на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковский надзор и пути совершенствования в России

проблемными банками: перейти от помощи в выявлении и оценке проблем,

поисков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организационно-

управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных

условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения.

Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в

затруднительное положение банков могут быстро трансформироваться в проблемы

платежеспособности, поскольку ускоренная реализация долгосрочных активов

(нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьезные потери капитала и

может вызвать усугубление финансового положения вплоть до банкротства. Это,

в свою очередь, может сопровождаться для общества значительно большими

издержками, чем своевременное оказание необходимой и адекватной помощи

проблемному банку.

Основным критерием оценки качества надзора должно стать поддержание

абсолютного доверия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным

целям второго порядка — поддержание общей стабильности, предотвращение

банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы

включить:

фактическое обеспечение безопасности вкладов физических лиц;

борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от

нормы;

отслеживание незаконных банковских сделок организациями и лицами, не

имеющими на это лицензии (например, "черный нал"), недобросовестной

рекламы, ограничений конкуренции, несвоевременности зачисления средств на

счета клиентов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны.

Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной

стороны, отсутствие реального механизма защиты вкладов населения обходится

банковской системе в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл.,

находящихся на руках людей, недоверяющих банкирам. С другой стороны, защита

вкладов населения, по существу, означает ограждение коммерческих банков от

риска массового изъятия денег в случае временных трудностей или паники и в

целом уменьшает риск системного кризиса.

Главное содержание банковского надзора, на мой взгляд, должно быть

переориентировано с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни

были) на оценку общей степени концентрации совокупных банковских рисков. К

их числу помимо кредитных рисков и рисков потери ликвидности относятся

процентные, биржевые, валютные, организационные и ряд других, надзор за

которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не

означает усложнения или увеличения объема отчетности коммерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организационных рисков,

связанных с качеством управления кредитных учреждений. Не секрет, что

разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их

управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров.

Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков,

связанных с потенциальной криминализацией банков. А ведь давно стало

понятно, что привлечение и использование средств из сомнительных

источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения

сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость

кредитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и

содержании банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по

воробьям" без серьезной перестройки его инструментария.

Рационализация форм и методов банковского надзора, на мой взгляд, должна

исходить из необходимости:

упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "прозрачности" банка и

без потери информативности;

удешевления (и одновременно повышения их качества и личной ответственности

проверяющих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок

с одновременным переносом их основной тяжести на специализированные

аудиторские фирмы, получающие задания на проверки в территориальных

управлениях. Центрального банка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна

полностью ложиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные

законодательно закрепленные правила деятельности);

полной открытости банковского надзора общественности: серьезные изменения в

нем должны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими

союзами;

максимальной гибкости: любые "модернизации" в банковской деятельности

должны в кратчайшие сроки находить отражение в надзоре. Так,

распространение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует особых

подходов к выяснению новых банковских рисков, новых методов их учета и

регулирования.

Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в

ходе становления экономических структур развитых стран, позволит

сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность

со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых

немыслимо современное рыночное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной

деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172

УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства

возможно исследовать только следственным путем".

Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной

службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству

следственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-

Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории

Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через

корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые

нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств

Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не

поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой

деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд

руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего

законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных

средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".

Кроме того, выявлено, что упомянутые банки открывали у себя счета

российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и

Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к

деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,

состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой

сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются

подсистемы по разным признакам:

размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

организационно-правовой форме (акционерные, паевые);

преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-

импортные и пр.);

принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент

общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным

закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:

надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;

надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи,

а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального

банка.

Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности

денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем

постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия

своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму

ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в

России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных

организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем

создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых

операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе

участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны

располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на

соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть

устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,

соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не

иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными

внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования

Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому

направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля

(внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях

в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля

которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку

России обо всех изменениях в персональном составе руководителей

исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на

данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к

данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на

подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных

организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности

банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в

территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе

с балансами следующие сведения:

об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и

остатках средств на счетах «Ностро»;

об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных

организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных

организациях депозитах;

о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций

депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в

территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с

отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до

10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в

территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам

«Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление

кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в

рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как

резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не

выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками),

бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ

территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности

деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других

странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их

возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней

диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и

которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России

разработана система по выявлению проблемных банков и определению

направлений работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в

надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования

банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с

народнохозяйственной точки зрения направлении.

Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с

акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено

тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к

индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных

трудовых и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики

банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более

углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы,

общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько

промежуточных звеньев.

В последнее время нередко преобладает тенденция переоценки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.