на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковские риски

иностранной валюте как в отношении внешних клиентов и контрагентов, так и

по отношению к монополистическим образованиям; регулирование платежей между

головным банком и его филиалами; выбор более стабильной валюты

отфактурирования поставок и т.д.

В стратегическом плане защита от валютного риска тесно связана с

активной ценовой политикой, видами и стоимостью страхования, степенью

надежности страховых компаний как самого банка, так и его контрагентов и

клиентов. Кроме того, почти все крупные банки стараются формировать

портфель своих валютных операций, балансируя активы и пассивы по видам

валют и срокам. В основном все внешние методы управления валютными рисками

ориентированы на их диверсификацию. Для этой цели наиболее широко

используются такие срочные валютные операции, как форвардные, фьючерсные,

опционные (и на межбанковских рынках, и на биржах). Валюта продается на

условиях ”спот” (с немедленным или двухдневным расчетом),

“своп”(спот/форвард, спот между различными банками) или “форвард”

(“аутрайт” между банком и клиентом);

-риски форфетирования, которые возникают когда форфетер (часто им

является банк) берет на себя все риски экспортера без права регресса. Но в

то же время форфетирование ( метод рефинансирования коммерческого риска)

имеет свои преимущества, с помощью которых может быть снижен уровень риска

следующими методами :

— упрощением балансовых взаимоотношений возможных обязательств;

. улучшением (хотя бы временно) состояния ликвидности, что дает

возможность дальнейшего укрепления финансовой устойчивости;

— уменьшением вероятности и возможности потерь путем страхования

возможных затруднений, которые почти неизбежно возникают в период

предъявления застрахованных ранее требований;

— снижением или даже отсутствием рисков, связанных с колебанием

процентных ставок;

— резкого снижения уровня рисков, связанных с курсовыми колебаниями

валют и с изменением финансовой устойчивости должника;

— отсутствием рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных

органов по взысканию денег по векселям и другим платежным документам.

Но, естественно, форфетирование не может быть использовано всегда и

везде. Это один из способов снижения уровня рисков. В настоящее время

Центральный Банк Российской Федерации регулярно публикует так называемую

“валютную корзину” — метод измерения средневзвешенного курса рубля по

отношению к определенному набору других валют.

2.3. Риск стихийных бедствий

И наконец, к внешним рискам относится риск стихийных бедствий или как

его еще называют — форс-мажорных обстоятельств ( РФО ). Он зависит от как

от наличия или отсутствия стихийных явлений природы и связанных с ними

последствий, так и от разного рода ограничений со стороны государства.

Ограничить влияние этих рисков на деятельность банковского учреждения можно

только путем своевременного информирования друг друга об изменении

обстоятельств. Одним из основных способов снижения уровня внешних рисков

является подбор оптимальных форм осуществления своих экспортно-импортных

операций банком или другим банковским учреждением. На практике чаще всего

встречаются две основные формы осуществления внешнеэкономических операций :

а) прямая, к которой можно отнести прямой экспорт — импорт,

осуществление внешнеэкономических связей с помощью различного вида

посредников или посредством дочерних предприятий ( банков) и филиалов,

инвестиционные операции;

б) косвенная, включающая продажу и покупку лицензии; осуществление

франчейзных операций; заключение договора о техническом, управленческом

обслуживании; покупка новых технологий или “ноу-хау”. Эти формы

осуществления межрегиональных и внешнеэкономических связей рекомендуются

для банков, осуществляющих свою деятельность в условиях высокого

странового, валютного (в своей стране и стране партнера), кредитного,

портфельного риска.

3. ВНУТРЕННИЕ РИСКИ

Внутренние риски можно подразделить по их отношению к виду и

специфике банка, к характеру его деятельности (его операций) и к составу

партнеров банка (клиентов и контрагентов). Рассмотрим основные внутренние

риски и способы их минимизации.

3.1. Риски, связанные с видом банка

Банки и банковские учреждения могут быть государственными и частными

(негосударственными), частные банки также подразделяются на кооперативные и

коммерческие. Существует три типа коммерческих банков: специализированные,

отраслевые и универсальные. В каждом из них присутствуют все виды рисков,

но вероятность их возникновения и вид риска зависят от типа самого

банковского учреждения.

Деятельность универсальных коммерческих банков соответствует их

названию. Они занимаются практически всеми видами банковских услуг:

финансовыми, кредитными и расчетными. Кроме того, в последнее время

универсальные коммерческие банки все активнее осуществляют нетрадиционные

операции с различными видами ценных бумаг, лизинг, факторинг, клиринг и

т.д.

Специализированные коммерческие банки ориентируют свою деятельность

на предоставление в основном каких-то конкретных услуг, т.е. имеют четко

выраженную товарную ориентацию. Например, инновационные, инвестиционные,

ссудосберегательные, ипотечные, депозитные, клиринговые и прочие банки.

Другие банки специализируются на обслуживании определенных категорий

клиентов по отраслевому (сельскохозяйственные, промышленные, строительные)

или функциональному (биржевые, страховые, трастовые, кооперативные,

коммунальные) признакам.

И наконец, существует рыночная ориентация деятельности

специализированных коммерческих банков, т.е. они могут быть региональными,

межрегиональными, транснациональными.

Уровень и вид внутренних рисков, с которыми сталкиваются различные

виды коммерческих банков, в основном зависят от специфики их деятельности.

В специализированных коммерческих банках, например инновационных,

преобладают риски, связанные с кредитованием новых технологий. Согласно

результатам выборочного статистического анализа самый большой риск

представляет ввод в эксплуатацию технологической новинки без

квалифицированной предварительной оценки ее эффективности.

Причинами повышенного риска могут быть :

— использование новый технологии начато преждевременно, еще до того,

как затраты на производство приведены в соответствие с реальным уровнем

рыночных цен;

— продукция, выпущенная до того, как покупатель готов платить за

новшества, т.е. объем потенциального спроса недостаточен для того, чтобы

окупить затраты. Следовательно, реальный спрос еще ниже;

— число поставщиков и посредников, привлеченных с перспективой на рост

спроса, избыточно для конкретного рынка( рыночного сегмента, окна, ниши),

что приводит к удорожанию конкретного банковского товара.

Вместе с тем, многие инвестиционные банки имеют, например, более

низкий уровень портфельных рисков, т.к. они имеют возможность предлагать

своим клиентам разнообразные услуги по управлению кредитными портфелями

ценных бумаг. Таким образом, они получают фиксированные доходы. С целью

снижения уровня таких рисков не только сами банки, но и их благожелательные

и искомые контактные аудитории должны проводить активную маркетинговую

деятельность по выявлению реальной и потенциальной емкости рынка и

реального и потенциального спроса на конкретный товар банка (т.е.

определенную банковскую услугу).

В отраслевых банках самое главное значение для уровня рисков имеют

вид и специфика конкретной отрасли (старой или новой, перспективной,

стратегической и т.д.). Деятельность универсальных коммерческих банков

подвержена рискам обоих типов, а также их сочетаниям.

3.2. Риски, связанные со спецификой клиентов банка

По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом

взаимоотношений “Банк — Клиент” является принцип получения прибыли банком

при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом

деле может рисковать ( и он рискует ежедневно в процессе своей

деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его

прибылью. С целью минимизации риска банк должен :

— диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к

диверсификации всех видов риска, т.е. к его рассредоточению;

— стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему

количеству клиентов;

— предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе.

Далее мы более подробно рассмотрим один из способов классификации

клиентов банка, с помощью которой может быть снижен уровень всех видов

банковского риска.

3.2.1. Отраслевой риск (виды клиентов банка в зависимости от принадлежности

к различным отраслям)

Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятий

к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают

предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные

предприятия ; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей

стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец,

предприятия третичной сферы, предоставляющие различного рода услуги (банки,

страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие

свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного). Для снижения

уровня отраслевого риска банку необходимо обслуживать клиентов,

принадлежащим к различным отраслям народного хозяйства. Таким образом,

снижается уровень риска сезонности, так как верхние и нижние точки сезонных

колебаний (традиционные или неожиданные) различных клиентов не совпадают,

риска инфляции, валютных рисков, рисков форс-мажорных обстоятельств.

Отраслевой риск связан с экономической и финансовой динамикой самой

отрасли. Чем отрасль динамичнее, тем выше степень риска.

Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть

сгруппированы следующим образом:

— деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени.

Анализ проводится с помощью специфического анализа уровня среднеквадратных

отклонений;

— внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой

и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия

или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей

(потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета

благожелательных контактных аудиторий.

Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска

является получение “бетта-коэффициента” отрасли. Этот коэффициент

определяет уровень колебаний или отклонений результатов деятельности

конкретной отрасли по отношению к результатам деятельности всей экономики

рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня отраслевого риска

необходима достаточно обширная база данных макроэкономических показателей

за достаточно длительный период времени.

Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий

уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ

проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.

Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо

проводить анализ его уровня не только в статистике, но и в динамике.

3.2.2. Уровень риска банка в зависимости от размера клиента

В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются на три

группы : мелкие, средние и крупные.

Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на

потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им

возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать

высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает

субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными

исследованиями, новыми направлениями и пр.

Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.