индикаторе радиолокационное изображение ордера кораблей и выбирал цель для
поражения. Убедившись в “захвате” и уверенном сопровождении цели, выдавал
команду на пикирование. При этом процесс телеуправления заканчивался, КР
выходила на малую высоту и осуществляла самонаведение на выбранную цель.
Предусматривался также режим автономного выбора цели с последующим
самонаведением.
Много проблем необходимо было решить при проектировании бортовой
системы управления и размещении ее в ограниченном объеме. Принципиальным
для корабельной системы управления была разработка радиолиний
телеуправления, работающих в трех различных диапазонах волн с единым
комплексированным антенным постом. Антенный пост с общим
электрогидравлическим приводом объединял три широкодиапазонных антенных
устройства и конструктивно вписывался в носовую часть рубки ПЛ. Такое
оригинальное решение позволило применить на ПЛ антенны с высокой
направленностью.
Обширная программа экспериментов была проведена в ЦАГИ по определению
аэродинамических характеристик КР. Руководил этой работой и принимал
непосредственное участие в экспериментах академик А.А. Дородницин.
Модельные испытания позволили получить значения основных аэродинамических
характеристик и уточнить теоретические расчеты.
Большой объем испытаний был проведен по системе управления КР П-6.
Наряду с лабораторными испытаниями макета было признано целесообразным
проведение натурных испытаний в условиях, максимально приближенных к
реальным. Макеты размещались на вертолете и самолете-лаборатории.
После проведения полной программы летных испытаний комплекс был принят
на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота.
Главной задачей комплекса П-35 было избирательное поражение надводных
кораблей противника за пределами радиогоризонта. В процессе создания
комплекса П-35 необходимо было решить целый ряд проблем, аналогичных
проблемам, связанным с комплексом П-6. Для реализации избирательного
поражения цели в СУ также был положен (аналогично комплексу П-6) принцип
телеуправления. На ракете устанавливался специально разработанный
турбореактивный двигатель, на котором для уменьшения потерь на входе
двигателя впервые был поставлен воздухозаборник с коническим центральным
телом. При первых лабораторных испытаниях помехозащищенности СУ были
получены количественные характеристики и показана возможность использования
СУ комплекса П-35 в условиях организованного радиопротиводействия.
На основании результатов летных испытаний комплекс противокорабельного
ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных
и стационарных наземных пусковых установок. Так как ракета была практически
полностью отработана, то уже в 1963 г. приступили к совместным испытаниям
комплексов, которые были успешно завершены в 1965 г.
Можно отметить еще несколько разработок модификаций ракеты П-35. Так,
например, были выполнены проработки подвески КР П-35 под самолет, а также
создан вариант ракеты с увеличенной дальностью полета. Позднее были
подготовлены материалы размещения ракеты на скоростных катерах, а также
ракеты с торпедой для поражения подводных лодок. Разработка различных
модификаций свидетельствует о стремлении расширить область применения
ракеты П-35. Это сыграло положительную роль при последующих работах по
созданию универсальных крылатых ракет различного назначения.
Разработка комплексов П-6 и П-35 с самонаводящимися крылатыми ракетами
для избирательного поражения морских целей явилась крупным вкладом в
оснащение ВМФ современным ракетным оружием. Их создание стало принципиально
новым и важным шагом в ракетизации флота, а полученные при этом опыт и
прогрессивные технические решения были использованы при последующих
разработках новых типов противокорабельных ракет.
На Совете Обороны в 1969 г. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков оценил
создание противокорабельных комплексов с крылатыми ракетами как наше
национальное достижение.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ
Первые крылатые ракеты, разработанные НПО “Машиностроение”, при всех
своих достоинствах могли стартовать только из надводного положения ПЛ, что
значительно снижало ее скрытность. Новые идеи и накопленный опыт дали
возможность в конце 50-х годов начать разработку нового комплекса
противокорабельной КР “Аметист” с подводным стартом. В процессе создания
впервые были найдены новые принципы проектирования и изготовления
герметичной конструкции крылатых летательных аппаратов. Практическая
реализация данного способа старта явилась удачным разрешением одной из
сложнейших инженерных задач, что стало большим достижением конструкторского
коллектива. Также впервые в практике объединения на ракете применили в
качестве маршевого двигателя твердотопливный ракетный двигатель.
При создании комплекса “Аметист” было проведено большое количество
испытаний в ЦАГИ, связанных со специфическими особенностями подводного
старта ракеты. Анализ экспериментальных данных, полученных на моделях в
баллистическом бассейне, подтвердил правильность заложенных идей и
конструкторских решений и позволил перейти к натурным испытаниям.
Полная программа летно-конструкторских и государственных испытаний
успешно завершилась, и во второй половине 60-х годов комплекс “Аметист”
приняли на вооружение ВМФ. Необходимо отметить, что наша разработка
противокорабельных КР с подводным стартом опередила в этом отношении страны
Запады на 10 лет (первая крылатая ракета США с подводным стартом “Гарпун”
была принята на вооружение только в 1977 г.).
Вслед за комплексом “Аметист” коллектив НПО “Машиностроение” приступил
к разработке комплекса “Малахит” с универсальной КР, способной стартовать
как с ПЛ, находящейся в подводном положении, так и с надводного корабля.
Ракеты “Малахит” имели увеличенную дальность, меньшую высоту полета и более
совершенную систему управления.
Для повышения помехозащищенности системы управления на КР были
установлены два информационных канала: радиолокационный и тепловой. На базе
двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ
реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава
кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно
сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты.
В процессе создания комплекса “Малахит” проводились обширные модельные
испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного
старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в
НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И. Седов, который
внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики
экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ,
был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты
на подводном участке движения.
Успешное завершение большого объема летных испытаний системы
управления на самолете-лаборатории ИЛ-14, модельных испытаний и наземной
отработки КР “Малахит” позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а
затем и государственных испытаний. Техническое руководство испытаниями
осуществлял генеральный конструктор В.Н. Челомей. Комплекс “Малахит” принят
на вооружение ВМФ для подводных лодок проектов 661 и 670М и малого
ракетного корабля проекта 1234.
5. ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
В период сдачи на вооружение комплексов П-6 и П-35 коллектив НПОМ
приступил к разработке нового комплекса - ударного ракетного оружия
“Базальт”. Этот комплекс предназначался для борьбы с самыми мощными
корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось
вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс
готовился на замену комплекса П-6, что наложило отпечаток на конструкцию
крылатой ракеты. На КР был сохранен принцип телеуправления, размещалась
ракета в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые
раскрывались в полете при выходе из контейнера. Так как КР
предусматривалось установить на ПЛ взамен ракеты П-6, которая имела
надводный старт, то пришлось сохранить этот тип старта, который явился как
бы своеобразной “платой” за возможность перевооружения носителя новым
ракетным оружием.
Комплексу “Базальт” присущи большая дальность и высокая сверхзвуковая
скорость полета ракеты: рациональная форма ее траектории позволяет на
конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля; наличие в системе
управления бортовой ЦВМ, способной решать задачи управления полетом и
попадания в цель в сложной помеховой обстановке. Впервые на КР была
использована бортовая станция активных помех, которая воздействовала на
головку самонаведения зенитной управляемой ракеты противника и обеспечивала
неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля. Такие станции активных помех
стали применяться на всех последующих комплексах разработки НПОМ.
Ракета “Базальт” была первой крылатой ракетой с высокой сверхзвуковой
(до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на
конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с
двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались
титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при
повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном
воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было
уделено самое пристальное внимание.
Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких
температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных
трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на
стендах.
Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 г.
перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 г. успешно
прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс
“Базальт” приняли на вооружение ПЛ для замены комплекса П-6. Это был первый
опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс.
Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса -
ракета стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что
увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ
практически без доработок носителя.
Ракетный комплекс “Базальт” устанавливался и на вновь строящихся
надводных кораблях. Он был принят на вооружение в 1977 г. на первом корабле
серии авианесущих крейсеров типа “Киев”. В 80-е годы этим комплексом
вооружали ракетные крейсера типа “Слава”. Комплекс противокорабельного
оружия “Базальт” по своей эффективности и тактико-техническим
характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за
рубежом комплексы аналогичного назначения.
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов “Аметист” и
“Малахит”, генеральный конструктор В.Н. Челомей пришел к заключению о
необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации
условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о
разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-
под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу
“Базальт”. Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки, так
и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование “Гранит”. В
процессе создания комплекса “Гранит” впервые все основные смежники
разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков)
вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе
управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой
эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе
анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам
системы вооружения. Вопросам взаимной увязки элементов системы вооружения
Генеральный конструктор всегда уделял самое пристальное внимание. С момента
создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших
дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными
целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только
с помощью космических аппаратов. Генеральный конструктор В.Н. Челомей
взялся за разработку такой системы.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры
их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны
непосредственно с участием академика М.В. Келдыша. Система состояла из
нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с
которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на
носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс “Гранит” обладал рядом качественно новых свойств. Впервые
создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления.
Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной
вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов,
что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять
истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено
коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ “Гранит” под руководством его
генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской
премии В.В. Павлова.
Из рассмотренных вариантов в качестве маршевого двигателя приняли
турбореактивный двигатель. Впервые была решена сложная инженерная задача
запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой
порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило
успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной
группировки. Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет,
созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь
много новых сложнейших задач, как в ракете “Гранит”. Сложнейшая конструкция
ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в
гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее
элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в 1976 г. начали
летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был
предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных
кораблях: подводной лодке и крейсере “Киров”. Испытания прошли успешно, и
комплекс приняли на вооружение ВМФ.
В настоящее время Россия имеет уникальную группировку подводных лодок
с крылатыми ракетами, способную решать многие задачи в Мировом океане.
Источники:
Крылатые ракеты - национальное оружие России
http://www.navy.ru/science/sor6.htm
Начало формы
Конец формы
[pic]
Страницы: 1, 2
|