на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии

для вузов. Эта программа была разработана для преподавания управления

качеством в Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической

академии и в 1995г. была одобрена и утверждена учебно-методическим

объединением по образованию в области производственного менеджмента.

Для обучения вопросам качества, кроме приглашения сторонних

специалистов, полезно привлекать собственных работников, практически

занимающихся изучаемыми вопросами и знающими специфику предприятия и

местные условия.

По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и

умений работников предприятия для их официальной аттестации, а также для

определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе.

Организацией обучения должен заниматься отдел подготовки кадров, но

программы обучения по вопросам качества должны разрабатываться службой

качества с привлечением, при необходимости, своих или сторонних

специалистов.

1.3.6. Мотивация персонала

Важное значение мотивации персонала для эффективной деятельности

организации подчеркивали еще основоположники науки управления, когда

Ф.Тейлор говорил о дружественном сотрудничестве с администрацией, А.Файоль

и Г.Эмерсон-о справедливом вознаграждении, а Г. Форд ввел 8-часовой рабочий

день и минимальный уровень заработной платы.

Но в полной мере значение мотивации персонала нашло отражение в

доктрине «человеческих отношений», доказавшей важность человеческого

отношения к работникам для повышения производительности труда и качества

продукции.

В управлении качеством мотивация персонала - это побуждение работников

к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.

В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам

возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения

к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной

заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А

без заинтересованности любые планы повышения качества вероятнее всего

останутся лишь на бумаге.

Разнообразие личных целей и стремлений работников, уровень их

образования и культуры требуют применения различных способов мотивации. В

самом деле, подходы к мотивации в научно - исследовательском институте и

исправительно-трудовой колонии должны быть, очевидно, разными. Поэтому для

достижения желаемого эффекта необходимо не только представлять себе общую

характеристику персонала, а хорошо знать личные цели и стремления каждого

работника.

Основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы, но

большое значение имеет также премирование за высокое качество, штрафные

санкции за брак, социальные и моральные меры поощрения.

Дополнительно к этому могут применяться и другие способы мотивации.

Наиболее известные среди них - предоставление возможности получения

образования или занятия научной деятельностью, создание благоприятных

условии для работы, стимулирование кружков качества, присвоение почетных

званий, плановое продвижение по службе, распространение акций предприятия

среди работников и т.д.

В зависимости от контингента работников для их мотивации используется

то или иное соотношение «кнута и пряника», демократический или авторитарный

стиль управления, реализуется так называемый партисипативный метод

управления (привлечение работников к участию в управлении предприятием).

Особенностью работ по мотивации персонала на предприятиях является

необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.

Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран

выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном

уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США,

учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия

присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий:

промышленным, в области услуг и мелкому бизнесу. В Японии в 1951 году была

учреждена премия Деминга. Эта премия присуждается не только предприятиям,

но и отдельным лицам.

Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании,

Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991

году была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по

результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства,

управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы,

удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на

общество, результаты бизнеса.

И, наконец, в 1996 году в России была учреждена ежегодная

правительственная премия в области качества [Стандарты и качество. 1996. №

5]. Премия будет присуждаться организациям за достижение «...значительных

результатов в области качества продукции или услуг, обеспечение их

безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов

управления качеством». Ежегодно будет присуждаться не более 12 премий.

Роль подобных премий заключается не только в том, чтобы отметить

достижения лучших предприятий. В последнее время они стали играть не

меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших путем

проведения ими самооценки по критериям премий и принятия необходимых мер

для улучшения работ в области качества.

В настоящее время в правительстве ведутся разработки возвращения

«знака качества» на достойные отечественные товары.

1.3.7. Контроль качества

Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления

качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам,

которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.

Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные

определения контроля. В стандарте ИСО 8402 говорится, что контроль - это

деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или

оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных

результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли

соответствие по каждой из этих характеристик.

В других источниках встречается более широкая трактовка контроля,

когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление

запланированных и полученных результатов и принятие корректирующих мер.

Однако такое понимание контроля больше соответствует термину

управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит

дублирование функции «планирование качества», которая включает в себя

определение нормативов, а также функции «разработка и внедрение

корректирующих мероприятий», которые уже были выделены в виде

самостоятельных управленческих функций.

Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в

стандарте ИСО 8402, где под контролем понимается измерение полученных

характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует

позиции одного из основоположников менеджмента -А.Файоля, который

предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных

функций.

На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля

качества :

В зависимости от места контроля и этапов работ:

- контроль проектирования,

- входной контроль материалов и комплектующих изделий,

- контроль за состоянием технологического оборудования,

- операционный контроль при изготовлении,

- авторский надзор за изготовлением,

- активный контроль приборами, встроенными в технологическое

оборудование,

- приемочный контроль готовой продуции,

- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В

зависимости от охвата контролируемой продукции:

- выборочный контроль,

- сплошной контроль.

Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем

использования различных физических, химических и других методов, которые

можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.

Среди разрушающих методов:

- испытания на растяжение и сжатие;

- испытания на удар;

- испытания при повторно-переменных нагрузках;

- испытания твердости.

В числе неразрушающих методов:

- магнитные (например, магнитографические методы);

- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);

- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);

- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).

Рассматривая функцию «контроль», нельзя не сказать о метрологическом

обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение

какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность

традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении

качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком

средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их

периодической поверки обеспечить требуемую точность измерений.

Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую

деятельность, в первую очередь следует упомянуть закон РФ о единстве

измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении

метрологической пригодности измерительного оборудования .

Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. В словаре

терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение:

испытание - это определение или исследование одной или нескольких

характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических,

природных или эксплуатационных факторов и условий.

Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от

целей существуют следующие основные виды испытаний:

- предварительные испытания - это испытания опытных (головных)

образцов для определения возможности приемочных испытаний;

- приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов

для определения возможности их постановки на производство;

- приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для

определения возможности его поставки заказчику;

- периодические испытания - это испытания, которые проводятся один

раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;

- типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения

существенных изменений в конструкцию или технологию.

1.3.8 Статистические методы контроля качества

Для анализа результатов контроля качества широкое распространение

получили методы статистического контроля качества (Statistical Quality

Control - SQC). Наиболее известными среди них стали «семь инструментов

контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в

Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и

доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих «семи

инструментов» входят: метод расслоения, графики, диаграмма разброса,

диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты,

гистограммы.

Краткое содержание этих методов применительно к управлению качеством

заключается в следующем:

Диаграмма Парето

Диаграмма Парето (Pareto diagram), названная так по имени ее автора,

итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно

представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря

этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов,

которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов

целесообразно дополнительно использовать причинно - следственную диаграмму.

После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма

Парето с целью проверки эффективности принятых мер.

[pic]

Рис 3. . Диаграмма Парето

Причинно-следственная диаграмма

Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram)

применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим

потерям. Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.