для вузов. Эта программа была разработана для преподавания управления
качеством в Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической
академии и в 1995г. была одобрена и утверждена учебно-методическим
объединением по образованию в области производственного менеджмента.
Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних
специалистов, полезно привлекать собственных работников, практически
занимающихся изучаемыми вопросами и знающими специфику предприятия и
местные условия.
По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и
умений работников предприятия для их официальной аттестации, а также для
определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе.
Организацией обучения должен заниматься отдел подготовки кадров, но
программы обучения по вопросам качества должны разрабатываться службой
качества с привлечением, при необходимости, своих или сторонних
специалистов.
1.3.6. Мотивация персонала
Важное значение мотивации персонала для эффективной деятельности
организации подчеркивали еще основоположники науки управления, когда
Ф.Тейлор говорил о дружественном сотрудничестве с администрацией, А.Файоль
и Г.Эмерсон-о справедливом вознаграждении, а Г. Форд ввел 8-часовой рабочий
день и минимальный уровень заработной платы.
Но в полной мере значение мотивации персонала нашло отражение в
доктрине «человеческих отношений», доказавшей важность человеческого
отношения к работникам для повышения производительности труда и качества
продукции.
В управлении качеством мотивация персонала - это побуждение работников
к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.
В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам
возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения
к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной
заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А
без заинтересованности любые планы повышения качества вероятнее всего
останутся лишь на бумаге.
Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень их
образования и культуры требуют применения различных способов мотивации. В
самом деле, подходы к мотивации в научно - исследовательском институте и
исправительно-трудовой колонии должны быть, очевидно, разными. Поэтому для
достижения желаемого эффекта необходимо не только представлять себе общую
характеристику персонала, а хорошо знать личные цели и стремления каждого
работника.
Основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы, но
большое значение имеет также премирование за высокое качество, штрафные
санкции за брак, социальные и моральные меры поощрения.
Дополнительно к этому могут применяться и другие способы мотивации.
Наиболее известные среди них - предоставление возможности получения
образования или занятия научной деятельностью, создание благоприятных
условии для работы, стимулирование кружков качества, присвоение почетных
званий, плановое продвижение по службе, распространение акций предприятия
среди работников и т.д.
В зависимости от контингента работников для их мотивации используется
то или иное соотношение «кнута и пряника», демократический или авторитарный
стиль управления, реализуется так называемый партисипативный метод
управления (привлечение работников к участию в управлении предприятием).
Особенностью работ по мотивации персонала на предприятиях является
необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.
Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран
выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном
уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США,
учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия
присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий:
промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В Японии в 1951 году была
учреждена премия Деминга. Эта премия присуждается не только предприятиям,
но и отдельным лицам.
Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании,
Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991
году была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по
результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства,
управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы,
удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на
общество, результаты бизнеса.
И, наконец, в 1996 году в России была учреждена ежегодная
правительственная премия в области качества [Стандарты и качество. 1996. №
5]. Премия будет присуждаться организациям за достижение «...значительных
результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их
безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов
управления качеством». Ежегодно будет присуждаться не более 12 премий.
Роль подобных премий заключается не только в том, чтобы отметить
достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не
меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших путем
проведения ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер
для улучшения работ в области качества.
В настоящее время в правительстве ведутся разработки возвращения
«знака качества» на достойные отечественные товары.
1.3.7. Контроль качества
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления
качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам,
которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.
Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные
определения контроля. В стандарте ИСО 8402 говорится, что контроль - это
деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или
оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных
результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли
соответствие по каждой из этих характеристик.
В других источниках встречается более широкая трактовка контроля,
когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление
запланированных и полученных результатов и принятие корректирующих мер.
Однако такое понимание контроля больше соответствует термину
управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит
дублирование функции «планирование качества», которая включает в себя
определение нормативов, а также функции «разработка и внедрение
корректирующих мероприятий», которые уже были выделены в виде
самостоятельных управленческих функций.
Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в
стандарте ИСО 8402, где под контролем понимается измерение полученных
характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует
позиции одного из основоположников менеджмента -А.Файоля, который
предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных
функций.
На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля
качества :
В зависимости от места контроля и этапов работ:
- контроль проектирования,
- входной контроль материалов и комплектующих изделий,
- контроль за состоянием технологического оборудования,
- операционный контроль при изготовлении,
- авторский надзор за изготовлением,
- активный контроль приборами, встроенными в технологическое
оборудование,
- приемочный контроль готовой продуции,
- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В
зависимости от охвата контролируемой продукции:
- выборочный контроль,
- сплошной контроль.
Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем
использования различных физических, химических и других методов, которые
можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
Среди разрушающих методов:
- испытания на растяжение и сжатие;
- испытания на удар;
- испытания при повторно-переменных нагрузках;
- испытания твердости.
В числе неразрушающих методов:
- магнитные (например, магнитографические методы);
- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);
- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Рассматривая функцию «контроль», нельзя не сказать о метрологическом
обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение
какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность
традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении
качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком
средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их
периодической поверки обеспечить требуемую точность измерений.
Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую
деятельность, в первую очередь следует упомянуть закон РФ о единстве
измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении
метрологической пригодности измерительного оборудования .
Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. В словаре
терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение:
испытание - это определение или исследование одной или нескольких
характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических,
природных или эксплуатационных факторов и условий.
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от
целей существуют следующие основные виды испытаний:
- предварительные испытания - это испытания опытных (головных)
образцов для определения возможности приемочных испытаний;
- приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов
для определения возможности их постановки на производство;
- приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для
определения возможности его поставки заказчику;
- периодические испытания - это испытания, которые проводятся один
раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;
- типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения
существенных изменений в конструкцию или технологию.
1.3.8 Статистические методы контроля качества
Для анализа результатов контроля качества широкое распространение
получили методы статистического контроля качества (Statistical Quality
Control - SQC). Наиболее известными среди них стали «семь инструментов
контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в
Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и
доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих «семи
инструментов» входят: метод расслоения, графики, диаграмма разброса,
диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты,
гистограммы.
Краткое содержание этих методов применительно к управлению качеством
заключается в следующем:
Диаграмма Парето
Диаграмма Парето (Pareto diagram), названная так по имени ее автора,
итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно
представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря
этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов,
которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов
целесообразно дополнительно использовать причинно - следственную диаграмму.
После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма
Парето с целью проверки эффективности принятых мер.
[pic]
Рис 3. . Диаграмма Парето
Причинно-следственная диаграмма
Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram)
применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим
потерям. Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на
Страницы: 1, 2, 3, 4
|