переговорах и конференциях, в том числе на межгосударственном уровне и в
ходе переговоров со Всемирным банком и Международным валютным фондом.
В ходе проверок происходит необходимая классификация службы
внутреннего контроля для соответствующего планирования аудиторских
процедур. Такое требование определено и соответствующим аудиторским
стандартом. Таким образом, выводы внешнего аудита о роли внутреннего
контроля коммерческого банка должно обязательно приниматься во внимание
территориальными управлениями банка России для целей адекватного
реагирования.
Система надзора за финансовыми институтами в России нуждается в
значительных изменениях, что также регулярно подчёркивается различными
международными финансовыми институтами. Первоочередной задачей Центрального
банка РФ становится усиление банковского надзора путём улучшения качества и
оперативности анализа банковской отчётности, унификации и упрощения
процедур составления и представления отчётности, быстрой и эффективной
диагностики банковских проблем, чёткости и выверенности оперативных
действий, контроля за выполнением предписаний, уточнения экономических
нормативов и иных требований к банкам.
Простого подтверждения достоверности со стороны внешнего аудита
балансовых данных и финансового результата, отражённого в отчётности банка,
на современном этапе становится не достаточно. Сегодня пользователей
финансовой информацией волнует не только вопрос о том, реальные ли цифры
отражены в отчётности и соответствует ли бухгалтерский учёт и проводимые
банком операции требованиям законодательства, необходимым становится
независимое слово аудитора о деятельности банка. Акционеров, вкладчиков,
кредиторов интересует вопрос: правильно ли они поступили, вложив свои
капиталы в этот банк, насколько стабильно положение этого банка, и в
конечном счёте, надо ли изымать вложенные средства. Важным является и
вопрос о том, требуется ли смена прежнего руководства банка в связи с
какими-то негативными процессами в банке, которые недоступны обычному
пользователю информации, но являются достаточно явными для аудитора.
Дополнительно достоверность финансовых отчётов интересует: служащих банка,
которым нужны гарантии занятости, возможности роста карьеры и т.д.;
клиентов – на предмет стимулирования своей деятельности при построении
отношений с банком на долгосрочной основе; государственные учреждения – в
вопросах налоговых отчислений.
Таким образом должно меняться содержание банковского аудита. Наряду с
тем, что аудиторы должны оценивать правильность проведения банком всех
операций, как бухгалтерских, так и экономических, больше внимания должно
уделяться тем участникам, которые решают само существование банка.
Одним из основных аспектов организации банковского аудита является
взаимоотношение аудиторских фирм и банка России. При этом инструментом для
определения качества аудиторских заключений служат акты инспекционных
проверок. Однако проверки банка России и аудиторских фирм не согласуются, а
противопоставляются друг другу. Внешний аудит банков не является
необходимым элементом эффективного банковского надзора, наоборот, банк
России осуществляет своеобразный надзор за аудиторами. О необходимости
совершенствования работы в области надзора территориальных учреждений банка
России за деятельность аудиторских организаций говорится в письме банка
России от 26.02.1999 г. № 76-Т «Об организации работы в области банковского
аудита». Представляется, что подход Центрального банка РФ к регулированию
аудиторской деятельности аналогичен подход к коммерческим банкам. Однако,
резкое ухудшение показателей деятельности коммерческих банков, отзыв
лицензий почти у трети их числа и продолжение этого процесса заставляет
банк России усилить свою надзорную по отношению к коммерческим банкам
функцию. Положение в банковской системе должно оцениваться объективно и
такое усиление должно быть обеспечено не только работой соответствующих
подразделений ЦБ РФ, его территориальными управлениями, но и независимыми
аудиторскими фирмами и действенной работой внутреннего аудита в банках.
Банку России следует по иному оценить роль банковских аудиторов и
предоставить им больше прав и возможностей для самостоятельной
аналитической работы.
3. Внутренний аудит – важное условие улучшения качества управления
банками.
Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг,
установление тесного межбанковского сотрудничества, развитие рынка
межбанковских кредитов, с одной стороны, и ухудшение финансового состояния
банков и клиентуры, возникновение периодически критических ситуаций на
межбанковских денежных рынках – с другой, требовали укрепления порядка
управления деятельностью коммерческих банков как с внешней стороны – со
стороны Центрального банка, так и с внутренней – по средствам создания
специальных подразделений в структуре коммерческих банков.
Важным фактором, определяющем условия развития банковской системы,
стало введение новых требований по регулированию деятельности кредитных
организаций со стороны банка России. Приближённая к международным
стандартам регулирования банковской деятельности, Инструкция № 1 ставит
банки, желающие укрепить свои позиции на финансовом рынке, перед
необходимостью повышения профессионализма, разработки и строго соблюдения
внутренних правил управления и контроля за своей деятельность.
Вместе с тем в 1997 г. банк России разработал и утвердил Положение «Об
организации внутреннего контроля в банках», которое предусматривает общий
для всех банков порядок организации внутреннего контроля.
Становление внутреннего аудита коммерческого банка, таким образом,
становится центральным звеном банковского менеджмента.
Для осуществления внутреннего аудита в банке создаётся специальное
подразделение – служба внутреннего контроля. Деятельность отделов данной
службы строиться по специальной программе конфиденциального характере,
утверждённой Правлением банка.
Сведения о службе внутреннего аудита (порядок её образования и
полномочия) должны отражаться в уставах банков.
Таким образом поменялась организационная структура коммерческого
банка. Из второстепенного, зависимого подразделения внутренний аудит
превратился в одну из ведущих структурных единиц банка, возглавляемую
заместителем председателя Правления банка. Отчёт о работе службы
внутреннего аудита обязательно отражается в сводном отчёте коммерческого
банка. Заслуга Центробанка, почти в директивном порядке обязавшего провести
такую реорганизацию коммерческих банков, несомненна. Без этого становление
внутреннего аудита в банках затянулась бы на длительное время.
Основной целью внутреннего аудита является защита интересов
инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением
сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения
надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать
проводимых банком операций и минимизации рисков.
Для достижения поставленной цели служба внутреннего контроля должна
обеспечить координацию действий всех подразделений банка и, прежде всего,
обеспечивать соблюдение всеми службами и сотрудниками банка федерального
законодательства и соответствующих нормативных актов, а также внутренних
документов, определяющих экономическую политику банка. Для этого необходима
разработка всех необходимых нормативных материалов о подразделениях банка и
служебных обязанностях сотрудников. Осуществление контроля с помощью
регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных
сотрудников даёт возможность выяснить степень соответствия их действий и
результатов работы требованиям законодательства, нормативных актов,
внутренних документов, должностных инструкций, внесённых изменений в
документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников.
Должна проверяться также правильность ведения работников первичной
документации, осуществления в полном объёме установленных в банке процедур
сверки, согласования и визирования документов, а также формирования на базе
первичных документов балансовых и отчётных данных.
Меняется характер и цели управления банком. От решения во многом
случайных, спонтанных ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов, валюты и
различного рода банковских услуг банки переходят к выработки долгосрочной
политики. Роль внутреннего аудита в разработке перспективной программы
развития банка высока. Он должен обеспечивать оценку состояния системы
принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития
коммерческой деятельности банка целям, определённым его акционерами
(участниками) и закреплёнными соответствующими документами.
Решение данной задачи предполагает принятие акционерами (участниками)
банка концепции развития кредитной организации в текущем финансовом году с
количественными и качественными критериями деятельности банка.
Служба внутреннего контроля должна предоставлять руководству банка
заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также
предложения о системе внутренних организационных мер, которые необходимо
предпринять для их достижения. Это заключение должно базироваться на
предварительном анализе динамики результатов финансово-хозяйственной
деятельности банка, точности финансового планирования, прогнозирования и
оптимизации основных банковских рисков.
Особое внимание должно быть уделено рассмотрению всех аспектов
осуществления кредитной политики с более подробным изучением вопросов,
связанных с предоставлением крупных кредитов одному заёмщику или группе
связанных заёмщиков, что приводит к концентрации кредитных рисков.
Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций должен быть
направлен на:
* соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров,
объёмов выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;
* установление объёма операций и сделок, свыше которого решения о
проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем
или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом,
Правления и т. п.).
Одним из важных элементов деятельности службы внутреннего аудита
является ознакомление руководства банка со всеми нарушениями в деятельности
подразделений и отдельных сотрудников, разработка и принятие своевременных
и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и
нарушений в деятельности банка.
На этом этапе сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь
право выдавать временные (до решения руководства банка) предписания в целях
недопущения действий, результатом которых может стать нарушение
федерального законодательства, нормативных актов, стандартов
профессиональной деятельности, принятия на себя банком чрезмерных рисков,
что может привести к серьёзным финансовым потерям.
Важное место в деятельности службы внутреннего аудита занимает
контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности,
соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта,
что отвечает и поставленной Центральным банком задаче обеспечения
достоверности предоставляемой кредитными организациями информации. Эта
работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках
последующем контролем.
Особое внимание необходимо уделить системам осуществления платежей и
электронной обработки данных с целью обеспечения безопасности этих
операций, уменьшения риска убытков из-за системных ошибок, потери важных
данных, злоупотреблений.
Как показывают данные аудиторских проверок, много недостатков имеется
у банков в деле обеспечения безопасности хранения материальных и финансовых
ценностей, сохранности активов, проведения внезапных ревизий кассы,
залогов, осуществлении контроля за составлением сейфов и охраны в банке
позволяет упорядочить многие стороны организации банковской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|