на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Журналистское расследование

районе, на их улице, в фирме или учреждении, в части, где они служат, что-то

происходит. Мы бы, может, с удовольствием занимались этими делами и сами,

бесплатно, но у нас люди получают зарплату. Каждый раз приходится объяснять:

да, вы пришли с интересным случаем, мы готовы им заняться, но давайте теперь

обсудим денежную сторону вопроса. Почему такая иллюзия, что журналист должен

работать бесплатно? Никому же не приходит в голову прийти в булочную и

заявить, что вот у нас такая сложная ситуация, дайте нам бесплатно двадцать

пять батонов. Почему-то считается, что к журналисту можно прийти, как в

общественную приемную, и сказать: это же ваша обязанность — разобраться в

ситуации. Безусловно, это наша работа. Но в слове “работа” и “заработок”

корень один.

В обычных же случаях происходит так. Выслушав заказчика и поняв, что именно

он хочет получить, мы договариваемся о сумме и забираем одну треть — аванс.

Эти деньги мы отрабатываем следующим образом. Мы делаем не журналистский

материал, а подробную справку по данному делу. Она очень скучная и сухая, в

ней просто разложена вся фактура — имена, фамилии, как дело было и прочее.

Допустим, эта работа идет месяц. Печатать полученные материалы нельзя, их

читать никто не будет — не интересно. Народ рехнется на установочных данных,

на номерах машин, килограммах, баранах и еще чем-то. Но на основе этой

справки, в которой уже есть какие-то выводы, легко сделать читабельный

материал, историю.

И очень часто бывает, что такая справка — результат нашей работы — абсолютно

не устраивают тех людей, которые ее заказали. То есть, не устраивают выводы,

к которым мы пришли. Ну и до свидания. Вот вам справка, можете идти и делайте

с ней что хотите. Но и мы сами можем ее у себя в дальнейшем использовать,

если захотим. Поэтому, когда люди говорят о заказных расследованиях, они в

подавляющем большинстве случаев просто не понимают, о чем идет речь.

Заказными, в нашем понимании, могут быть статьи в различных средствах

массовой информации, но не сами расследования.

— По каким признакам определить, что статья заказная?

— Всестороннее изучение вопроса предполагает совокупное исследование проблемы

из различных источников. В материале непременно должны быть представлены и

факты, и комментарии, и аргументы,и контраргументы различных точек зрения.

Причем, желательно,в равном объеме. Авторская позиция не декларируется в виде

эмоций,она выстраивается самой структурой материала. И всегда видно, когда

тема полностью осваивалась. Если же налицо скакание по верхушкам, то налицо и

ее тенденциозная подача. Это не расследование, это версия. В наше время

вообще о заказном, или, скорее,незаказном характере материала говорить

сложно. Взять журналиста, работающего в газете. Вот он проводит независимое

расследование по теме, которую ему... заказал его редактор, работодатель. Он

же ему просто сказал: займись этим вопросом. И человек будет заниматься,

прекрасно понимая, что тоже принял заказ, но не от человека с улицы, а от

своего начальника. Который, кстати, тоже, может быть, не сам эту тему

придумал, а заинтересованные люди подсказали. И даже оплатили. Ну, не

деньгами, а услугами, еще там чем-то. Всякое же бывает.

Что касается нашей работы, то если имеет место какой-то вопиющий случай, мы

можем и просто так сделать свое дело. Но мы не можем себе позволить делать

это постоянно, потому что должны сами себя окупать и кормить. И у нас, к

сожалению, нет никакой поддержки со стороны государства, которое выделяло бы

что-то для нашего существования. А раз так, то мы должны крутиться в условиях

этого рынка.

— Журналистские расследования — не единственный источник вашего существования?

— Агентство живет за счет того, что у нас очень много заказчиков. И формы

работы самые разные. Продажа ежедневной сводки преступлений и происшествий,

например. Многие иностранцы — журналисты и бизнесмены — становятся нашими

клиентами. Есть также небольшие секреты, которые, на самом деле, секретами и

не являются. В очень серьезных СМИ, например, выходит много нашей информации,

но без нашей подписи. Они просят разрешения опубликовать материалы от своего

имени, и мы не возражаем. Для них это просто дороже стоит. Мы не претендуем

на то, чтобы стояла наша марка, но когда работа не приносит славы, она должна

приносить деньги.

У нас очень большой и хороший архивно-аналитический отдел. Он занимается

исторической работой. Но можно заказать и досье на какие-то фигуры или целые

направления.

Также мы издаем газету “Ваш тайный советник”. Потребность в таком издании

возникла потому, что мы нарабатываем много интересных материалов, которые

далеко не все могут купить по устраивающей нас цене. Проблему реализации

собственной продукции и решает новая газета.

Еще одна форма работы — консультации. Хотя здесь нередко возникают казусы.

Обращаются, например, иностранные журналисты и просят дать интервью. Я

соглашаюсь, а потом оказывается, что вопросы, которые они начинают задавать,

касаются организованной преступности или криминальной ситуации в городе. Но,

позвольте, вас интересую не я как руководитель Агентства, не я как личность,

не мои творческие планы, не мои пристрастия. Вас интересуют мои знания. И

если я даю вам консультацию, выступаю в качестве эксперта, почему я должен

делать это бесплатно? Просто потому что мы — коллеги по цеху?

— И как реагируют обычно журналисты на такой поворот с вашей стороны?

— Абсолютно нормально реагируют. Сначала они ныть начинают, пытаться еще о

чем-то поговорить, но я веду себя очень жестко. Объясняю, да, вопрос, который

вы задаете, нам известен, мы можем дать по нему исчерпывающую информацию.

Более того, она у нас уже написана, сброшюрована и так далее, но, извините,

это наш товар, которым мы не можем разбрасываться. Почему мы должны вам

отдать его бесплатно, тогда как вы сами, вставив его в свой собственный

материал, получите в конечном итоге за него деньги. Это же бред.

Другое дело, что бывают иногда случаи, когда мы идем на какие-то сделки.

Приезжает, допустим, НТВ, просит дать оценку какой-то ситуации и обещает, что

за это наше Агентство прозвучит в “Итогах”. И какая-нибудь подпечатка под

комментарием: “Андрей Константинов, Агентство журналистских расследований,

Санкт-Петербург” тоже имеет свою цену, потому что это раскрутка, это имидж,

реклама. Это трудно измерить деньгами, но кто-то увидит, обратится к нам,

сделает заказ, и так далее. На такие вещи мы можем пойти.

А “подарки” для нас уже пройденный этап. Коллеги берут твой материал

совершенно беспардонно, упомянут тебя в одной строчке: “по мнению такого-то,

дело обстоит так-то и так-то”, и дальше всю свою статью делают на базе того,

что ты им наговорил. Только ты сам к этому никакого отношения как бы и не

имеешь, а все мысли, выводы и их поиск произведены, якобы, самим этим

журналистом. Ну, это же скотство, с моей точки зрения. Я против такой

практики, это неправильно.

— Ваша осведомленность о происходящих в городе событиях на порядок выше

ведомственных пресс-служб и на несколько порядков выше, чем в средствах

массовой информации. Нередко информация, которую вы реализуете, для основной

массы журналистов труднодобываема. Сотрудники правоохранительных органов,

чиновники или избегают говорить о ней, или ссылаются на секретность. Для вас

же, как будто, такой преграды не существует. Как вы этого добиваетесь?

— Мы прекрасно понимаем, что к нам достаточно пристальное внимание, и

работаем самыми обычными методами. Платить за информацию нам приходится

редко. Это миф о том, что везде нужно платить, и только таким образом

приобретается какой-то эксклюзив. Люди, как правило, просто ленятся или не

умеют приложить свои силы к тому, чтобы получить то, что их интересует. Хотя,

конечно, и у нас в каждом отделе есть и оперативные расходы, и еще какие-то

средства на нетрадиционные затраты, но это не является основой работы. Вообще

же так называемый “платник” — человек, который берет деньги за регулярно

предоставляемые сведения — это, по опыту, источник так себе. У нас, в

основном, деньги получают разовые источники. А уж мотивов, как склонить

человека к тому, чтобы он поделился информацией, миллион. Все они изложены,

например, в книгах Дейла Карнеги, дающего ценные советы: как приобретать

друзей и знакомых, как добиться успехов в бизнесе...

Военными и государственными тайнами мы не интересуемся, а все остальные — это

тайны чиновников, они прозрачны, да и сами чиновники не умеют их хранить. При

них же существуют и секретарши, и помощники — огромный аппарат людей, имеющих

доступ к тем или иным сведениям. И они не остаются без нашего внимания.

Но главное заключается в том, что мы имеем возможность тщательнее

использовать те академические навыки, которые известны всем. Мы просто

“окучиваем” наши источники информации так, как это положено нормальным

огородникам. Двум-трем журналистам, которые обычно работают в криминальном

отделе газеты, просто не охватить всего объема ежедневной информации, не

отследить все те сферы, где она может появиться. Им просто не разорваться. У

нас же в Агентстве, где трудится 41 человек, есть возможность работать со

всеми источниками, отсюда и информированность, и глубина проработки той или

иной темы. Одним и тем же делом у нас могут заниматься одновременно несколько

человек. Кроме того, в штате есть специальные люди, которые материалов не

пишут, но занимаются выяснением, выявлением, уточнением и развертыванием

каких-то фактов и подробностей. Подчас они имеют принципиальное значение.

Один журналист, например, напишет: “Этот человек имеет “мерседес”, поэтому он

богатый”. Наш сотрудник сначала выяснит, что упомянутый “мерседес” белого

цвета, 1978 года выпуска и стоит на рынке в три раза дешевле, чем “жигули”.

Соответственно, вывод он сделает, что человек, о котором шла речь, совсем и

не богатый. Улавливаете разницу в подходах?

Кроме того, у нас, повторю, отличные архивы, нормально устроенная и

работающая база. Поэтому конкурировать с нами смешно. Какой-то частный факт

мы, может быть, и можем упустить. Нас обгонят, к примеру, с сообщением о

каком-то происшествии, если наш сотрудник, курирующий тот или иной сектор,

направление, в данный момент заболел или занят чем-то другим, более срочным и

важным. Но это случай. А соревноваться с нами в плане системы бессмысленно,

потому что система всегда переиграет индивидуала.

— Ваши отношения с правоохранительными органами, в силу специфики работы

Агентства, априори должны быть хорошими, доброжелательными, взаимовыгодными.

Но вот вам становится известной какая-то информация, реализация которой может

повредить ходу следствия, и вас просят не публиковать ее. Как вы поступите?

— По-разному. В зависимости от того, кто об этом просит и как он мотивирует

эту просьбу. Все это — вопросы человеческих отношений и собственной нашей

позиции по тому или иному делу. Иногда, действительно, просят, но ты видишь

за этим ложь и какие-то совсем другие мотивы, которые стоят за этой просьбой

— обычную трусость, традиционное “как бы чего не вышло” или что-то еще. В

каждом конкретном случае мы принимаем свое решение, базируясь на каких-то нам

известных данных. Бывает, удовлетворяем такую просьбу, если человек нам много

раз помогал, а теперь просто ему лично нужно, чтобы что-то не было предано

огласке. Конечно, никакая информация не стоит того, чтобы раз и навсегда

испортить отношения с хорошим источником. Это всегда вопрос очень тонких

компромиссов. И потом, если мы будем такими упертыми “отморозками”, то очень

скоро останемся без базы источников.

— А если все-таки происходит так, что вольно или невольно, но вы переходите

дорогу следствию, забежав на каком-то этапе “впереди паровоза”. Например,

спугнули злоумышленника, который был на примете у оперативников, но они до

него еще не добрались. Совесть после этого не мучает?

— Нет, не мучает, потому что правоохранительные органы тоже работают

небезупречно, тоже совершают ошибки. Сыщики точно также могут спугнуть

преступника. И потом, то, что мы пишем, это еще далеко не все из того, что мы

знаем. В какой-то мере мы даже щадим самолюбие правоохранительных органов. А

почему, собственно, нас должна мучить совесть? Когда мы искали одного

человека, который сбежал от разыскивающей его милиции, уверенности в том, что

он находится именно по тому адресу, куда мы направились, было на пять

процентов. Но оказалось, что попали в цвет. Вариант был почти дохлый, и

правоохранительные органы им вообще и не занимались. Мы же подобрали огрызок

с барского стола, а он в результате оказался золотым. Ну, и что теперь? Не мы

же его со стола сбросили. Кто мешал им самим заняться этим направлением? Так

что, у правоохранительных органов никаких претензий к нам не было. Досада

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.