и барабаны колес выходят из строя в результате водородного
изнашивания);
o железнодорожного транспорта (водородному изнашиванию подвергаются
рельсы и колеса вагонов);
o автомобильного транспорта (водородное изнашивание резко снижает срок
службы цилиндров и поршневых колес двигателей, тормозных накладок,
тормозных барабанов и дисков сцепления, а также лопаток бензиновых
насосов и других деталей агрегатов автомобилей);
o морского флота (водородному изнашиванию подвергаются узлы трения,
смазываемые водой);
o деревообрабатывающей промышленности (водородное изнашивание
деревообрабатывающего инструмента и рабочих органов машин сдерживает
рост производительности труда в отрасли);[1]
o техники Севера (одной из причин быстрого изнашивания машин, работающих
на Севере, является охрупчивающее действие водорода, который при
низких температурах не рассасывается в поверхностных слоях, а
концентрируется между зоной трения и объемом материала трущейся детали
вследствие значительного перепада температур);
o химического машиностроения (узлы трения машин и оборудования
химической промышленности изнашиваются, главным образом, в результате
действия водорода);
o техники будущего (в новых машинах расширяется применение титана и его
сплавов; при трении эти материалы, обладая низкими антифрикционными
свойствами, весьма сильно поглощают водород и подвергаются водородному
изнашиванию).
При ведущейся в России и США широкой работе по созданию двигателей для
автомобилей и самолетов на водородном топливе исследователи должны заранее
принять меры защиты деталей от водородного изнашивания.
Проблема водородного изнашивания имеет комплексный межотраслевой
характер, а поэтому требует привлечения к ее решению ученых различных
специальностей (металловедов, физиков, химиков, специалистов по
триботехнике), и должна выполняться по единому плану.
Проблема создания «безызносных» узлов трения машин
До последнего времени генеральным направлением по борьбе с изнашиванием
в машиностроении было повышение твердости трущихся поверхностей детали. В
промышленности разработано большое количество методов повышения твердости
деталей (хромирование, азотирование, цементирование и т. д.). Многолетний
опыт свидетельствует, что это направление позволило в большей степени
повысить надежность трущихся деталей машин. Однако постоянное стремление к
уменьшению массы машин и повышению интенсификации рабочих процессов привело
к увеличению давлений в узлах машин и скоростей скольжения и ухудшило
условия смазывания. Кроме того, требования к повышению КПД механизмов, а
также применение специальных смазочных материалов и жидкостей привело к
тому, что традиционные методы увеличения износостойкости деталей повышением
их твердости во многих случаях перестали себя оправдывать. В процессе
поиска средств увеличения износостойкости деталей машин в нашей стране
открыт избирательный перенос при трении.
Избирательный перенос (ИП) – это комплекс физико-химических явлений на
контакте поверхностей при трении, который позволяет преодолеть
ограниченность ресурса трущихся сочленений машин и снизить потери на
трение. ИП есть особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным
образованием в зоне контакта неокисляющейся тонкой металлической пленки с
низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. На пленке
образуется в свою очередь полимерная пленка, которая создает дополнительный
антифрикционный слой. ИП, его системы снижения износа и трения (системы
СИТ), разработанные А. А. Поляковым, не вытекают из ранее имевшихся
представлений о трении и изнашивании. Процессы, составляющие сущность ИП,
находятся на стыках разделов химии, физической химии, физики, синергетики и
механики. Сложность ИП состоит также в том, что ряд его химических и
физических процессов не встречался в практике исследований трения.
Большинство химических реакций ИП являются гетерогенными, поэтому их
изучение затруднено.
Но в то же время ИП имеет в своей основе полезные физико-химические
явления и группы явлений (систем). Они подавляют изнашивание, снижают
сопротивление сдвигу и обладают свойством самоорганизации, а иногда и
способностью к обратной связи с возбуждающей причиной. Их основная ценность
состоит в том, что они работают дифференцированно против факторов, ведущих
к разрушению поверхности. Почти каждая из систем имеет глубокое содержание;
например, система защиты от водородного изнашивания представляет собой
целое трибологическое направление. Традиционной системой снижения износа и
трения (СИТ) является самопроизвольное образование слоя смазочного
материала при трении с граничной смазкой в результате адсорбции молекул
смазочного материала на поверхности. А в ИП имеется максимальное число
систем СИТ, и эффект здесь наиболее полный и существенный. Весьма полезным
свойством ИП является также свойство работать в средах, где трение при
граничной смазке не может эффективно выполнять свои функции. ИП проявляет
способность перестройки защитных систем, которые варьируются в зависимости
от свойств среды, являющейся исходным материалом для образования системы
снижения износа и трения.
Исследование механизма ИП, его закономерностей и областей рационального
применения привело к некоторому изменению установившихся ранее взглядов на
ряд вопросов триботехники: структуру и свойства тонких поверхностных слоев
трущихся деталей машин, механизм изнашивания и смазочного действия, пути
создания смазочных материалов и присадок к ним, оптимальную структуру и
свойства износостойких и антифрикционных материалов и приработочных
покрытий и т. д.
ИП применен или апробирован в машинах: самолетах, автомобилях, станках,
паровых машинах, дизелях тепловозов, прессовом оборудовании, редукторах,
оборудовании химической промышленности, механизмах морских судов,
магистральных нефтепроводах, электробурах, холодильниках, гидронасосах,
нефтепромысловом оборудовании. ИП применяется также в приборах и может быть
использован для повышения стойкости режущего инструмента при сверлении,
фрезеровании, протягивании, дорновании и резьбонарезании.
ИП позволяет: 1) при изготовлении машин экономить металл (15-20%) за
счет большей грузоподъемности (в 1,5-2 раза) пар трения; 2) увеличить срок
работы машин (в 2 раза), сократить период приработки двигателей (в 3 раза)
и редукторов (до 10 раз), соответственно сократить расход электроэнергии;
3) в подшипниках качения и скольжения уменьшить расход смазочных материалов
(до 2 раз); 4) повысить КПД глобоидных редукторов с 0,7 до 0,85; винтовой
пары с 0,25 до 0,5; 5) увеличить экономию драгоценных металлов (золота,
платины, серебра) в приборах в 2-3 раза за счет большей надежности
электрических контактов.
Необходимо отметить, что сейчас в триботехнике ясно проступают черты
новой концепции трения, основанной на глубокой теоретической проработке
раздела физики – термодинамики образования самоорганизующихся структур при
необратимых процессах. Разработка этой теории, а также дальнейшее развитие
работ по созданию практически неизнашиваемых узлов трения машин,
оборудования и приборов с использованием ИП – одни из важнейших проблем
современной триботехники.
Программа исследований водородного изнашивания и избирательного переноса
Избирательный перенос при трении и водородное изнашивание металлов – это
два совершенно противоположных явления, и их физические механизмы сложны.
Изучение водородного изнашивания и ИП находится еще в начальной стадии,
поэтому как в теоретическом плане, так и в плане разработки и реализации в
промышленности новых методов борьбы с изнашиванием машин и оборудования на
основе этих явлений необходимо создать комплекс исследований, результаты
которых могут решить задачи, поставленные перед триботехникой.
Исходя из известных представлений о водородном изнашивании, выполненных
научно-исследовательских работ и потребностей производства, необходимо
проводить работы в следующих направлениях:
o разработки приборов и методов исследования водородного изнашивания
деталей машин;
o изучение процессов наводороживания металлов при трении с фрикционными
пластмассами для оценки количественных характеристик перераспределения
водорода в поверхностных слоях, изучение свойств наводороженного
металла при трении, влияние режимов трения на наводороживание с
широким использованием новейших методов исследования;
o исследование наводороживания наиболее изнашиваемых деталей машин и
оборудования в процессе эксплуатации и оценка вклада в снижение их
износостойкости как биографического, так и образуемого при трении
водорода с целью разработки требований к качеству конструкционных
материалов, смазочным материалам и специальным жидкостям, применяемым
в узлах трения;
o исследование влияния электрического и магнитного полей на процессы
наводороживания при трении с целью определения количественных
характеристик процессов и разработки новых путей борьбы с водородным
изнашиванием;
o изучение процессов наводороживания поверхностей трения при различных
видах обработки поверхностей трения деталей (механические, термические
и химико-термические);
o исследования подавления водородного изнашивания пары трения металл-
древесина с целью повышения стойкости режущего инструмента при
обработке древесных изделий;
o разработка методов подавления водородного изнашивания в узлах трения,
смазываемых водой при высоких давлениях и скоростях скольжения;
o разработка методов подавления водородного изнашивания узлов трения с
титановыми сплавами с целью повышения их антифрикционных характеристик
и расширения применения в узлах трения;
o изучение общих закономерностей водородного изнашивания и выявления
областей его проявления, а также создания научных основ борьбы с ним;
o изучение действия водорода при абразивном изнашивании в условиях
действия коррозионно-активных сред и повышенной влажности, фреттинг-
коррозии, контактной усталости, коррозионно-механического изнашивания,
кавитации и эрозии;
o разработка методов подавления водородного изнашивания деталей
авиатехники, нефтехимического оборудования, железнодорожного
транспорта (рельсов, коле, деталей двигателей тепловозов, в частности
цилиндров и поршневых колес), инструмента по обработке меховых
изделий, деталей сельскохозяйственных машин и других отраслей техники.
К первоочередным задачам по изучению ИП при трении следует отнести:
o создание комплекса приборов и установок для изучения ИП;
o исследование работоспособности шариковых и роликовых подшипников, а
также зубчатых передач в условиях ИП;
o создание новых эффективных металлоплакирующих присадок к смазочным
материалам, обеспечивающих режим ИП в двигателях внутреннего сгорания
как для приработки, так и для установившегося режима работы;[3]
o исследование конструктивных особенностей смазочных систем при работе
на металлоплакирующих смазочных материалах, определение их
эксплуатационных характеристик и оценка эффективности их применения;
o исследование возможности применения ИП при штамповке, дорновании,
протяжке, определение оптимального состава смазочно-охлаждающих
жидкостей и их эффективности;
o исследования трения без смазочного материала в режиме ИП в парах
металл-металл, металлополимер-металл;
o разработка новых масел и смазок, обеспечивающих металлоплакирование в
зоне контакта трущихся деталей, создание опытного производства таких
материалов и внедрение их на промышленных предприятиях.
Опыт применения избирательного переноса в промышленности показывает, что
успех перехода на использование принципиально новых смазочных материалов
для узлов трения, технологических процессов, новых материалов и конструкций
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|