Концепция единства структурных превращений вещества и химическая картина мира
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дисциплина: " Концепции современного естествознания "
РЕФЕРАТ по теме № : " Концепция единства структурных превращений вещества и химическая картина мира "
Подготовил: профессор кафедры ГиСЭД, к.ф.н., доц. Номерков А.Л. Проверил: Студент 534 группы Малявкин Г.Н. Белгород - 2008 |
План Реферата | Страницы | | Введение | 4 | | 1. Химическая "технология" и химическое миропонимание (алхимия) цивилизации в ее первоначалах | 4 | | 2. От алхимии - к научной химии: путь действительной науки о превращениях вещества | 10 | | 3. Революция в химии и атомно-молекулярное учение как концептуальное основание современной химии | 12 | | 4. Экологические проблемы химической компоненты современной цивилизации | 16 | | Заключение | 28 | | |
Введение С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе во благо. Человек, например, заметил, что под действием огня одни вещества исчезают, а другие изменяют свои свойства. Скажем, обожженная сырая глина вдруг приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Или, к примеру, из руд научились выплавлять металлы, а, сплавляя эти металлы, - получать различные сплавы: так появилась металлургия. Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, а, создавая, - познавал. Иными словами, науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами. Превращения веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществлёнными человеком. Так, костёр, по образному выражению, стал своего рода первой химической "лабораторией" человечества. 1. Химическая "технология" и химическое миропонимание (алхимия) цивилизации в ее первоначалах Известно, что уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте люди научились выплавлять и использовать для практических целей золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и органические (индиго, пурпур, ализарин). Отсюда, можно полагать вслед за знаменитым французским химиком Мю Бертло, что и само название "химия" произошло от древнеегипетского слова "хемы": так называли людей, населяющих так называемые в Египте "чёрные земли", где были именно развиты указанные выше ремёсла. Однако греческий алхимик Зосима (III-IV вв. н.э.) объяснял происхождения слова "химия" иначе: он понимал под химией искусство делать серебро и золото (в этом смысле химия есть искусство плавки металлов). Известны на этот счет и другие толкования данного понятия. Поэтому необходимо отметить в указанной связи, что до сих пор у учёных нет единого мнения на этот счёт. Химические ремёсла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. не только у египтян, но и в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т.д. Учёные-философы Древней Греции (VII-V вв. до н. э.) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях (от steheia - основа), или элементах (от латинского elementum - первооснова, первоначало), как их стали называть позже. Фалес Милетский считал, что мир - это единое целое, а все, что происходит в природе, есть результат уплотнения или разряжения единой первоматерии, единого первоначала - воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охлаждении и сгущении которого образуется вода, а из неё затем при последующем уплотнении и охлаждении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля: материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно. В 544-483 гг. до н. э. в городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что все "телам" природы присуще вечное движение. Естественно, что первоматерией при этом он признавал самое подвижное и изменчивое начало - огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, "был, есть и будет вечно живым огнём", который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает. Другой древнегреческий философ, Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым, воздух, затем пламя (огонь) и, в конце концов, остаётся зола (земля). Если около пламени будет находится холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырёх началах ("корнях") природы: "Сначала выслушай, что четыре корня всего существующего - Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира... Из них всё, что было, и всё то, что будет". Эти "начала" вечны и неизменны. Анаксагор из города Клазомена в Малой Азии первым высказал предположение, что все вещества состоят из бесчисленного количества первичных начал материи - "семян вещей". Материи свойственны противоположные качества: свет и тьма, теплота и холод, сухость и влажность. Только совокупность этих качеств, взятая в различных соотношениях, обуславливает образования таких начал, как земля и эфир. Здесь необходимо отметить, что тогда же, наряду с учением о "стихиях", развивались и другие представления о строении материи - атомистические. Ярчайшей фигурой древней Греции и всего античного мира был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он как и Эпмпедокл, признавал, что в мире существуют четыре основных "начала" - "стихии" (они же "элементы", иногда "принципы" или "первичная материя"). Под стихиями Аристотель понимал "предельные части", на которые разлагаются все тела. Эти части не делятся дальше и отличаются друг от друга "по виду". К стихиям он относил воду, землю, огонь и воздух; каждая из стихий бала носителем двух свойств из четырёх - влажности и сухости, тепла и холода: воздух теплый и влажный, огонь сухой и тёплый, земля сухая и холодная, вода холодная и влажная. Помимо этих четырёх элементов Аристотель ввёл и пятый, который назвал "сущность". В средние века алхимики стали именовать этот элемент "квинтэссенцией" (от латинского quinta essentia - пятая сущность), "философским камнем", "эликсиром жизни", "великим магистерием", "красной тинктурой", "универсалом", "медикаментом". Таинственному пятому элементу приписывали сверхъестественные свойства. Учения Аристотеля о взаимном превращении элементов и о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о так называемой "трансмутации", в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали вводить учение Аристотеля о пятой сущности так называемые "алхимики". Однако идеи трансмутации вовсе не связаны с Аристотелем, как "первоисточником" этой идеологии, а уходят в более давние времена. В 321г. до н.э. в дельте Нила был заложен новый город - Александрия, названный так в честь завоевателя Александра Македонского. Имея выгодное географическое положение, город стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. Там была основана первая в истории академия - специальное учреждение, где занимались различными исследованиями и обучали известным в то время наукам. До завоевания Египта иноземцами египетские жрецы, знавшие многие химические операции (получение сплавов, амальгамирование, имитация драгоценных металлов, выделение красок и т.д.), держали их в глубочайшей тайне и передавали только избранным ученикам, а сами операции проводили в храмах, сопровождая их пышными мистическими церемониями. После падения этой страны многие тайны жрецов стали известны древнегреческим учёным, которые считали, что получаемые жрецами имитации драгоценных металлов и есть настоящие "превращения" одних веществ в другие, полностью соответствующие законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение натурфилософских представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что впоследствии и было названо арабами "алхимией". Это название вышеуказанных "превращений" возникло в силу определенных политических обстоятельств. Около 640 г. н. э. Египет захватили арабы, а уже в начале VIII в. их власть установилась на огромной территории - от Гибралтара до Индии. Научно-практические знания и культура, усвоенные арабами в покорённых странах (и особенно в Египте), к XII в. достигли Европы. В этом большую роль сыграла торговля между государствами арабского Востока и европейскими странами. Химические знания, пришедшие в Европу от арабов, и стали называть арабским словом «алхимия». Что же это были за знания? Следует отметить, что зачатки именно алхимических взглядов встречались, вообще говоря, у многих народов. В I в.н. э. древнеримский врач и естествоиспытатель Диоскорид написал первую химическую энциклопедию, в которой были изложены способы приготовления известковой воды, медного купороса, белил и некоторых других веществ. В Китае алхимик Вей Паян (II в.) описывает рецепт получения "пилюль бессмертия". Ко Хун (281- 361) также даёт рецепты изготовления "пилюль долголетия'' и искусственного золота. Поиски таких рецептов были распространены и в эллинистическом Египте. От тех времён сохранилось два папируса, относящихся к III веку, - "Лейденский папирус X" и "Стокгольмский папирус". В первом содержится около ста рецептов имитации золота, а во втором, кроме того, описывается подделка жемчуга и крашение пурпуром. Однако основателем собственно алхимии считают греческого алхимика Зосиму - автора многих научных сочинений, в том числе и алхимических ("Имут", где говорится о происхождении алхимии; "О хорошем качестве и составе вод", где описывается получение живительной воды). Среди арабских алхимиков одним из виднейших был принц Калида ибн Казид (ок. 660-704), проведший большую часть жизни в Египте. Он приказал перевести на арабский язык все известные алхимические сочинения. Но истинным «царём науки» арабы называли великого учёного Джабира ибн Гайяна (ок. 721-815), известного в Европе под именем Гебер. Знакомый с учениями древних, он стал последователем Аристотеля, взгляды которого на элементы-качества были переосмыслены арабами. Гайян считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов): серы, являющейся носителем горючести и изменчивости, и ртути - "души" металлов, носителя металличности (блеска, твёрдости, плавкости), а основными химическими процессами являются горение и плавление. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которых входят сера и ртуть в наичистейшим виде и в самой оптимальной пропорции. Разнообразие последних зависит от количественного соотношения серы и ртути и от примесей. Но в природе этот процесс соединения идёт очень медленно, и, чтобы ускорить его, надо добавить "медикамент" (особый препарат), тогда превращение займёт около 40 дней; если же использовать "эликсир", то весь процесс получения золота займёт всего 1 час! Изучал Гайян и свойства, а также способы приготовления многих солей: купоросов, квасцов, селитры и др.; знал получение кислот: азотной, серной, уксусной; при проведении опытов прибегал к перегонке, обжигу, возгонке, кристаллизации. Он считал, что практика и опыты для алхимиков имеют первостепенную важность, без них успех невозможен. Труды Гайяна ("Книга семидесяти", "Книга ядов", "Сумма совершенств", "Книга о печах") изучались в течение многих веков. Учеником прославленного Гебера считал себя крупнейший арабский алхимик Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865-925), автор "Книги тайн" и "Книги тайны тайн". Он первый провёл классификацию известных в то время веществ, разделив их на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные. Ар-Рази признавал трансмутацию неблагородных металлов в благородные, признавал элементы металлов - серу и ртуть, но, не ограничиваясь этим, ввёл дополнительный третий - элемент "соляной природы", являющийся носителем твёрдости и растворимости. Это учение о трёх элементах (сера, ртуть, соль) широко распространилось среди европейских алхимиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|