямую соединен с центральным

компьютером систем информацтонного обмена, например “Визанет” или

“Банкнет”

Голосовая авторизация применяется там, где обьем сделок относительно

невелик. Как и авторизация через терминал, она осуществляется, когда сумма

покупки превышает установленный лимит для одной операции или в тех случаях,

когда существуют сомнения по поводу личности предьявителя карточки.

Авторизация должна проводится быстро, чтобы не заставлять покупателя

ждать. Вместе с тем, это весьма трудоемкая процедура, требующая времени и

внимания.

Работник отвечающий на запрос, фиксирует на клавиатуре своего

терминала следующие данные:

- идентификационный номер торгового предприятия (минимум 16 знаков)

- номер счета владельца карточки (16 знаков)

- дату истечения срока карточки (4-6 знаков)

- сумму операции (5-10 знаков)

Следовательно, прежде чемдать ответ на запрос, необходимо набрать на

экране дисплея от 40 до 50 знаков.

Чтобы контролировать быстроту и правильность работы сотрудников

авторизационного центра, банки устанавливают определенные критерии: среднюю

скорость ответа работника банка на авторизационный запрос (в секундах с

момента телефонного звонка до начала ответа), правильность ответа (по

записи на ленте), быстроту реакции, если карточка числится в

“горячем”списке (hot list),когда требуется вызвать службу безопасности и

т.д.

Биллинг. Банк эмитент периодически, обычно раз в месяц , посылает

клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, ге указываются

комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку связи с

проведением операций, обьзательную минимальную сумму погашения долга и

новый остаток задолженности. Эта процедра называетсся биллингом (billing),

дата выписки - датой выписки (billing date), период между двумя датами -

(billing cycle), а сам документ выпиской по биллингу (billing statment).

Согласно “Закону о справедливом кредитном биллинге”, принятому в США в 1977

г., выписка по биллингу должна быть выслана банком клиенту не позднее чем

за 14 дней до наступления даты платежа.

Выписка по биллингу содержит важную информацию для банка и его

клиента. Прежде всего указывается номер карточного счета в банке.

Клиентможет иметь несколько карточек, и поэтому номер счета необходим ему

для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о

кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится

неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель

свидетельствует, что установленныый банком кредитный лимит не превышен

клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые

не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Биллинговый цикл обычно

составляет 30 дней. Кроме того, банк сообщает клиенту дату окончания

данного биллингового цикла. Все сделки сообщения о которых поступили в банк

позднее этой даты, будут включены в расчетследующего цикла. Указывается так

же конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы

вступившие поздннее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет

взимать сбор за просрочку. Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму

обьязательного платежа. затем приводятсясведения о самой операции, которую

осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это прежде всего, дата,

которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся у

владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской

проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так

как начиная с нее банк рассчитываеи среднедневный остаток задолженности,

необходимый для определения комиссинного сбора. Каждой операции с карточкой

присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения

спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе

перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием

названия и адреса торгового или сервисного предприятия.

Важным этапом подготовки банком биллинговой выписки является рачсет

суммы финансового сбора за операции с кредитной карточкой. Этот сбор

складывается из двух элементов: периодический финасовый сбор,

трансакционный финансовый сбор. Периодический финансовый сбор

расчитывается как произведение установленной банком месячной периодической

ставки по ссуде на среднедневный остаток задолженности. Расчет производится

в три этапа: с начала определяется сумма остатков непогашенной

задолженности на каждый день биллингового периода, затенм эти остатки

суммируются и общая сумма делится на число дней цикла. Порученный

среднедневный остаток умножается на месячную периодическую ставку.

Другими трансакционный финансовый сбор - плата за кассовый аванс

взятый в банке счет карточной кредитной линии. Этот аванс может быть

получен непосредственно в банке, по почте или через банкомат. В договоре об

открытии карточного счета банк обычно указывает процент, взимаемый за

каждый кассовый аванс а так же минимальную сумму сбора. На кассовый аванс

не распространяется льготный период, и он должен быть погашен полностью с

момента получения в течении месяца.

Приведем пример расчета финансового сбора. Примем следующие исходные

данные:

Среднедневный остаток непогашенной задолженности по счету клиента

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.